Как выступать на онлайн-трансляции

Как выступать на онлайн-трансляции | Фото 1

Советы для подготовки и вовлечения удаленных слушателей

Чем онлайн-трансляция отличается от выступления перед аудиторией? Как подготовиться к выступлению так, чтобы оно было приятным для вас и полезным для зрителей? Как работать с камерой и невидимой аудиторией?

Вместе с Артёмом Гусевым, основателем бюро публичных выступлений «Глагол», подготовили инструкцию и чек-лист для подготовки спикера к онлайн-трансляции.

Артём Гусев

Трансляция — это формат, когда спикера снимают на одну или несколько профессиональных камер. В трансляции может участвовать как один спикер, так и целая команда: например, несколько спикеров и модератор, который выполняет роль ведущего.

Основное отличие от обычного выступления в том, что перед выступающим нет зала. Если во время офлайн-события мы видим реакцию аудитории и можем на это реагировать, то здесь спикер только представляет, что за камерой есть слушатели. 

Зачем делать трансляцию?

Сейчас многие офлайн-конференции переносят в онлайн. Спикеры выступают не на сцене, а в студии и отвечают на вопросы аудитории из чата. Кроме конференций, трансляцию организуют для выступления перед большой распределенной командой. Еще в студии можно провести курс или лекцию — альтернатива вебинару.

Ниже советы о том, как провести трансляцию и сделать так, чтобы аудитории было интересно и понятно, а вы не переживали о том, хорошо ли вас слышно.

Контент

Подготовка выступления для трансляции не отличается от обычной — вы так же продумываете:

  1. Кто ваша аудитория
  2. Чем выступление полезно для слушателей

После этого вы прописываете структуру выступления. Отдельно стоит обратить внимание на логику речи — в удаленном формате ее сложнее считывать, а значит выступление должно быть максимально простым для восприятия и понятным по структуре. Быстро улучшить речь поможет прием Bullshit тест.

Bullshit тест

Суть приема — проговорить речь за 5 минут. Это не значит, что надо говорить быстрее. Попробуйте сжать речь до главных тезисов. Как в elevator speech, когда вы емко описываете инвестору идею.

  1. Пропишите структуру выступления 
  2. Запишите на диктофон 5-минутную версию. Не видео, не прогон перед зеркалом — именно аудио, чтобы вы не отвлекались от контента.
  3. Прослушайте запись и выпишите, что нужно улучшить. Если вы слушаете себя впервые, вам не понравится примерно всё. Особенно голос. 
  4. Сделайте 2-3 тестовых записи. Попробуйте прийти к версии, которая вас устраивает. Зафиксируйте структуру, после переходите к украшениям речи: метафорам, примерам, слайдам.
  5. Проговорите короткую версию другу или коллеге. Это обязательно должна быть не черновая запись, а то, что нравится вам. Иначе вы получите поверхностные комментарии о том, что вы и так знаете.
  6. После спросите: «Какая одна вещь показалась тебе главной?» Коллега может дать и другие комментарии. Основная задача упражнения — убедиться, что речь понятна и полезна для аудитории, а логика легко считывается.

Как это работает?

Когда вы проговариваете выступление, тут же замечаете неточности в логике. Например, когда вы останавливаетесь на чем-то слишком подробно или наоборот — недостаточно.

Дополнительный профит от приема — вы запоминаете речь, пока упаковываете ее в несколько ключевых тезисов. И еще: если в последний момент что-то изменится и 30-минутное выступление превратится в 10-минутное, у вас будет под рукой компактная версия.

Работа с невидимой аудиторией

Когда вы выступаете в студии, вы не видите реакцию аудитории. Непонятно, заходят ли шутки, слушают ли вас люди или залипли в телефоне, кивают ли они или хмурят брови. Еще для многих непривычно говорить не с живыми людьми, а с камерой. Что делать?

Посадите в зал организаторов или коллег

Небольшая аудитория поддержит вас — выступать будет проще. В крайнем случае, если слушателей не найти или их негде посадить, рассказывайте оператору, который вас снимает.

Сейчас ток-шоу снимают без зрителей в зале. Но ведущие выступают не перед пустыми рядами. В зале сидит команда, которая делает передачу. Посмотрите, как работает перед коллегами ведущий «Late Show» Стивен Колберт.

Представьте знакомого человека и говорите так, как бы общались с ним

Прием помогает предсказать реакции, хотя и выглядит странно со стороны. Представьте, что вы выступаете перед другом. Что вызовет у него смех, а что — неодобрение? Как он будет реагировать на вашу речь?

Сделайте предварительный офлайн-прогон

Это долгий, но рабочий вариант. Выступите перед коллегами и посмотрите видео. Обратите внимание на то, что вызывает отклик у слушателей — повторите эти приемы во время онлайн-трансляции.

Вовлечение аудитории

Вовлекать невидимую аудиторию сложно. Зачем задавать вопросы, если никто на них не отвечает? Но еще сложнее зрителям следить за лекцией, когда спикер не обращается к слушателям.

Вот несколько приемов, которые можно использовать, чтобы ненавязчиво вовлекать удаленных зрителей:

Отвечайте на вопросы аудитории

Для этого нужно заранее задать формат ответов — будете ли вы это делать по ходу выступления или сразу после, ответите ли вы на все вопросы или выберете топ-3. 

Обязательно сначала зачитывайте вопрос полностью — затем отвечайте.

Задавайте вопросы сами

Ваше выступление должно быть похоже на беседу. Представьте, что вы разговариваете с приятелем или другом. Задавайте риторические вопросы — можно даже серию.

Спросите, был ли у них похожий опыт, попросите вспомнить ситуацию из жизни: «Что если учебный процесс был организован так, чтобы вы не сталкивались с неудачами? Насколько успешнее вы бы стали? Чему бы вы научились?» 

После каждого вопроса обязательно выдерживайте паузу — дайте слушателям отреагировать и ответить самим себе. Не спешите.

Озвучьте простую просьбу

Попросите сосредоточиться на чем-то или выполнить задание. Нарисовать круг жизненного баланса вместе с вами, решить математическую задачку, найти подвох.

Это может быть настоящий челлендж для аудитории, например: «Через минуту включится запись. Параллельно я продолжу общаться с вами. На записи буду говорить тоже я. Попробуйте запомнить как можно больше из того, что вы сейчас услышите из обоих источников».

Обращайтесь к слушателям

Как будто на самом деле вы их видите и знаете, в каком контексте они находятся: «Вы сейчас смотрите это из дома, где уютно и тепло…».

И еще кое-что. Один из страхов спикеров —  надолго замолчать и сделать длинную паузу. Как будто остановка говорит о том, что спикер забыл слова или плохо готов — но это не так.

На самом деле паузы нужны, в первую очередь, аудитории. Это момент, когда слушатели успевают мысленно подвести промежуточный итог, сделать пометки или оторваться от других дел и снова начать вас слушать.

Жесты и перемещения

В отличие от офлайн-выступления, во время трансляции вы, скорее всего, не сможете свободно перемещаться по сцене. Спросите заранее у организатора, каким кадром, крупным, средним или в полный рост, вас будут снимать. Если крупным — у вас остаются только жесты. Если средним или дальним — можно отрепетировать и движения. 

При этом функции жестов в онлайн-выступлении не изменятся. Они все также будут создавать акценты, описывать, иллюстрировать, указывать. 

Как жесты и поза помогают спикеру в онлайн-форматах, мы рассказывали в статье про выступление на вебинаре.

Технический прогон и репетиция

Кроме контента есть техническая часть. Обычно трансляции снимаются в студии, поэтому вам не нужно думать об этом: свет, звук, качество изображения контролирует съемочная группа. Но вот о чем важно помнить спикеру.

Подберите одежду под фон 

Подберите такие цвета одежды, которые будут сочетаться с фоном и презентацией. Это поможет выглядеть в кадре гармонично — и зрителя ничего не будет отвлекать от спикера и контента. 

Чтобы выбрать гармоничный цвет, используйте круг Иттена или инструментAdobe Color. В Adobe Color можно выбрать главный цвет — это будет цвет фона. Программа сама подбирает к нему гармоничные цвета и оттенки. 

Еще одна рекомендация — выберите одежду без мелких рисунков, узоров, полосок. Они будут рябить в кадре.

Приезжайте на площадку заранее

Идеальный вариант — приехать на площадку за день, чтобы увидеть в какой обстановке вы будете выступать, познакомиться с организаторами и техническими специалистами.

Если такой возможности нет, приезжайте хотя бы час. За это время вы успеете подготовиться эмоционально, сделать разминку, посмотреть студию, понять место, где вы будете стоять/сидеть, привыкнуть к расположению камер и без спешки настроиться на эфир.

О том, как сделать речевую разминку перед выступлением, смотрите в нашем видеоролике.

Скачайте чек-лист для спикера

Вне зависимости от того, как вы выступаете, помните о главном: зачем вы рассказываете это слушателям? Если у вас есть честный ответ, то ни одна техническая пауза или недоработка не повлияют на ценность выступления.

Чтобы вы без паники готовились к трансляциям, мы собрали все советы в один чек-лист. Забирайте!

Скачайте чек-лист подготовки к трансляции, чтобы план был всегда под рукой

Нужно перейти в онлайн?

Если вы столкнулись с необходимостью быстро перевести мероприятие из офлайна в онлайн, напишите нам.

Команда COMDI может помочь сделать это быстро и без потерь.