Хороший тренер — плохой вебинарист?

Хороший тренер — плохой вебинарист? | Фото 1

Последние несколько лет я дважды в неделю посещаю вебинары — как участник, спикер или тренер вебинаристов. И вот любопытное наблюдение: в онлайне хорошему тренеру очень часто мешает его офлайн-опыт.

Два показательных вебинара — две очень интересных для меня темы. Первый вебинар ведет «прожженный» тренер: слишком старается — и знакомство, и практика, и вопросы, и отработка. Досмотреть не смогла. Второй вебинар ведет обычный консультант. Просидела полтора часа с открытым ртом, что-то записывала в блокноте — судорожно и редко (чтобы не потерять мысль).

И мне стало обидно: ну почему так? Почему от профессионального тренера охота зевать, а от наплевавшего на все правила «балабола» — глаз не оторвать?

А дело в том, что установки «прожженного» офлайн-тренера часто не работают в онлайне. Вот несколько примеров.

Установка: Вовлекай участников!

На тренинге: Задаем вопросы.

На вебинаре: Задаем вопросы.

Пример: Вебинар на 100 участников. В начале вебинара тренер говорит: «А давайте познакомимся! Кто из какого города?» — и простыня ответов.

Что делаю я: Работаю, ковыряюсь в телефоне, пока тренер зачитывает простыню. Жду, когда уже перейдем к делу.

Совет: То, что можно узнать из статистики вебинара (город, профессия и т.п.), нужно узнавать из статистики. Первый вопрос должен быть таким, чтобы и ведущему, и участникам было интересно читать ответы. Например: начался ли у вас сезон? Или: сколько вы ведете клиентов?

Все рабочие моменты — до начала вебинара. Например, мы проводим серию вебинаров. Мне нужно понимать: пришли «старенькие» или «новенькие»? До начала вебинара я пишу в чате: «Сегодня мы проводим шестой вебинар из серии. Сколько вебинаров серии вы посетили? Напишите цифру от 1 до 5». Потом персонально здороваюсь с мастодонтами, подбадриваю новичков.

Установка: Отрабатывай навыки!

На тренинге: Ролевые игры, упражнения.

На вебинаре: Вопросы в чате, тесты.

Пример: Вебинар по продажам на 20 участников. Тренер спрашивает: «Как бы вы ответили на возражение «дорого»?». Тишина. «Алена! Оля! Лена! Вы здесь?»

Что делаю я: «А что я, крайняя? Пусть другие напишут!» Или долго-долго пишу, отвлекаясь. И когда тренер уже потерял надежду и перешел к следующей теме — вуаля!

Совет: Требуйте только односложные ответы: поставить плюсик сможет каждый. Все открытые вопросы переделайте в тесты с вариантами ответа: это также не потребует от участников подвига.

Установка: Выстраивай свой статус среди участников!

На тренинге: Начать со вступления, знакомства и правил.

На вебинаре: Слайд с логотипом компании, слайд с клиентами компании, слайд с заслугами перед отечеством и т.д.

Пример: Тренер заводит: «А сейчас я коротко (врешь!) расскажу о деятельности компании…»

Что делаю я: «У нас всего час! Да когда ты уже начнешь?!»

Совет: Люди инвестируют в вас свое рабочее время: они приходят за конкретными советами, а не за вашими регалиями. Фраза «Я уже …надцать лет работаю в компании!» может вызвать восхищение, а может — сочувствие.

Установка: Не торопись! Качество важнее количества!

На тренинге: Слушаем каждого. Говорим с каждым. Монолог как в театре — с эффектными паузами.

На вебинаре: Театр одного актера — конечно, с паузами.

Пример: Спикер на вебинаре говорит драматично и с выражением: паузы, риторические вопросы. Старается, в общем.

Что делаю я: Посмотрю вебинар в записи: там можно перематывать. А если тренер еще и презентацию вышлет — прекрасно: смотреть не буду.

Совет: Будьте динамичны! 1 час = 30 слайдов. Каждый слайд — двухминутный комментарий: «А вот здесь посмотрите…, переключаю». Говорите громко, не затягивайте. Но и контент не зажимайте: участники пришли за знаниями. Вот и дайте им эти знания — и еще чуть-чуть: фана, легкости, доброжелательной атмосферы.

Какие мы сделали выводы?

Мы с коллегами проанализировали этого неправильного «балабола» еще раз и решили: вебинар ≠ очный тренинг. Вебинар = выступление вроде TED: зажигающее, заставляющее задуматься и срочно начать что-то делать.

Вебинары бывают разные — для разной целевой аудитории и с разными задачами. Мы проводим бесплатные вебинары для клиентов по продукту, реже — по продажам. Цель вебинаров — дать аргументы и технологии, которые участники смогут применять в работе. Наша мантра: Человек пришел на вебинар за решениями. Открытый вопрос без заранее придуманного правильного ответа на вебинаре воспринимается как: «мне было лень сочинять, придумаем вместе». Иногда это прокатывает на тренинге. На вебинаре — никогда.

Если участник задал вопрос, я радуюсь не только мысленно, но и вслух: благодарю за вопрос и обязательно отвечаю. Обычно после этого вопросов становится больше. Разумеется, у спикера должен быть ответ на любой вопрос. В идеале — на следующем слайде.

Советую еще отпустить ситуацию и до конца вебинара не переживать: кто вас слушает, в каком количестве, кто пришел, кто ушел и т.п. Не важно, ставят тебе плюсик, жуют под твое выступление сардельку или жадно ловят каждое слово. Главное — выложиться по максимуму и выступить хотя бы лучше, чем вчера.

Это мега-цель. Первый вебинар, который я попыталась провести в таком режиме, моя сведенная челюсть помнит до сих пор: час такого вебинара сравним по вложенным усилиям с днем тренинга. Зато было круто: стало больше комментариев и участников.

Проводить в таком режиме каждый вебинар пока не получается: до идеала далеко. Вместо спикера TED наружу упорно лезет тренер. Хорошо, что наши участники терпеливы.