Что такое телемедицина

В статье обсудим, что стоит за понятием телемедицина и как внедрить эту систему в работу клиники.

Телемедицина: что это такое простыми словами

Телемедицина — предоставление медицинских услуг на расстоянии, а также удаленное взаимодействие сотрудников клиники между собой. Врачи работают с пациентами по видеосвязи, в чате и с помощью устройств, отслеживающих состояние больного.

Закон о телемедицине

Телемедицинская система регулируется федеральным законом № 242-ФЗ от 29 июля 2017 года и приказом Минздрава РФ от 30 ноября 2017.

Согласно этим документам дистанционная медицина рассматривается как дополнительный сегмент здравоохранения. Клиники могут предоставлять удаленные услуги для:

  • Сбора анамнеза.
  • Консилиума врачей.
  • Постановки первичного диагноза.
  • Корректировки лечения после очного приема.
  • Наблюдения за здоровьем пациента.

Основные направления телемедицины

В России разрешены 5 видов удаленной медицины.

Телемедицинские консультации

Телеконсультация — это коммуникация врача и пациента в чате и по видеоконференцсвязи. Во время онлайн-приема можно пересылать снимки и анализы, а также корректировать уже назначенное в очном порядке лечение. Данные пациента врач заносит в амбулаторную карту. Документы заверяются электронной подписью и хранятся в клинике один год.

При необходимости пациент или его законный представитель могут получить выписку или копии документов. Важно помнить, что онлайн-консультация лишь дополнение к обычному приему. Врач не сможет поставить диагноз или назначить лечение — это запрещено законодательством РФ.

Дистанционный биомониторинг

Дистанционное отслеживание состояния здоровья пациента с помощью медицинских датчиков. Назначается только после очного приема и при нахождении больного под постоянным врачебным контролем. Например, в условиях стационара.

Изделие передает контролирующим медикам автоматические сообщения о здоровье больного. В случае потенциальной опасности датчики выдают специальный сигнал. Если отклонения критические, лечащий врач обязан экстренно отреагировать.

Экстренные и плановые консультации для врачей

Телемедицинские технологии — это не только взаимодействие с пациентами, но и консилиумы с коллегами. В некоторых ситуациях видеосвязь становится практически единственным доступным способом помочь больному. Например, когда в населенном пункте нет врача нужной специализации, а транспортировка человека затруднена из-за нехватки времени.

Медики, ведущие пациента, могут собрать удаленный консилиум, по результатам которого будут подписаны медицинское заключение и протокол. Таким образом проводятся экстренные, неотложные и плановые консилиумы.

Повышение квалификации врачей

Это направление не входит в закон о телемедицине, но также способствует цифровизации медицинской сферы. С помощью видеосвязи проводят практическое и теоретическое обучение врачей.

Системы ВКС дают возможность пройти наставничество у экспертов любого уровня, где бы они не находились. Обычно для этого необходим только смартфон или ноутбук — специалисту не придется тратить время и средства на дорогу, чтобы повысить квалификацию.

Трансляция хирургических операций

Такие трансляции позволяют наглядно обучать молодых специалистов или контролировать их действия на расстоянии. Участники конференции получают возможность увидеть сложные ситуационные моменты и детально разобрать их сразу после эфира.

Видеокамеры фиксируют общий план операционной и непосредственно рабочую область. Также оборудование может передавать состояние пациента: давление, частоту пульса и другие параметры.

Кому подойдет использование телемедицины

Кто потенциально заинтересован в направлении:

  • Жители населенных пунктов с плохо развитой медицинской инфраструктурой и нехваткой врачей.
  • Жители Москвы, Петербурга и других крупных городов с нехваткой времени на посещение клиники.
  • Люди из группы риска с пониженным иммунитетом — дистанционная медицина бережет их от вирусных заболеваний.
  • Клиники, желающие увеличить прибыль и расширить географию присутствия.

Телемедицина в условиях эпидемии

Телемедицинские консультации — это практически единственный способ получить помощь врача в режиме реального времени условиях самоизоляции и повышенной нагрузки на здравоохранение. Так, во время пандемии в 2020 году, государственные клиники проконсультировали тысячи людей по вопросам ОРВИ и ковида.

После очного приема или визита на дом, пациенты взаимодействовали с медиками онлайн: сообщали о самочувствии, консультировались в случае возникновения сопутствующих симптомов, получали выписки и больничные.

Кроме того, в условиях пандемии телемедицина помогает удаленно мониторить состояние зараженных пациентов в самой больнице и снизить количество контактов персонала между собой.

В сложившейся эпидемиологической ситуации телемедицина показывает свою эффективность как инструмент, необходимый для обеспечения населения медпомощью в условиях карантина, режима самоизоляции и потребности в маршрутизации пациентов с различными симптомами. Все больше россиян обращаются к онлайн-консультациям, интегрируя этот формат общения с врачом в свою повседневную жизнь. За последние дни мы отмечаем более чем двукратный рост числа ежедневных консультаций, и этот показатель продолжает расти.
Автор - Денис Швецов
Автор
Денис Швецов

Как внедрить телемедицину в работу клиники

Консультировать дистанционно могут любые медицинские организации с развитой технической инфраструктурой и разрешением на деятельность. Согласно приказу Минздрава РФ от 30 ноября 2017, внедрять телемедицину можно только по лицензированным услугам.

Например, удаленные приемы хирурга будут законными только при наличии разрешения на эту деятельность у клиники и врача. Отдельной лицензии на телемедицинские услуги в целом не предусмотрено.

Алгоритм внедрения телеконсультаций

Каждый процесс будет уникальным, в зависимости от возможностей, целей и направления клиники. Мы даем только общий порядок действий.

Планирование

На первом этапе нужно просчитать потенциальные затраты и выгоду онлайн-технологий. Затем — проконсультироваться с юристом, чтобы соблюсти все нюансы законодательства. Определите направления, которые вы будете цифровизовать, а также критерии успешности проекта. Составьте регламент для отдела телемедицины.

Подготовка персонала

Телеконсультации — это в первую очередь внедрение новых технологий в работу клиники. Нужно заранее подумать о дополнительном обучении или найме отдельного штата врачей. Разработайте гайды, определитесь с системой вознаграждения и мотивации. Обучать сотрудников придется не только работе с ПО, но и общению через камеру.

Подготовка инфраструктуры

Для внедрения телемедицины понадобятся новые ПК и система для видеоконференцсвязи. Составьте список требований к оборудованию и платформе ВКС: звук, свет, изображение, функционал. Затем рассмотрите все варианты сервисов на рынке и протестируйте наиболее подходящие.

Маркетинг

Активное развитие телемедицины в России началось во время пандемийных ограничений, но большая часть населения не знает о такой возможности или относится к ней с недоверием. Поэтому одна из главных задач клиники — заинтересовать пациентов в новой услуге и помочь преодолеть страх первой консультации. Нужно понять, кто целевая аудитория телемедицинского направления, в каком формате лучше давать рекламу, что убедит людей в эффективности такого подхода.

Оценка эффективности

Изучите обращения и отзывы пациентов, количество и содержание консультаций, работу врачей. Платформы для ВКС, как правило, хранят записи звонков. По ним проверяющий сотрудник может оценить умение специалиста работать перед камерой и общаться с пациентами.

Сервисы видеоконференцсвязи в здравоохранении

Разработчики предлагают десятки инструментов для ВКС, но далеко не каждый из них подойдет для телемедицинских услуг. Вот минимальный набор параметров, от которых зависит качество консультаций:

  • Стабильная многосторонняя голосовая связь без помех и с шумоподавлением.
  • Высокое качество и детализация изображения в формате 4К.
  • Наличие дополнительных функций: передача файлов, чат, скриншаринг, интерактивная доска.
  • Создание стоп-кадров изображений и добавление на них надписи.
  • Доступность услуги для получателя с любого устройства, из браузера или мобильного приложения.

Еще один критерий, который стоит выделить, — безопасность телемедицинских технологий. Клиники, предоставляющие дистанционные услуги, обязаны обеспечивать защиту персональных данных пациентов. Наибольшую сохранность информации гарантируют ВКС с хранением данных на серверах самой клиники. В приоритете — российские платформы, соблюдающие 152-ФЗ.

Плюсы и минусы телемедицины

Плюсы:

  • Пациентам не приходится тратить время на дорогу и ожидание в очереди, а записаться на онлайн-прием можно практически из любого населенного пункта.
  • Удаленные консультации снижают риск вирусных заболеваний для людей с ослабленным иммунитетом.
  • По видеосвязи пациенты могут получить срочную консультацию, что не всегда возможно в очном формате.
  • Ускоряется взаимодействие врачей между собой — проконсультироваться с коллегами или пройти обучение по видеосвязи проще и быстрее, чем офлайн.
  • Клиника увеличивает количество клиентов, потому что врачи могут принимать пациентов из любого города.

Минусы:

  • Телемедицинские системы подвержены хакерским атакам — это повышает расходы клиники на установку более защищенной версии оборудования.
  • Врач не может удаленно поставить диагноз, провести полноценный осмотр или назначить лечение.
  • Телемедицинское оборудование может сломаться и потребуется помощь технического специалиста.

Резюме

Дистанционная медицина — это прием пациентов, наблюдение за больными и коммуникация медиков между собой на расстоянии. Эта услуга особенно актуальна для людей, которым по той или иной причине недоступны врачи. Дополнительный плюс онлайн-технологий — возможность повышать квалификацию молодых специалистов без командировок к месту обучения.

Телемедицина доступна любой клинике, но только по лицензированным услугам. Для оборудования отдела дистанционных консультаций потребуются мощные ПК и бесперебойная система ВКС с четкой детализацией снимков.

Видеоконференцсвязь в телемедицинском отделе должна работать без перебоев, передавать изображения с высокой детализацией и обеспечивать сохранность персональных данных.