Жаворонки и совы на удаленке: как работают в одной команде люди с разными биоритмами

Одни люди с утра полны энергии и готовы покорять любые вершины, а других лучше не трогать в утренние часы: их работоспособность просыпается только ближе к вечеру или ночью. Ученые объясняют это явление разными циркадными ритмами, но все привыкли говорить проще: кто-то относится к жаворонкам, кто-то — к совам. В команде МТС Линк есть и те, и другие. Наши коллеги поделились личным опытом и рассказали, как взаимодействуют жаворонки и совы в одной команде.

«Совы ведут богемный образ жизни»

Алена Минкина, координатор маркетинга

Жаворонки и совы на удаленке: как работают в одной команде люди с разными биоритмами | Фото image 1892294825

Я отношу себя к жаворонкам. Стараюсь лечь спать до 23:00. Просыпаться рано утром мне не сложно, но я всегда стараюсь оставлять на раскачку полчаса-час.

Постоянно замечаю, что к вечеру теряю концентрацию внимания. Поэтому обычно не оставляю на вечер задачи, требующие большого сосредоточения и внимательности. Иногда даже ловлю себя на том, что туплю в экран уже несколько минут — зависаю, как перегруженный процессор.

На предыдущем месте работы задачи могли прилететь в таск-менеджер поздно вечером. Причем с пометкой «сделать срочно». Я ощущала это очень стрессово, уточняла, точно ли задача не терпит до утра, и если получалось, то переносила ее на утро.

Пока дети были маленькими, я, приходя с работы, пыталась помочь им с уроками, но в это время уже не помню, сколько будет 2 + 2. А оба моих ребенка — совы, поэтому просить их встать пораньше и доделать домашку утром было бы жестоко и бесполезно.

Кто-то критикует сов из-за их режима. Но стереотип о том, что совы ведут богемный образ жизни, наверное, процветает из-за некоторого пролетарского снобизма: заводчане начинали работу в 5-6 утра и это считалось правильным советским расписанием. Даже в песне поется: «Кудрявая, что ж ты не рада весёлому пенью гудка».

Если режимы сотрудников, работающих на удаленке, не совпадают, то это чревато в первую очередь затягиванием решения рабочих вопросов. А по поводу графика я считаю, что если удаленная работа не подразумевает постоянные прямые деловые контакты в рабочее время, то можно согласовывать индивидуальное расписание. В остальных случаях и жаворонкам, и совам придется приближать график к общему распорядку или искать виды занятости, где это реализуемо.

«Обычно завожу два будильника, чтобы дать себе шанс выспаться»

Алексей Едакин, ведущий копирайтер

Жаворонки и совы на удаленке: как работают в одной команде люди с разными биоритмами | Фото image 1892294826

Я отношу себя к совам. С критикой сталкивался только тогда, когда был подростком: родители умоляли меня наладить режим сна. Там и правда были проблемы: ложился в 3–5 утра, а вставал после обеда.

Сейчас по утрам чаще всего просыпаюсь по будильнику, но иногда позволяю себе немного полежать. Обычно завожу два будильника, чтобы дать себе шанс выспаться, если захочу. Но даже когда мне нужно проснуться рано утром, до 8:00, я всё равно буду чувствовать себя хорошо. Мне не нужно время на раскачку, просто буду немного сонным. И потребуется чуть больше времени, чтобы сосредоточиться.

Несовпадение режимов иногда мешает отношениям с близкими. К примеру, когда вечером я хочу почитать или посмотреть фильм, то жена уже собирается ложиться спать. Но в последнее время синхронизировались: ложимся вместе до 00:00 или чуть позже, а она просто встает на час раньше меня.

Считаю, что биоритмы жаворонков и сов напрямую влияют на эффективность работы. Если режимы сотрудников, работающих на удаленке, не совпадают, то это приведет к одному: совы будут начинать свой день с тонной задач, а жаворонки — ею заканчивать.

«Сов критикуют только идейные жаворонки»

Владимир Манацков, старший разработчик команды машинного обучения

Жаворонки и совы на удаленке: как работают в одной команде люди с разными биоритмами | Фото image 1892294827

Я отношу себя к категории сов. Ложусь спать около 4-5 часов утра, встаю около 10:30. Всегда замечаю, что рано утром я заторможен, плохо соображаю, не могу сконцентрироваться на задачах. Чтобы взбодриться, выхожу погулять (например, за кофе). Иногда успеваю это сделать даже перед первой встречей. А вот к вечеру появляется активность и готовность ударно трудиться. 

Я считаю, что несовпадение режимов между совой и жаворонком может серьезно помешать отношениям с близкими. Когда один спит, а другой работает — это беда. Это как утром для одного, так и ночью — для другого. Сон нарушается, появляется обида на человека (хотя он не виноват), начинаются конфликты, и как итог — состояние «разбитости».

Когда сов критикуют из-за их режима, это несправедливо. Так делают только идейные жаворонки. Совы при этом никогда не критикуют жаворонков. Это какие-то пережитки старых времен.

Если режимы сотрудников, работающих на удаленке, не совпадают, это не критично. Но должны быть часы пересечения в команде, хотя бы 4 часа в течение дня. Сейчас и так все работают дистанционно и из разных часовых поясов. В целом удаленная работа должна быть выстроена в асинхронном режиме и должны быть налажены процессы в команде. Также важно, чтобы всегда был какой-то сотрудник, который сможет «подхватить» срочные инциденты, если другой сотрудник недоступен. 

«Сов и жаворонков не существует»

Полина Ларионова, старший специалист технической поддержки

Жаворонки и совы на удаленке: как работают в одной команде люди с разными биоритмами | Фото image 1892294828

Я не отношу себя ни к совам, ни к жаворонкам. Жаворонков и сов не существует, согласно научным исследованиям. Человеку свойственно менять свой режим в зависимости от обстоятельств. Долгое время считала себя совой в соответствии со стереотипами, которые нам объясняли еще в школе. Но жизнь показала, что это не так.

Я периодически меняю время отхода ко сну и время подъема. Бывают периоды, когда встаю в 6–7 часов утра. Правда, в такие дни чувствую себя плохо и весь день хочу спать, потому что я не настраиваю себя на такой режим и просыпаюсь так очень редко. Но если жизнь так повернется, что надо будет вставать рано, я перестроюсь. Лучше всего себя чувствую примерно около 17:00. В это время происходит выброс дофамина у большинства людей, поэтому так и происходит.

Сов могут критиковать из-за их режима лишь потому, что человек от природы жаворонок. Это подтверждается научными исследованиями: грубо говоря, весь этот сбой происходит из-за внедрения электроосвещения в нашу жизнь.

Считаю, что работодатель не должен корректировать график удаленной работы с учетом режима каждого сотрудника. Это экономически нецелесообразно. Если человек захочет, он перестроится и будет работать в нужном режиме. Удаленная работа по фиксированному графику дисциплинирует и развивает ответственность.

«Термином „сова“ иногда прикрывают лень и необязательность»

Любовь Смертина, директор по маркетингу

Жаворонки и совы на удаленке: как работают в одной команде люди с разными биоритмами | Фото image 1892294830

Я отношу себя к категории жаворонков. Ложусь спать около 22:00 и встаю в 6:00–6:30. Летом просыпаюсь сама, зимой — по будильнику. Времени на раскачку по утрам не требуется: встала — и пошла делать дела, проживать новый день. Ближе к вечеру замечаю, что значительно падает концентрация внимания и пропадет желание делать что-то скрупулезное. Если приходится поздно вечером выполнять какие-то задачи, то делаю их медленнее и с меньшей концентрацией. Могу сделать, а утром всё равно переделать.

Не имею ничего против сов. Если они всё успевают в своем режиме, то проблем нет. Просто термином «сова» иногда прикрывают лень и обязательность, а не особенности организма.

Считаю, что работодатель не должен корректировать график работы с учетом режима каждого сотрудника. Договариваться нужно индивидуально. Но хотя бы 4 часа рабочего времени должны совпадать у всех по часовым поясам.

«Я — сова, которая вынужденно стала жаворонком»

Валерия Наумова, бухгалтер по расчету заработной платы

Жаворонки и совы на удаленке: как работают в одной команде люди с разными биоритмами | Фото image 1892294829

Я считаю себя совой, которой вынужденно пришлось стать жаворонком. Ложусь спать в период с 21:00 до 3:00 часов ночи. Встаю — с 7:00 до 11:00 утра. Утром на раскачку уходит от 1 минуты до пары часов. Все зависит от того, как давно полноценно высыпалась. С течением жизни перестроилась на «жаворонковый» режим, в котором нужно встать и быть «включенной» сразу. Вечером, независимо от степени усталости, работоспособность повышается.

В школе мне всегда казалось странным, что отец меня гонит спать в четыре утра, потому что он уже проснулся. Сегодня я понимаю: мир все лучше адаптируется под людей, которым нужно поспать, чтобы лучше функционировать. Мне просто повезло, что мой организм разрешил мне адаптироваться, жить в двух режимах и оставаться вменяемой.

У меня был замечательный и показательный случай, после которого я научилась спать везде и всегда, а ультимативная преданность работе стала более адекватной. Когда-то давно, на предыдущем месте работы, кто-то сильно накосячил с отгрузкой. Логистам и двум бухгалтерам на реализации пришлось сидеть на работе и не спать 36 часов подряд, чтобы провести по документам отгрузку и получить деньги от покупателя. Так я проработала 36 часов без сна, еще и бесплатно. Это сильно поломало мои отношения с работодателем. Мне пришлось сменить работу, а дома меня ждала интересная беседа с близкими о моей вменяемости. С тех пор я способна вырывать сон для себя в любой ситуации. Ни о чем не жалею — это бесценный опыт — но никому не рекомендую.

Сейчас типов удаленной работы так много и людей так много, что каждый может на этапе собеседования обсудить с работодателем наиболее комфортный график. Я давно не встречала на удаленке работодателей, которые принципиально выводят сотрудников на работу в 9 утра. Лично я отдам предпочтение работодателю, который предлагает плавающий график начала дня.

Считаю, что руководители должны следить за режимом работы своих подчиненных и организовать рабочий день так, чтобы людям было максимально комфортно. Понятно, что это «игра не в одни ворота». Сотрудники обязаны уметь общаться друг с другом и идти на компромиссы. В любой ситуации можно поговорить и решить все вопросы.