Как вовлечь аудиторию на вебинаре

Как вовлекать участников на вебинаре | Фото 1

С каждым годом вебинары становятся все популярнее, однако все еще не до конца осознаются как особый формат коммуникации с аудиторией. Простой неосмысленный перенос очного общения в формат вебинара не всегда оказывается эффективным. Основная причина — виртуальная «стена» между спикером и аудиторией.

Часто спикеры забывают следить за настроением аудитории, не контролируют усвоение материала и не просят обратной связи по содержанию вебинара. Если участники заскучали или ничего не понимают, вы вряд ли получите от вебинара ожидаемого эффекта. Начинающие вебинаристы часто ощущают, что разговаривают с экраном, и переживают, что участники заскучали, параллельно читают соцсети или вовсе вышли из вебинарной комнаты. Знакомо? Впрочем, есть и хорошие новости: «стену» между ведущим вебинара и аудиторией разрушить можно. При условии, что вы знаете и учитываете специфику цифрового общения.

В сегодняшней статье мы рассмотрим несколько вовлекающих приемов, которые сделают ваши мероприятия интереснее и эффективнее, а также позволят привлечь внимание участников к вебинару.

Что в теории?

Чтобы понять масштаб проблемы, мы попросили Марию Лебедеву, заведующую Лабораторией инновационных средств обучения Института Пушкина, рассказать о специфических механизмах привлечения и удержания внимания в цифровой среде.

Важнейшая особенность коммуникации в цифровой среде — специфические механизмы привлечения и удержания внимания. Классическое исследование Филиппа Гуо показало, что внимание слушателей массовых онлайн-курсов падает в среднем после 6–9 минут видеоурока. То есть, если вебинар представляет собой монолог ведущего, то через 6–9 минут после его начала вы начнете стремительно терять слушателей.

В цифровой среде значительно активнее работает ориентировочный рефлекс — механизм реакции на неожиданные внешние раздражители. «Что такое?!» — говорит наш мозг, когда на экране вдруг всплывает уведомление о новом сообщении, а соцсети сообщают о новых комментариях и лайках. Когда вы ведете вебинар, все эти дистракторы конкурируют с вами за внимание слушателя. Выигрывает тот, кто ярче, громче, неожиданнее и быстрее.

Цифровая коммуникация полимодальна. Сложный термин означает простую вещь: на экране мы привыкли взаимодействовать одновременно и с текстом, и с картинкой, и с видео, и со звуком. Запахи и тактильные ощущения пока не работают (впрочем, до поры до времени). Не используете полноценно все модальности — не вовлекаете слушателя.

Цифровая коммуникация прагматична. С экрана мы лучше воспринимаем детальную информацию — интересные нам факты, ключевые слова, полезные инструкции. Как показывают исследования, именно в цифровую эпоху развилось умение быстро распознавать потенциальную значимость контента. Кроме того, именно ориентация на практику помогает связать онлайн-общение с офлайновой жизнью нашей аудитории. Тут только два варианта: «Узнай — и тут же примени» или «Закрой компьютер и забудь».

Цифровая коммуникация предполагает сразу много разновидностей. Вебинар похож одновременно на общение:

  • массовое — аналогичное телеэфиру (или радиоэфиру, если слушатель отвлекся и не смотрит на экран);
  • публичное — аналогичное лекции, семинару, презентации;
  • межличностное — в том случае, если мы используем адресность, например, в чате или взаимодействуя после вебинара.

Это значит, что при правильной подготовке мы можем задействовать преимущества каждого типа общения. Например, исследование Высшей школы экономики показало, что привлечение гостя при создании видеоурока значительно повышает интерес студентов. Узнаете, откуда прием? Верно, из ток-шоу.

А что на практике?

Теперь, понимая природу коммуникации на вебинаре, мы можем тестировать различные приемы вовлечения и удержания внимания слушателей.

Работа с контентом

Предоставьте слушателям возможность принять участие в действительно интересном для них мероприятии. Уделите особое внимание содержанию вебинара: если вы не можете дать аудитории качественный и интересный контент, остальные приемы вовлечения вряд ли сработают.

Чтобы участнику было легче ориентироваться в содержании вебинара, разбейте контент на отдельные «шаги» и покажите эту траекторию в начале мероприятия. После каждого шага напоминайте участникам, где вы находитесь, сколько уже прошли (а значит, что уже знаете, умеете) и что ждет впереди. Этот прием также позволяет разбить большой объем информации на маленькие кусочки для лучшего усвоения.

Интерактивность

Помните исследование Гуо — и старайтесь каждые 10 минут переключаться из режима «говорящей головы» в режим «собеседника». Активно используйте чат, опросы, инструменты для рисования. Если позволяет время, дайте нескольким участникам выйти в эфир и высказаться вслух.

Важно в самом начале вебинара задать такой тон общения, при котором участникам будет легко взаимодействовать с вами. Вовлекайте вопросами о мнении слушателей про все на свете: про тему вебинара, про удобный способ подачи информации, про задание, которое вы только что дали, про обмен материалами после вебинара. Начните вебинар с опроса: так вы сможете «разогреть» вашу аудиторию и заставите ее сосредоточиться на содержании мероприятия.

Элементы геймификации

Геймификация — это сложно и не всегда эффективно. Однако, если использовать ее правильно, она приведет к нужным вам результатам.

Например, вместо стандартных вопросов в начале вебинара «слышно/видно?» или «откуда вы?» спросите участников об их ожиданиях и постарайтесь максимально подстроить содержание вебинара под их потребности, даже если вам придется немного импровизировать. В начале выступления вы также можете предложить участникам на выбор несколько тем, связанных с общей тематикой вебинара.

Стимулируйте аудиторию задавать вопросы — например, объявите , что автор самого интересного вопроса (или большего количества вопросов) получит подарок.

Неожиданность и юмор

Включите в презентацию смешной ролик, используйте гифки вместо статичных картинок, не задерживайтесь долго на одном слайде. Если позволяет время и формат, включите в вебинар задание, в котором участникам нужно будет оторваться от экрана и сделать что-нибудь на стороннем ресурсе в сети (например, найти информацию или пройти тест) или в офлайне (например, сфотографировать и отправить в чат вебинара). Только не забудьте четко обговорить время, к которому необходимо вернуться в вебинарную комнату.

Чтобы вебинар не превратился в монолог, можно также пригласить на мероприятие гостя — например, второго ведущего. Если у вас нет такой возможности, найдите полезное видеоинтервью с экспертом.

Чтобы аудитория не заскучала, попробуйте пошутить — разумеется, если уверены в своем чувстве юмора. Расскажите смешную историю, чтобы дать участникам отдохнуть и придать вебинару более неформальный и доверительный характер. Многие онлайн-тренеры убеждены, что моменты, в которые вам удается вызвать смех у слушателей, лучше фиксируются в памяти, поэтому зачастую юмористические «импровизации» в их докладах заранее спланированы.