«НЕ КРИЧИ НА МЕНЯ»: почему нам не нравится CAPS LOCK в рабочей переписке

Ситуация: «По работе часто приходится общаться с коллегами в чате. Есть проблема: руководитель постоянно пишет капслоком. Из-за этого складывается впечатление, что он на меня кричит, недоволен мной. Я теряюсь и не могу собраться с мыслями. Что делать? Вообще капслок в деловой переписке — нормально?»

Отвечает бизнес-психолог Светлана Березова

Почему капслок воспринимается как крик

В устной речи всё просто. Когда мы хотим выделить слово или фразу, то делаем это с помощью интонации (например, повышаем голос). В письменной речи наш инструмент — шрифт. Чаще всего капслок используют, чтобы акцентировать внимание на той или иной мысли. 

В психологии восприятия действует закон: «То, что крупнее или ярче, воспринимается лучше». Правило активно используют специалисты по рекламе. В соцсетях, в шапке профиля также часто применяется капслок — для привлечения внимания.

Какие эмоции может вызвать капслок

Всё зависит от человека. Если одни воспринимают капслок как крик, то другие видят в крупном шрифте заботу: «Обо мне позаботились и постарались, чтобы я обратил внимание на важные моменты, не упустил из виду главное».

Когда меня спрашивают, зачем писать капслоком, то я отвечаю: «Мы не можем залезть в голову к другому человеку». Возможно, автор, пишущий капсом, просто любит крупный шрифт и не вкладывает в него эмоциональную нагрузку. Однажды у меня был клиент, который в каждом предложении ставил кучу восклицательных знаков. Наша общая знакомая отметила, что у неё из-за этого складывается ощущение крика. На что я её спросила, видела ли она в сообщениях этого человека хоть одну точку. Ни одной точки не было. Значит, у него такая манера общения.

То же с капслоком. Как говорил мой профессор, психолог Борис Иосифович Хасан: «Нельзя обидеть — можно обидеться». Если человек стабилен внутри, то ему всё равно, как пишет собеседник: капслоком, курсивом или жирным шрифтом. Он читает слова и не зацикливается на шрифте.

Как корректно попросить собеседника, чтобы тот не использовал капслок

Любая просьба становится корректной, когда мы её озвучиваем из позиции «Я-сообщение». Вместо фразы «Ты меня раздражаешь своим капслоком» эффективнее говорить так:

  • «Я негативно воспринимаю капслок. Пиши, пожалуйста, обычными буквами».
  • «Я всегда начинаю нервничать, когда вижу капслок».
  • «Я с детства воспринимаю капслок как агрессию. Используй, пожалуйста, обычный шрифт».

Если человек опасается, что собеседник отреагирует неадекватно, он может подключить юмор: «Прошу тебя не использовать капслок. Я боюсь, что недоброжелатели спалят нашу переписку и узнают все секреты» или «Пиши, пожалуйста, обычным шрифтом. Все вокруг думают, что я слепой». Разрядить обстановку помогут эмодзи. 

В принципе, человек, которого что-то не устраивает, может озвучить просьбу без объяснения причины. Главное — сделать это корректно и вежливо. Но если добавите аргумент, почему нельзя писать капслоком, это увеличит шансы на то, что вас услышат и поймут. 

В каких ситуациях можно использовать капслок

Применение Caps Lock уместно тогда, когда нужно выделить важную мысль, привлечь внимание собеседника. Например, можно сказать: «НЕ надо так делать». Выделяя частицу «не», вы акцентируете внимание на отрицании. 

Заключение

У людей разное восприятие. Нельзя брать на себя ответственность за чувства и мысли других. Если по часу думать над каждым словом и буквой в сообщениях, то можно получить невроз.

Это работает в обе стороны. Если вам нравится писать крупным шрифтом или у вас на клавиатуре заело клавишу Caps Lock, то сразу предупредите собеседника, чтобы у него не возникло негатива. Если занимаете позицию руководителя, то установите правила общения между коллегами. Например, объясните, что капс запрещён в чатах. Тогда всем будет понятно: общаться можно только с помощью обычного шрифта.

Если у вас есть вопрос, связанный с коммуникациями и работой в онлайне, и вам нужна помощь эксперта, чтобы разобраться в нем – напишите на editors@mts-link.ru. В письме подробно опишите свою проблему и оставьте свои контакты, чтобы в случае необходимости мы могли с вами связаться. Редакция подберет необходимого специалиста, пообщается с ним и опубликует ответ в МТС Линк Медиа. В опубликованном тексте не будем использовать ваши личные данные, а ситуацию опишем обобщенно.