8 ингредиентов «вкусной» e-learning программы

Последние полгода команда МТС Линк активно готовится к запуску нового продукта — Виртуального учебного центра для организации полного цикла обучения. Очень скоро мы расскажем о новом продукте и пригласим постоянных клиентов попробовать его функционал. А пока мы запускаем цикл статей, посвященных digital-обучению и созданию e-learning программ.

Мы попросили Екатерину Лежневу, продюсера e-learning программ, преподавателя курса «Вебинар на 100%», поделиться секретами профессии и собрать в одной статье лайфхаки от преподавателей и экспертов, участвовавших в ее проектах. Екатерина уже более двух лет продюссирует массовые online-программы на самые разные темы: Excel, презентации, программирование, digital-технологии, product management и др.

Для кого эта статья

Эта статья будет полезна тем, кто хочет вплотную заняться онлайн-обучением. Возможно, вы — эксперт, который жаждет поделиться знаниями с другими людьми. Или хотите организовать свою онлайн-школу и зарабатывать на этом. Или работаете в корпорации и должны в сжатые сроки провести обучение для распределенных по регионам сотрудников. Эта статья станет шпаргалкой для вас, если вы хотите разработать «вкусную» обучающую программу, после которой ученики получат полезные, но при этом «аппетитные» и легко усваиваемые знания.

Основы e-learning кулинарии

E-learning программа — это не то же самое, что дистанционный курс. Дистанционный курс вы можете пройти в любое удобное для вас время. Например, освоить его за два часа или растянуть удовольствие на год. С программой такой фокус не пройдет: для любой программы четко определены дата старта и дата окончания. Это, кстати, не только минус, но и плюс: дедлайны и сжатые сроки заставляют нас работать больше и лучше.

Еще одно отличие: в видеокурсе преподаватель, как правило, — говорящая голова, с которой напрямую не пообщаешься. А в рамках программы ученики смогут обсуждать и даже спорить с преподавателями, менторами, кураторами, которые не только передают информацию, но и проверяют домашние задания, дают обратную связь, поддерживают в течение курса. Кроме того, на программе ученики могут познакомиться друг с другом, поделиться новыми крутыми и полезными инсайтами. Программа всегда подразумевает обмен опытом между учениками: распространенный пример — перекрестная проверка домашек.

Теперь, когда мы разобрались с основами e-learning кулинарии, самое время перейти к рецепту. Чем же стоит разбавить и приправить online-программу, чтобы было вкусно?

1. Вебинар

Вебинар — основа вашего блюда.

В e-learning программе должен быть как минимум один вводно-мотивирующий вебинар. На нем можно рассказать о цели программы, мотивировать учеников, напомнить о дедлайнах по домашкам и финальной работе, рассказать об оценках и бонусах. Если программа состоит из серии вебинаров, то именно на первый вебинар ученики приходят почти в полном составе. Помните, первый вебинар — как первое впечатление. Второго шанса уже не будет.

Не менее ответственно стоит отнестись и к заключительному вебинару: подведите итоги и ответьте на вопросы по программе. Если он пройдет смазано, то испортится впечатление от всей программы.

Еще не стоит забывать про вебинары с проверкой домашек, если программа подразумевает наличие заданий и их публичный разбор. Кстати, меня часто спрашивают, обязательны ли домашки. Об этом я тоже расскажу, но чуть ниже.

2. Видеоуроки

Видеоуроки добавляем по вкусу.

Ваша программа может состоять только из вебинаров. Но если вам надоело рассказывать одно и то же в прямом эфире, подумайте: не записать ли вам серию видеоуроков? Видеоурок, в отличие от вебинара, записывается и монтируется заранее. Рекомендуемая продолжительность урока — 5 минут: редкий ученик сможет просмотреть полуторачасовую лекцию от начала до конца — лучше разбить ее на части.

Прежде чем создавать видеоуроки, задумайтесь, насколько часто вам приходится обновлять ваш материал. Если в вашей теме все меняется каждый день, вряд ли есть смысл записывать видеуроки. Например, видеоурок по возможностям рекламы в соцсети через полгода может сильно устареть. А вот видеоуроки по soft skills — переговорам, работе с возражениями, целеполаганию — могут оставаться актуальными несколько лет.

3. Площадка для общения

Одна дискуссия ежедневно.

От других учеников можно почерпнуть не меньше опыта, чем от преподавателя — а в некоторых случаях даже больше.

Создайте сообщество в соцсети или чат в мессенджере — выбор канала коммуникации зависит от вашей аудитории. Целеустремленных мам отправляем в WhatsApp, продуктовых гиков — в Telegram, Excel-специалистов — на специализированный форум или корпоративный портал.

Главный вопрос: что обсуждать с учениками? Вот несколько идей:

  • Попросите каждого рассказать о себе и о своих целях на этот курс.
  • Попробуйте выкладывать и обсуждать в сообществе задания.
  • Рассказываете кейсы из реальной жизни и спрашивайте у учеников, как бы они поступили на вашем месте.
  • Делитесь экспертизой и дополнительными материалами.

4. Полезные материалы

Щедрые щепотки, но не перебарщивать.

Вы можете дать сто полезных ссылок: ученики послушно сохранят их, но потом не откроют ни одной. Почему? Сто — это дико много. Ну серьезно: вспомните, когда вы сами открывали сто безусловно полезных ссылок? Стоит ограничиться двумя-тремя: поберегите вашу аудиторию! Пять — это максимум. Кроме того, скопировать ссылки в чат — мало: на вебинаре с помощью демонстрации экрана покажите, какие полезности есть на рекомендованных ресурсах, где их найти и как ими пользоваться, какие они дают преимущества. И обязательно включите использование рекомендованных сайтов в домашние задания.

В таком случае это будет не сто «мертвых» ссылок, а применимые в реальной жизни знания и умения.

Если вы знаете полезные книги по теме, их также можно включить в обязательную программу и читать по главам: например, на первой неделе читаем, а потом обсуждаем первую главу.

5. Пошаговые инструкции

По вкусу в зависимости от сложности блюда и степени прожарки аудитории.

Иногда ученики, посмотрев вебинар или видеоурок, так и не поняли, что же им делать. Они начинают пересматривать вебинар, ставят запись на паузу раз в минуту, пытаются повторить что-то за преподавателем. Такое случается, когда речь идет о hard skills: я сталкивалась с этим на курсах по использованию Excel, программированию на Python и созданию презентаций. Постарайтесь облегчить участь ваших учеников: попросите ведущего добавить к каждому вебинару или видеоуроку пошаговую инструкцию — детальную и подробную.

Например, недавно мы проводили курс по программированию чат-бота на Python. Группа попалась очень разнородная, и ученикам, чей уровень изначально не был достаточно высоким, удалось пройти программу во многом благодаря пошаговым инструкциям.

6. Email-рассылки

По одной после каждого урока.

Даже если у вас есть сообщество в соцсети или чат в мессенджере, старые добрые рассылки никто не отменял. И поверьте: рассылки — это всегда эффективно.

Что включить в рассылку? Вот несколько идей:

  • Отправляйте ученикам домашние задания.
  • После каждого урока кратко суммируйте в письме все полученные знания и навыки.
  • Делитесь полезными «плюшками»: презентациями, ссылками, анонсами интересных событий и т.д.

Обязательно задумайтесь над оформлением рассылок — добавьте картинки и кнопки: простыню текста с гиперссылками читать никто не будет!

7. Домашние задания

Раз или два в неделю.

Домашние задания — залог успеха любой программы. Поэтому подойти к домашке нужно ответственно.

Задания не должны быть слишком сложными и в то же время — слишком простыми. Лучше составить разные по сложности задания: ученики могут прийти на курс с разным уровнем подготовки. Чтобы продвинутые не заскучали, а «чайники» не загрустили, пусть каждый выбирает задание по себе.

Например, кому-то в качестве первого задания по Python будет достаточно написать «Hello, world!», а кто-то сможет сразу написать программу посложнее.

Обязательны ли домашние задания? Да, иначе обучение превратится в одностороннее получение информации. Информации, с которой вряд ли кто-либо что-либо будет делать. Замерить эффективность такого обучения будет довольно сложно. И следующий пункт как раз об этом.

8. Прогресс и статистика

Подавать на десерт.

Обязательно замеряйте эффективность каждого вебинара и видеокурса. Можно задать в чате классический вопрос: «Оцените по шкале от 1 до 10: порекомендовали бы вы этот вебинар/видеокурс коллеге?» Иногда (к сожалению) ваше впечатление от программы может сильно расходиться с впечатлением учеников: важно вовремя это заметить и сразу же отреагировать.

Также можно давать ученикам развернутый опросник в начале и в конце программы, чтобы сравнить ожидаемый и конечный результаты.

Вот и все: вебинары просмотрены, домашки сделаны, обратная связь получена — и наше блюдо готово! Если в ваших кулинарных книгах есть другие секретные ингредиенты — делитесь в комментариях.

Всем знаний — вкусных и полезных!