Фокусировка через барьер
Здесь нужно последовательно задать себе следующие вопросы: «Какая проблема? Где и как проявляется? Что мешает решить?» Выпишите, что может мешать человеку изучать, к примеру, китайский язык: «Слишком сложно», «А вдруг искусственный интеллект научится переводить с китайского быстрее, чем я выучу язык?», «Мне кажется, китайский придется учить всю жизнь». Придумав решение этой проблемы, вы ускорите создание образовательной программы.
Фокусировка через мотив
Обратитесь к теории капиталов, чтобы понять, какой из них учащийся может закрыть через программу: социальный, физический, символический, экономический, политический, профессиональный, культурный, административный. Что движет человеком? Почему он выбрал изучать китайский язык? Разбирая потребности, мы можем создавать увлекательные учебные блоки для любого человека. Допустим, ему сказали, что за Китаем будущее, и он учит язык, чтобы иметь хорошую работу, то есть закрыть экономический и профессиональный капиталы. С помощью этой потребности можно погрузить учащегося в будущее, где ему нужно будет решать вопросы мировой важности и только от его знания языка будет зависеть исход.
Фокусировка через навык
Здесь важно понять, чему вы хотите обучить на курсе. Например, на курсах китайского языка вы можете помочь ученикам развить навыки исследования, коммуникации, презентации. Значит, блоки по развитию таких навыков должны входить в курс. Например, человек, знающий китайский, должен обладать гибкостью сознания, чтобы быть готовым к бесконечным диалектам разных провинций Поднебесной. Поэтому программа и модель обучения должны исходить из методик и техник, стимулирующих эту черту.
Фокусировка через ценности
В воспитании любого специалиста важны не только навыки и знания, но и социальные ориентиры. По ним студент совершает те или иные действия. Среди ценностей могут быть дружелюбие (вы как методист помогаете найти лучший онлайн-переводчик из существующих, а не говорите, что это не ваше дело и вообще ими нельзя пользоваться), инициативность (вы как методист ставите учащегося в ситуацию, когда ему нужно сообщить об ошибке, а не умолчать о ней).
Пройдя по всем дорогам, вы сформируете четкое понимание, чего именно хотите от курса. И следующим этапом начнете искать подходящий социальный контекст, в котором учащемуся будет комфортно и интересно.