Чем полезны онлайн-доски в корпоративном обучении: примеры упражнений и личный опыт сотрудника МТС Линк

Когда бизнес массово перевел обучение в онлайн, то уровень живого взаимодействия между участниками закономерно упал. Интерактив стал сводиться к самым простым действиям. 

Но все изменили онлайн-доски — работа на них вернула ощущение живого контакта с другими людьми.

Владимир Казаков занимается обучением уже 15 лет: начинал как преподаватель в вузе, потом перешел в корпоративное обучение, где занимался разработкой кастомных LMS-систем, курсов и интеграций. Сейчас работает в департаменте исследований и разработки (R&D) МТС Линк и продолжает обучать людей и помогает им профессионально расти.

В статье мы расскажем, как интерактивные доски делают онлайн-обучение таким же вовлекающим и интересным, как и очное. В статье будут наработки и  примеры практик, которые можно начать использовать сразу, как только закончится наша статья.

Почему онлайн-доски — классный инструмент

Большинство компаний ежегодно закладывает бюджет на обучение. В основном для онбординга новых сотрудников и развития профессиональной экспертизы у действующих. Востребованность в обучении есть, причем аутсорс — история редкая: в 2023 году 84% компаний разрабатывало контент самостоятельно, силами внутреннего штата, часто — совсем небольшого.

Учитывая, что большинство учеников предпочитают практику, встает вопрос: как проводить такие синхронные (да и асинхронные) занятия эффективно? За последние годы практически все мои дистанционные курсы строились на использовании онлайн-досок, и вот почему.

Доски создают ощущение живого тренинга

В очном обучении реакция людей, понятно, где возникают трудности. На вебинарах с презентациями этого сильно не хватает: максимум можно отвечать на комментарии в чате или попросить выйти в эфир. 

В онлайн-досках можно делать то же самое, что и на очном тренинге: клеить стикеры, рисовать схемы, сортировать карточки и активно взаимодействовать друг с другом. Контакт со спикером тоже есть: курсор и реакции помогают понять, на что сейчас смотрит человек и как реагирует на задание.

Чем полезны онлайн-доски в корпоративном обучении: примеры упражнений и личный опыт сотрудника МТС Линк | Фото VC1 1920╤Е1080

Уровень взаимодействия при работе с досками соизмерим с живым общением и обучением в аудитории.

Досками легко пользоваться

Онлайн-доски устроены так, чтобы можно было сразу начинать ими пользоваться. Например, в Досках от МТС Линк простой интерфейс, а весь набор инструментов расположен на боковой панели. Можно делать подписи, использовать маркеры, рисовать фигуры, добавлять стикеры — в общем, все, что было на очном тренинге, доступно и здесь. 

Чем полезны онлайн-доски в корпоративном обучении: примеры упражнений и личный опыт сотрудника МТС Линк | Фото unnamed

За последние несколько лет доски стали настолько привычными, что если сейчас запустить какое-то другое приложение, например онлайн-формы, то пользователи могут в нем заблудиться. Да, бывает такое, что требуется объяснять «правила игры» (не перемещать чужие стикеры и не удалять фреймы), но с каждым годом такого становится всё меньше. Особенно в крупных компаниях и корпорациях.

Доски помогают вести обучение асинхронно

Ссылка на доску может работать постоянно, а не только в момент вебинара. Вы можете собирать на ней вопросы перед стартом обучения или проверять домашние задания после. Так мы получаем историю, когда у пользователя есть одна ссылка на вебинар и доску. Меньше кликов — проще выстраивать обучение.

Чем полезны онлайн-доски в корпоративном обучении: примеры упражнений и личный опыт сотрудника МТС Линк | Фото VC2 1920╤Е1080

В Досках от МТС Линк можно расшарить доступ только на просмотр или редактирование — в зависимости от того, что мы хотим реализовать в рамках обучения. Вы можете установить пароль на вход, но я считаю, что делиться по прямой ссылке достаточно безопасно: она сложная и ее просто так подобрать не получится. 

Лайфхак: пусть на время обучения доска будет доступна по прямой ссылке, а после — по паролю или запросу.

Примеры практик в корпоративном обучении

Онлайн-доски можно применять на вебинарах и на большую, от 50 человек, и а маленькую аудиторию. аудиторией (50 человек и выше), так и с маленькой. Мне кажется, что максимум учебной пользы происходит именно в небольших группах на 15–25 человек. Вот примеры практик, где я прикинул, сколько подготовки нужно на их внедрение в учебный процесс и насколько сильно они повысят уровень вовлеченности.
Автор - Владимир Казаков
Автор
Владимир Казаков

Важно: многие практики потребуют подготовки — перед началом вам нужно будет создать план выступления, а потом перетаскивать или копировать заготовки. После завершения доска будет привязана к группе в Досках или к участникам — они будут ощущать ее своей, смогут вернуться и что-то вспомнить, перечитать, перепройти.

Если у вас много групп, для которых нужно готовить одинаковый контент, то в Досках есть функция дублирования в один клик. 

Голосования

Подготовка: легкая

Уровень погружения: средний

Голосование — хорошая вещь для базовой активности на тренинге. Например, можно спросить, насколько понятна тема в начале и конце лекции, а затем попросить поставить эмодзи или нарисовать цифру от 0 до 10. Подойдет и для перебивок: «сколько будет длиться перерыв, 5 или 10 минут?».

Чем полезны онлайн-доски в корпоративном обучении: примеры упражнений и личный опыт сотрудника МТС Линк | Фото VC2 1920╤Е1080

Голосования повышают вовлеченность людей в обучение. Они уже не пассивные слушатели, а участники процесса, пусть даже сейчас их спросили о незначительной вещи. Это всё равно лучше, чем отправить плюсик в чат. Голосования позволяют выразить себя и свои эмоции за счет самых разных стикеров (в Досках их много, и они симпатичные).

Чем полезны онлайн-доски в корпоративном обучении: примеры упражнений и личный опыт сотрудника МТС Линк | Фото unnamed 1

Еще голосование — хороший вариант, чтобы начать внедрять доски в свои тренинги и приучать людей взаимодействовать с ними. Это хороший способ обучения в новой среде, когда людей погружают во что-то новое неявно. Например, так делал Microsoft с играми «Сапер» и «Солитер» — они были добавлены в Windows, для того чтобы научить людей кликать мышкой и перетаскивать файлы.

Занятия с инструкциями

Подготовка: сложная

Уровень погружения: высокий

Люди делятся по группам, где каждый читает только свою инструкцию, а затем начинает выполнять задание. Например, участники делятся на покупателей и продавцов. У покупателя есть список вопросов по товару, а у продавца — ответы для отработки возражений. Фишка в том, что не на все вопросы покупателей есть готовые ответы для продавцов, но многие логично вытекают друг из друга. Цель — научить человека импровизировать и глубоко погружаться в беседу, а не следовать скрипту.

В занятиях с инструкциями важно доверие: нельзя ограничивать показ некоторых областей доски только для одного человека. Поэтому придется следить, чтобы никто не подглядывал. Держите лайфхак: можно отслеживать курсоры участников и так понять, что кто-то смотрит не туда.

Составление и сортировка карточек

Подготовка: сложная

Уровень погружения: высокий

Вариант тестирования, когда вы создаете колонки, в которые ученикам нужно поместить ответы из готового набора. Обычно у каждого ученика или группы своя копия, в которой он должен будет выбрать подходящие, на его взгляд, варианты. После завершения задания ментор или участники тренинга проверяют колонки и смотрят, какой выбор был сделан.

Когда я учился на скрам-продакт-оунера, то всё наше обучение строилось на досках. В какие-то моменты появлялись задания в стиле «давайте выберем, что относится к Scrum, а что — к Kanban». У каждого ученика была своя область на доске, расположенная как можно дальше от другой. На выполнение задания давалось время, а после мы искали ошибки друг у друга и обсуждали сделанный выбор.
Автор - Владимир Казаков
Автор
Владимир Казаков
Чем полезны онлайн-доски в корпоративном обучении: примеры упражнений и личный опыт сотрудника МТС Линк | Фото VC4 1920╤Е1080

Тестирование

Подготовка: средняя

Уровень погружения: средний

Набор контрольных вопросов по пройденному материалу, где ответы спрятаны за стикеры или фигуру. Например, вы спрашиваете термин или определение, которое упоминали на текущей сессии. Участники могут отвечать голосом или записать свой вариант рядом. Как только выскажутся все, вы удаляете заглушку и показываете верный ответ.

Чем полезны онлайн-доски в корпоративном обучении: примеры упражнений и личный опыт сотрудника МТС Линк | Фото VC5 1920╤Е1080

Рабочие тетради

Подготовка: очень сложная

Уровень погружения: крайне высокий

Иногда доски могут быть как рабочие тетради — яркие, подробные, многосоставные с иллюстрациями и инструкциями для каждого блока заданий на фрейме. Создание таких обучающих курсов прямо на досках — это сложная и долгая история, но зато она позволяет перенести всё обучение в одно пространство. 

***

Это далеко не все примеры — их гораздо больше. Если подумать, то любое упражнение, которые делают с обычными стикерами на очных занятиях, можно повторить на онлайн-доске. Это может быть даже удобней: каждый раз, когда я сталкиваюсь с настоящими стикерами, то оказываюсь в ситуации, когда текст не помещается, а место для размещения заканчивается.

Как еще использовать доски

Доски можно применять не только для обучения, но и в ежедневной работе. Например, чтобы проводить мозговые штурмы.

Мозговые штурмы всегда требовали усилий даже на очных мероприятиях: собираться в зале, разбиться по группам, выбрать фасилитатора (ведущего, который отвечает за взаимодействие в группе), раздать стикеры или бумажки для записи идей. 

В онлайне всё проще: нужно создать несколько досок для каждой группы и сделать рамки со стикерами, которые легко копируются. В МТС Линк можно разделить участников встречи на группы прямо на звонке. Доска, конечно, не поделится, но вы можете подписать рамки для каждой группы, чтобы никто не запутался. 

Чем полезны онлайн-доски в корпоративном обучении: примеры упражнений и личный опыт сотрудника МТС Линк | Фото VC5 1920╤Е1080

Доски можно использовать для асинхронной работы над задачами.

Например, как-то с коллегами мы решили сократить количество встреч. Сначала работали асинхронно: в течение нескольких дней каждый человек из команды сам проверил свой календарь и составил список встреч. Второй этап — синхронная работа с небольшой группой: мы объединили похожие стикеры по общему типу. Финальный этап — общая синхронная встреча, где мы голосовали и думали, какие встречи убрать. Если бы мы взяли эту задачу на одну встречу, то не управились бы и за пару часов, а так у нас ушло меньше часа.
Автор - Владимир Казаков
Автор
Владимир Казаков

Итоги

Онлайн-доски превращают лекцию или вебинар в активный урок с практикой. Когда вовлеченность людей растет, то и материал усваивается лучше. Да, новые практики потребуют подготовки и планирования, но вы можете начать с уже готовых презентаций и добавить к ним голосования, тесты или сортировку. 

Попробуйте сделать это в Досках от МТС Линк — они доступны бесплатно.