Александр Данилов — руководитель направления дизайна цифровых продуктов МТС Линк. Он использует доски для структурирования мыслей, аналитики и проведения совместных сессий с командой. В статье рассказываем, как онлайн-доски помогают Александру регулярно улучшать IT-продукт.
Составление путевых карт
Для чего нужно: анализ этапов взаимодействия пользователя или клиента с продуктом, организация внутренних процессов в командах
Инструменты: стикеры, изображения, комментарии и связи
Когда нужно составить Customer Journey Map (карту пути клиента) или расписать User Flow (путь пользователя), то лучшее место для этого — онлайн-доска. Она помогает визуализировать сложный и ветвистый путь, который можно обсудить с коллегами синхронно или асинхронно, чтобы принять совместное решение.
Работать с подобными картами в документах и таблицах не просто неудобно, а часто даже невозможно. Есть шанс, что вы пропустите важные шаги, а указанные правки от коллег потеряются. Двигать карточки и элементы интерфейса на онлайн-доске гораздо проще и нагляднее.
Также карту можно составлять и для внутренних процессов. В работе над любым продуктом всегда много этапов и людей: их взаимодействие может быть запутанно, а зоны ответственности — пересекаться друг с другом. Без визуализации разобраться сложно. Например, UX-задачами занимается сразу несколько специалистов: исследователи, дизайнеры, менеджеры по продукту, разработчики, редакторы. Как эти задачи появляются, кто и когда их приоризитирует? Составив карту пути задачи, вы сможете увидеть, насколько оптимально построены процессы.
Пример доски с регламентом работы по UX-задачам, где работа делится на этапы, ответственных и периоды. Артефакты указывают, в каком виде информация обновляется, а теги и критерии задают рамки
Расшивка узких мест
Для чего нужно: локализация проблем
Инструменты: майнд-карта
Александр Данилов использует расшивку узких мест для составления плана развития сотрудника.
Выяснить это можно с помощью инструмента «майнд-карта»на онлайн-доске. Тут можно использовать классическую схему «пять почему». В итоге за несколько простых шагов, скорее всего, удастся понять первопричину проблемы и решить, куда коллеге двигаться дальше в карьере.
Также узкие места расшиваются еще и в ежедневных задачах. Команда дизайна цифровых продуктов МТС Линк работает по гибкой методологии Agile, при которой подразумеваются еженедельные фиксирующие встречи, где мы смотрим, как двигаемся к поставленным целям.
Когда работа выстроена недельными итерациями, наглядно виден прогресс. Можно оглянуться и поискать узкие места, которые не дают достигать результата: открыть доску и использовать майнд-карту, чтобы докопаться до сути.
Мозговой штурм
Для чего нужно: совместная генерация и приоритизация идей
Инструменты: стикеры, фигуры и комментарии
Мозговые штурмы лучше проводить короткими часовыми сессиями: за полчаса ребята из команды успевают погенерить идеи, а в оставшееся время проголосовать и приоритизировать проблемы. Приоритизация — не менее важная часть мозгового штурма, чем сама генерация.
Приоритизацию просто провести с помощью матрицы «усилия — влияние», когда вы ищете самые эффективные, но относительно простые в исполнении действия, которые приведут к нужному результату. Создаете на доске четыре отсека и перетаскиваете стикеры с идеями по четырем параметрам.
Воркшопы
Для чего нужно: совместная активная работа
Инструменты: стикеры, фигуры и комментарии
Воркшопы отличаются от обычных встреч тем, что здесь люди активно взаимодействуют друг с другом. Дизайнерам, конечно, проще собираться в специализированных сервисах, но когда к ним подключаются продакты, разработчики или аналитики, то взаимодействовать друг с другом будет удобно на онлайн-доске.
Воркшоп — это не брейншторм, здесь работа идет над тем, что уже есть. Например, выбрать из готового списка задачи в работу или обсудить, как лучше организовать путь пользователя в продукте.
Роадмапы
Для чего нужно: планирование развития продукта
Инструменты: фигуры и таблицы
Создание текстовых черновиков
Для чего нужно: построение структуры из разрозненных мыслей
Инструменты: фигуры, стрелки и стикеры
Иногда сделать презентацию, доклад или написать лонгрид — это работа со звездочкой: мыслей много, и их как-то нужно структурировать до того, как переносить в саму презентацию или текстовый редактор. Поэтому Александр открывает онлайн-доски, создает стикеры и выгружает в них все свои мысли по теме.
Пример ввода текста голосом на Windows 11: для активации функции используйте сочетание Win + H
О чем важно помнить при работе с онлайн-досками
Чем хороши онлайн-доски в продуктовой работе?
- Помогают визуализировать мысли. Канбан-доски и таск-трекеры для этого не подходят.
- Дают больше возможностей в расшивке узких мест. Если мы столкнулись с проблемой, то визуализировать ее в полном объеме получится только на онлайн-доске, чтобы посмотреть критичность каждого блока.
- Помогают проводить совместные сессии: брейнштормы или воркшопы.
- Дают свободу в построении связей или иллюстрировании: в досках рабочее пространство неограниченно.
В силу своей специфики у досок есть некоторые ограничения, про которые важно не забывать.
- Всё, что было в досках, остается в досках — выгружать информацию в другие источники может быть непросто.
- Онлайн-доски не созданы для работы с большими текстами.