В статье расскажем, на каких принципах строится такой образовательный процесс и как он реализуется в учебных заведениях.

    1. Решите административные вопросы
    2. Выберите образовательную модель
    3. Создайте интерактивный образовательный контент
    4. Составьте расписание очных и удаленных занятий

Что представляет из себя смешанное (гибридное) образование

Смешанное обучение (blended learning) — это сочетание традиционной очной формы обучения «лицом к лицу» и онлайн-технологий. Например, аудиторных лекций учителя и просмотра видеоуроков. Или прослушивание учебного подкаста и последующий офлайн-семинар по пройденной теме. Обычно на базе гибридной программы создают банк материалов, по которым учащиеся могут заниматься самостоятельно в любой момент времени.

Иногда в смешанном обучении выделяют полностью дистанционный формат, когда все синхронные и асинхронные занятия проходят онлайн. Например, вебинары в прямом эфире, где можно задавать вопросы преподавателю, сочетаются с тестированиями и чтением статей.

С одной стороны, баланс самостоятельного онлайн-обучения и работы с преподавателем отводит учащимся более активную роль, нежели в классическом образовательном процессе. Привносит в учебу больше практики. У обучающихся появляется больше пространства и возможностей для получения навыков самостоятельной работы с темой. С другой, подход оставляет место для мотивации людей, которым важно получать социальное взаимодействие в аудитории.

Таким образом смешанное образование можно назвать компромиссным решением, позволяющим цифровизовать обучающий процесс, сохранив все плюсы традиционного формата. На сегодняшний день методику применяют в начальных и средних школах, ссузах и вузах, корпоративных университетах.

Разница между смешанным и гибридным обучением

В некоторых источниках эти понятия могут разделять по степени включения в уроки электронных ресурсов. Оба формата образованы в сочетании традиционных подходов с электронным обучением, но предполагается, что смешанная форма занятий почти полностью переводит учеников на дистанционное образование. Очный формат обучения лицом к лицу в таком случае доступен частично, большую долю программы заниманию асинхронные уроки.

В то время как гибридное обучение проходит всегда синхронно, но с использованием цифровых технологий. Например, часть класса присутствует на занятии в классе, а часть — онлайн. Такой подход позволяет ученикам общаться и проходить программу одновременно. Это один из эффективных способов, но он требует более развитых навыков преподавания, нежели асинхронные занятия.

Принципы смешанного обучения

Существует множество вариантов гибридного образования, но все они основаны на одинаковых принципах:

  • Последовательность и практика. Изучение нового материала базируется на идеальном знании предыдущих уроков.
  • Наглядность и непрерывность. У аудитории всегда под рукой база знаний с учебными материалами.
  • Поддержка преподавателя. Педагог всегда на связи и координирует учеников от первого занятия до аттестации.
  • Четкая цель и самостоятельное изучение. Каждый учащийся знает, какого результата он должен достичь в обучении, и сам выстраивает в маршрут к цели.

Преимущества смешанного обучения

Смешанная школа — это дань стремительно цифровизующейся современности. Вот плюсы этого подхода:

    • При создании образовательных ресурсов учебные материалы доступны 24/7 с любого устройства и можно выполнять задания в удобное время, независимо от графика учебного заведения или библиотеки. Если при традиционном очном обучении уроки проводятся строго по расписанию, то смешанный формат обучения — это, в большинстве случаев, свободный график. Учащиеся могут выполнять задания даже ночью или на выходных. Режим онлайн дает свободу тем, кому сложно быть на занятиях в отведенное время.
    • На смешанном обучении появляется возможность оптимизировать привычные для традиционных уроков расходы, так как нет острой необходимости в распечатках, учебниках и аудиториях.
    • На образовательных платформах налажена постоянная удобная связь с преподавателями, можно задать вопрос в любой момент и получить ответ до очной встречи.
    • Программа ориентирована на людей со всеми типами восприятия: для аудиалов есть лекции, для визуалов — презентации, для кинестетиков — тесты и тренажёры.
    • С помощью компьютерных технологий и LMS можно добавлять к учебным программам индивидуальные задания для тех, кто быстрее проходит уроки.
    • Для использования технологий образовательных сред не требуются специфические навыки — с небольшими инструкциями справится любой участник.
    • Смешанное обучение упрощает переход на полностью дистанционный режим, потому что уже есть готовая база материалов и остается только научить преподавателей работать удаленно.
    • С помощью современных технологий и цифровых ресурсов можно создать учебную среду с использованием прокторинга — эффективного способа контроля за учащимся во время сдачи экзамена в дистанционной форме.

Минус гибридных образовательных проектов в том, что их успешность напрямую зависит от технической оснащенности организации и мотивации учащихся. Но если решить вопрос с техникой не всегда получается, то вторая проблема вполне преодолима. Мотивацию студентов можно пробудить при постепенном переходе к дистанционным инструментам и выборе наиболее подходящей образовательной модели именно для вашей аудитории.

В целом, при эффективном использовании цифровых ресурсов, реализация смешанного обучения приведет к хорошим образовательным результатам почти в любой сфере.

Разные методы смешанного обучения позволяют студентам получать все плюсы уроков лицом к лицу, индивидуальный подход и смену учебных активностей. Вы можете выбрать гибкую модель под свои потребности, сочетая интерактивные формы и традиционные очные формы в разных пропорциях. Дальше обсудим основные модели.

Что такое смешанное обучение | Фото unnamed 7

МТС Линк для цифровых образовательных программ

Модели смешанного обучения

Педагог сам решает, какие модели смешанного обучения в школе, в колледже или в вузе будут наиболее эффективны. В зависимости от количества онлайн-технологий в учебном процессе, выделяют девять основных типов гибридного образования.

Flex model

Смешанное обучение для людей с высокой мотивацией. Основная часть материалов дается для самостоятельной работы. Преподаватель координирует процесс и отслеживает темы, вызывающие сложность. Он может вынести их на общее обсуждение или проработать в индивидуальном порядке с каждым, у кого возникли проблемы. Этот метод смешанного обучения требует высокого уровня самодисциплины и предполагает самостоятельный контроль усвоения материала (безусловно, преподаватель тоже участвует в процессе и помогает студентам при возникновении сложностей).

Online lab

Это смешанный урок, на котором ученики работают в аудиториях, но одновременно используют онлайн-инструменты для активностей. Например, проходят тестирование на учебном портале, чтобы закрепить полученные во время лекции знания. Модель подходит для аудитории с любым уровнем мотивации. Практическая часть помогает разнообразить обучение и заодно оценить вовлеченность слушателей. При этом обучающиеся могут наглядно продемонстрировать навыки самостоятельной работы. Минус данного метода обучения в том, что традиционный класс должен быть хорошо оснащен технически. Но в некоторых случаях для прохождения тестирования достаточно личного смартфона.

Face-to-face driver

Данный метод часто называют «лицом к лицу». Основную программу учащиеся проходят очно, с преподавателем. Онлайн-сервисы используются как вспомогательное средство. Например, для лабораторной работы. Это модель смешанного занятия для любых учебных заведений.

В школе на таких уроках можно использовать технологию «Ротация станций». Для этого участников делят на группы (станции) по видам учебной деятельности. Например, станцию для работы с преподавателем, онлайн-станцию и станцию совместных проектов.

Соответственно, первая часть учеников взаимодействует с педагогом, вторая — выполняет практические задания на учебной платформе, третья — работает в группе. В процессе занятия все станции должны последовательно меняться местами. Модель ротации повышает вовлеченность участников благодаря групповой работе и дает больше навыков за один урок. Такой метод применяется в обучении школьников, студентов и не только.

Индивидуальная ротация

При использовании модели индивидуальной ротации учащиеся также меняют рабочие зоны, но индивидуально, по персональному расписанию. Сначала ученик проходит материал в учителем, затем выполняет интерактивные задания с помощью компьютерных технологий. Двигаться нужно в темпе, установленном расписанием, выходить за рамки программы нельзя. Преимущество этого метода в том, что он позволяет учитывать потребности каждого участника.

Что такое смешанное обучение | Фото unnamed 8

Разделение на группы в сервисеМТС Линк Вебинары в режиме онлайн

Rotation model

Чередование очных и онлайн-уроков. Традиционный подход проявляется в том, что сначала учащиеся проходят материал дистанционно и самостоятельно, а затем вместе с преподавателем в классе. Занятия могут быть реализованы в формате так называемого «перевернутого класса». Это технология смешанного обучения, при которой новый материал изучают дома, а в аудитории закрепляют его на практике.

Эффективный способ подходит для смешанных уроков, направленных на выработку навыков. Особенно актуальна в корпоративном обучении. Например, применяется на тренингах в отделе продаж. Чтобы более эффективно обучить менеджеров, на очных занятиях лучше освободить время именно для практики, чтобы преподаватель лично проконтролировал прогресс каждого участника. Персональный подход — одно из основных преимуществ индивидуальной ротации.

Online driver

Эффективная модель смешанного обучения, предполагающая полностью удаленное образование с чередованием синхронных и асинхронных групповых занятий. Эффективный способ получения знаний подходит для аудитории с любой мотивацией, если преподаватели умеют вовлекать людей на расстоянии.

Self-blend

Основная часть программы преподается в традиционной аудиторной форме. При этом ученик может сам выбрать, какой материал пройдет самостоятельно, а какие занятия посетит очно. Реализация модели делает процесс изучения более свободным и позволяет выстроить индивидуальный график.

A La Carte Model

Подход дает возможность выбрать дополнительные уроки или курсы к своему обучению. Этот формат подходит для групп, в которых есть учащиеся с сильной мотивацией и интересами, выходящими за пределы программы. Данный принцип смешанного обучения часто выбирают для факультативов и углубленных занятий по пройденной теме.

Enriched Virtual Mode

Сначала курс проводят в традиционном формате, затем группа переходит к дистанционному обучению и общается с преподавателем удаленно. Таким образом студенты получают более гибкую среду для обучения, могут свободнее распоряжаться своим временем. 

Как организовать смешанное обучение

1. Решите административные вопросы

На первом этапе нужно собрать все необходимые документы, создать регламенты для смешанного обучения и внести изменения в устав организации.

Выберите образовательную модель

Чтобы выбрать подходящий формат, оцените, насколько инфраструктура заведения, педагоги и учащиеся готовы к работе с онлайн-инструментами. Как минимум, люди должны уметь пользоваться компьютером на базовом уровне, иметь дома ноутбук с гарнитурой и веб-камерой. Если вы планируете проводить вебинары, преподавателям придется научиться работать перед камерой.

Перед внедрением новой программы о смешанном обучении рассказывают также родителям, проводят опросы, выясняют ожидания и опасения.

3. Создайте базу учебных материалов

Пусть это будут разные форматы: видео, тексты, презентации, анимация. Не забывайте о проверочных заданиях для закрепления материала в конце каждой темы. Разработайте план занятий на долгий срок. Перед каждым информационным блоком ясно очерчивайте цель — чему и зачем в результате должен научиться участник группы. Укажите время, которое уйдет на прохождение материала.

Что такое смешанное обучение | Фото unnamed 24

Журнал курса на платформе МТС Линк Курсы для статистики учебных курсов

4. Составьте расписание очных и удаленных занятий

В смешанном обучении важно настроить систему оповещения учеников. Расписание перед началом занятий выкладывают в общий доступ с помощью Google Календаря, Google Таблиц или другого удобного сервиса. В это же время на обучающей платформе настраивают автоматическую рассылку приглашений и напоминаний о занятиях. Письма с анонсами повышают посещаемость курса.

После подготовки обучающей программы наступает заключительный этап — выбор подходящей системы дистанционного обучения (СДО). Это второй фактор, влияющий на эффективность задуманного проекта.

Роль СДО в смешанном обучении

Задача СДО — обеспечить учащимся постоянный доступ к базе знаний и практическим заданиям. Чаще всего в электронную часть выносят тестирование для проверки знаний по пройденной теме.

Преподавателю оставляют более «творческие» экзамены, где важно оценить умение ученика решать поставленную задачу. На смешанном обучении их также можно проводить онлайн — с помощью интерактивных флипчартов и удаленных устных экзаменов.

В соответствии с этой задачей и целями учебного процесса, формируют список требований к СДО. Минимальный функционал платформы должен включать в себя:

  • Хранилище для записей вебинаров и прочих материалов.
  • Тестирование в разных форматах: с изображениями, видео, текстом, ссылками, ветвлением вопросов.
  • Возможность загрузки всех видов файлов: презентации, изображения, видео с компьютера и различных хостингов.
  • Интеграция с календарями и автоматическая рассылка. Для напоминания о занятиях перед обучением.
  • Интеграция с онлайн-доской. Для практических заданий и удаленной совместной работы в группах.
Что такое смешанное обучение | Фото unnamed 9

 Лендинг мероприятия в сервисе МТС Линк Вебинары

Заключение

В статье мы разобрались с тем, что такое смешанное обучение в школе и других учебных заведениях. Смешанное обучение включает в себя традиционные встречи в классе и онлайн-занятия с использованием цифровых технологий. Краткие выводы по теме:

  • Гибридное образование выгодно обеим сторонам процесса, если правильно выбрать модель занятий. Использование технологий позволяет студентам и преподавателям экономить время.
  • Чтобы это организовать нужно учесть много факторов: техническую оснащенность школы, уровень компьютерной грамотности педагогов и учеников, степень мотивации всех участников.
  • Практически для каждого случая можно подобрать вариант программы со смешанным обучением.
  • Помимо правильной программы и базы материалов понадобится функциональная и надежная СДО, соответствующая ФЗ-152.
  • Реализация смешанного обучения позволяет взять всё лучшее от традиционных методов и цифровых технологий.
Чтобы дистанционное обучение не уступало очному, нужно уделять время подготовке преподавателей, учить их активно пользоваться всеми возможностями платформ. Часто вебинары от вузов — это обычная трансляция: преподаватели разбирают задачу у доски, забывая о том, что ученики задают вопросы в чате. Вовлеченность падает. Важно, чтобы преподаватель мог коммуницировать с учениками сам, либо с помощью модератора.
Автор - Дмитрий Фабарисов
Автор
Дмитрий Фабарисов

Если вы готовы внедрить смешанное обучение в своей организации, присмотритесь к платформе Курсы (ранее платформа We.Study). Это российский цифровой сервис для создания гибридных курсов. В нем предусмотрены все возможные инструменты для преподавания и проверки знаний. Новым пользователям доступен бесплатный пробный период с неограниченным функционалом.