Как отдел по привлечению лидов перешел на Scrum и наконец выдохнул

Продакт-оунер Илья Герасимов и скрам-мастер Маргарита Кочеткова из команды лидогенерации МТС Линк считают, что организация работы по Scrum — это не только для разработчиков. Они внедрили его в работу команды и сделали процессы быстрее и прозрачнее.
 
Рассказали для блога, как используют фреймворк и работают с онлайн-досками.

Как пришли к Scrum и что это вообще такое

Год назад за привлечение клиентов и пользователей отвечало сразу несколько отделов — синхронность между маркетингом, продажами и аналитикой была непостоянной, потому что каждый выполнял свои цели. В МТС Линк решили объединить специалистов в одну команду лидогенерации, чтобы количество и качество лидов росло. 

Илья Герасимов как продакт-оунер управляет работой команды лидогенерации: формирует состав команды и формат работы, выставляет цели, принимает входящие задачи и контролирует их выполнение. Скрам-мастер Маргарита Кочеткова направляет коллег: она следит за следованием методике и помогает достигать целей.

В МТС Линк все работают по agile-философии — гибкой, но организованной системе управления проектами. Один из ее методов — это фреймворк Scrum — совместная работа короткими циклами. Для формирования и достижения KPI команды используют OKR — систему определения целей и отслеживания результатов. Целей помогает достигать метод OKR — когда составляешь список ключевых результатов для их достижения.

Когда команда лидогенерации была собрана, стало понятно, что фреймворк Scrum и OKR классно сработает и у нас. Привлечение новых лидов происходит в постоянно меняющихся условиях рынка, поэтому выбор гибкой методологии в работе помогает динамично внедрять новые идеи и тестировать гипотезы.[/vc_column_text]

Чем фреймворк полезен для лидогенерации

Поиск слабых мест как отправная точка к достижению цели. Раньше генерация лидов была стратегической: ты составляешь план и следуешь ему. OKR предполагает выявление и устранение ограничений и узких мест для достижения целей. Ты рисуешь «дерево возможностей» в онлайн-доске и анализируешь зоны роста, а потом выбираешь те, которые приблизят тебя к цели быстрее и эффективнее всего.

Как отдел по привлечению лидов перешел на Scrum и наконец выдохнул | Фото  4

Быстрая синхронизация. Одно дело обсуждать задачу в личке, другое — всесторонне поднимать вопрос с группой людей и получать новые мнения и варианты. Можно быстро принять решение и сразу его согласовать.

Как отдел по привлечению лидов перешел на Scrum и наконец выдохнул | Фото  6

Единая точка входа для внутреннего заказчика. Раньше внутреннему заказчику нужно было со всеми договориться и самому следить за процессом. Сейчас точка для входа одна — через продакт-оунера команды «Лидогенерация». Руководитель приходит в одно время с задачей и сроками — мы в МТС Линк ее обсуждаем и модерируем, выносим идеи и гипотезы и начинаем совместно работать.

Как отдел по привлечению лидов перешел на Scrum и наконец выдохнул | Фото  5

Как работаем и какие инструменты используем

Структурно работа команды лидогенерации МТС Линк организована так. В начале квартала идет установочная встреча, где формируются цели, состав команды и график работы на все три месяца. 

Потом начинается работа: задачи выполняют в течение спринтов, которые длятся неделю. В начале каждого спринта — планирование, в конце — демонстрация. 

Есть еще дополнительные встречи:

  • ретро — командообразующая встреча для инспекции своей работы, чтобы создать план улучшений на следующий спринт;
  • брейншторм — помогает формировать новые идеи и гипотезы для достижения поставленных целей;
  • чек-ин — большая встреча с топ-руководством и внутренними заказчиками для подведения итогов.

Встречи помогают организовать непрерывный процесс, где мы гибко реагируем на изменения в стратегии и придумываем новые подходы для генерации лидов.

Как отдел по привлечению лидов перешел на Scrum и наконец выдохнул | Фото  1

Для задач мы используем канбан-доску, а для визуализации работы — онлайн-доски. Доски — прекрасный инструмент для генерации идей и визуализации.

Установочные встречи. На доске удобно сформировать цели на квартал. Вначале команда сформулировала верхнеуровневую цель, а затем на доске декомпозировала ее, чтобы понять, за счет чего достичь. 

Если целей не хватает, то используется свободное пространство доски — чистый лист, где каждый накидывает идеи по проблеме и генерирует их. Потом все идеи обрабатываются и декомпозируются в задачи для спринтов.

Как отдел по привлечению лидов перешел на Scrum и наконец выдохнул | Фото  1

Ретро. Суть ретро в том, что после завершения работы (в нашем случае — двух спринтов) команда собирается на онлайн-доске и каждый записывает, что было хорошо или плохо в процессах, задачах и взаимодействии с командой. Дальше все проблемы переносятся в одноименный раздел, а стикеры с похожими проблемами клеятся рядом. Команда совместно обсуждает и прописывает решения проблем, а также делится идеями, которые могут появиться по ходу обсуждения. Отсортировав карточки в ретро по разделу «Что было хорошо — что было плохо», мы видим, где больше вариантов, и формируем представление о том, как прошла работа.

Как отдел по привлечению лидов перешел на Scrum и наконец выдохнул | Фото  2

Брейнштормы. Встречаемся в Досках для сбора новых гипотез, которые хотим взять в работу на ближайшие спринты. Мы не просто генерируем идеи, а придумываем гипотезы согласно найденным узким местам на установочной встрече. Генерируя гипотезы, мы всегда думаем о цели и о барьерах, которые нужно устранить для их достижения.

Как отдел по привлечению лидов перешел на Scrum и наконец выдохнул | Фото  3

Можно ли менять фреймворк под себя

В ходе работы были изменения, и мы оптимизировали фреймворк под свои задачи. Мы отошли от канонов методологии OKR и попробовали сформулировать цели по аналогии с план-фактом. План-факт понятен внутреннему заказчику и нам как исполнителям. Если методология OKR предполагает выявление узких мест и постановку по ним целей, то в данном случае мы взяли в качестве цели количество лидов, необходимое продажам для достижения плана по выручке, и декомпозировали цель по каналам привлечения лидов с разными ответственными. 

Также мы изменили формат некоторых встреч, например, стендапы стали проходить асинхронно, а промежуточные итоги отправляем раз в неделю в чат. 

* * *

Scrum хорош тем, что помогает организовать:

  • слаженную и синхронную работу всех участников команды;
  • прозрачность процессов — все в компании знают, над чем работает команда и что сейчас в фокусе;
  • открытость — любой сотрудник может прийти с идеями по улучшениям.

Если вы захотите повторить наш опыт, то для организации вам потребуются самые простые инструменты: мессенджер, видеозвонки и онлайн-доски. Попробуйте внедрить Scrum прямо сейчас — используйте Доски от МТС Линк для постановки целей, составления дерева узких мест, проведения ретро и брейнштормов. 

[/vc_column][/vc_row]