Как использовать Телеграм в качестве корпоративного мессенджера для бизнеса

Изначально это приложение создавали для личного общения, но с добавлением новых функций появилась возможность использовать «Телеграм» как корпоративный мессенджер. Какую пользу он может принести вашему бизнесу и заменяет ли в полной мере такие решения как Slack и Teams? Рассказываем!

Как использовать Телеграм в качестве корпоративного мессенджера для бизнеса | Фото unnamed 10

«Телеграм» — один из популярных мессенджеров для общения в команде

Как бизнес может использовать Telegram 

Нередко компании используют «Телеграм» как бесплатное приложение для общения с коллегами. Сотрудники могут отправлять сообщения в личных и групповых чатах, проводить конференции. Мессенджер позволяет выкладывать рабочую информацию в структурированном виде, хранить и пересылать документы. Нужен функционал для создания корпоративного блога или рассылки? Он также есть в «Телеграм». 

Вторая полезная функция этого мессенджера — автоматизация различных процессов с помощью ботов Telegram. Их используют для поддержки пользователей и других рутинных задач. Ниже мы подробнее расскажем, что еще умеют чат-боты.  

И, конечно, «Телеграм» может стать инструментом продвижения бизнеса. Исследование аудитории мессенджера за 2023 год показывает его возросшую популярность. Сейчас им ежедневно пользуются 75 миллионов человек, мужчины и женщины разного возраста.  

С помощью Telegram можно продвигать продукт контентом и даже оформить интернет-магазин. Есть возможность запуска платной рекламы для привлечения новых клиентов. Рекламодатель настраивает таргетинг на каналы с подходящей тематикой и аудиторией. Объявление видят под последней публикацией подписчики сообществ.

Как использовать Телеграм в качестве корпоративного мессенджера для бизнеса | Фото unnamed

Корпоративный «Телеграм»

Инструменты для коммуникаций с коллегами в Telegram

Группы

Группы — это чаты для текстовых сообщений, видеоконференций и обмена файлами. Общаться в них и приглашать новых подписчиков может любой участник, если модератор не отключил эти функции. Из удобных инструментов выделяются папки для групп — они позволяют разделить чаты по категориям. Важную переписку, в которой вы активно участвуете, можно закрепить выше остальных чатов. 

Группы бывают публичными и закрытыми. Публичный чат пользователи могут найти в поиске и самостоятельно присоединиться к вашим обсуждениям. Доступ в закрытые чаты открывает администратор по ссылке. 

Каналы

Если вам нужно передавать информацию в одностороннем порядке, удобнее создать канал. В нем можно рассказывать о новостях компании, выкладывать обучающие материалы, проводить прямые трансляции. Для публикации лонгридов с фото и видео есть сервис Telegraph или одноименный бот. 

Еще один вариант использования каналов — рассылка анонсов и статей вместо рассылки по электронной почте. В «Телеграм» это удобнее, потому что не нужна вёрстка, нет ограничений по стоп-словам, отправка бесплатная. 

При необходимости в настройках канала можно подключить группу для комментариев и закрепить ссылку на нее. Все ответы и общение будут происходить в ней, а на канале останутся только посты. Как и в группах, в каналах есть функции администрирования. Количество подписчиков не ограничено. 

Личные чаты

Доступны аудиосообщения, текстовая переписка, пересылка файлов, видеосвязь. В личных чатах и каналах можно отправлять сообщения без звука и выбирать время отправки. Есть функция пересылки из одного чата в другой, включая групповые. 

Для конфиденциальных диалогов в «Телеграм» добавлены секретные чаты. Информация из них не сохраняется на серверах компании, а сделать скриншот или скопировать данные нельзя. 

Ответы и упоминания коллег

В групповых обсуждениях вы можете вести диалог с одним собеседником. Для этого нужно продолжить ветку под его комментарием или добавить символ «@» с его именем

Пересылка и хранение файлов

В бесплатной версии «Телеграм» можно пересылать файлы до 2ГБ каждый, в платных Premium-аккаунтах — до 4ГБ. Информация в хранилище автоматически разделяется по категориям: документы, ссылки, голосовые сообщения, медиафайлы. 

И ещё немного функций

Что делает «Телеграм» удобным:

  • создание опросов
  • уведомления о просмотренных сообщениях;
  • реакции на сообщения;
  • выбор шрифта и добавление ссылки в текст.
Как использовать Телеграм в качестве корпоративного мессенджера для бизнеса | Фото unnamed 1 1

Что могут чат-боты в «Телеграм»

Боты бывают простыми и сложными. Первые выдают пользователю несколько вариантов ответа перед началом диалога и автоматически отправляют информацию. Вторые созданы при помощи ИИ, могут анализировать сообщения и задавать собеседнику уточняющие вопросы. Со временем такие онлайн-помощники обучаются на основе полученных данных и диалоги становятся сложнее. 

И в том, и в другом случае бот способен автоматизировать почти все рутинные процессы компании. Например:

  1. Общение с клиентами. Можно создать бот, который будет отвечать на часто задаваемые вопросы, решать неполадки, направлять на сайт и специалистов. Это разгрузит отделы компании и в целом улучшит опыт взаимодействия с аудиторией. 
  2. Онлайн-продажи. Чат-боты могут принимать и оформлять заказы, записывать на свободную дату, подбирать подходящий товар, обрабатывать платежи. Конструкторы ботов помогают создавать автоворонки продаж и цепочки сообщения для сегментации подписчиков.  
  3. Рассылки и уведомления. Одна из основных функций ботов — отправка рассылок и уведомлений о новых акциях, скидках, новостях компании. Внутри отделов — обучающих рассылок, напоминаний о совещаниях, уведомлений об изменениях. Всё это помогает поддерживать быструю связь с клиентами и сотрудниками. 
  4. Рабочие задачи. Например, автопостинг публикаций в каналах, автоматические обзвоны клиентов, преобразование файлов, управление чатами. Ещё боты умеют расшифровывать аудиосообщения в текст, проводить розыгрыши, форматировать изображения. 
  5. Аналитику и отчетность. Сбор информации о клиентах, их предпочтениях и поведении для более эффективного продвижения. Помимо того, боты могут предоставлять отчеты о количестве запросов, продажах и других метриках. 

В «Телеграме» можно добавить в чат уже существующего помощника или сделать своего. Это несложно, для создания бота необязательно уметь программировать — есть встроенные инструменты самого мессенджера и конструкторы чат-ботов. 

Как использовать Телеграм в качестве корпоративного мессенджера для бизнеса | Фото unnamed 2 1

Недостатки приложения Telegram для корпоративных коммуникаций

Несмотря на достаточно большой функционал, этот мессенджер нельзя назвать идеальным способом коммуникации, особенно для крупного бизнеса. По ряду причин он не сможет полноценно заменить корпоративные решения. Расскажем про основные проблемы, с которыми столкнется компания. 

Ограниченная техническая поддержка 

При возникновении проблемы у пользователей платформы есть два пути: поискать ответ в FAQ или написать операторам-волонтерам. В первом случае можно не найти ответ или долго с ним разбираться, а во втором — ожидание может затянуться. 

Риск утечки данных 

Хотя мессенджер шифрует сообщения, риски взлома аккаунтов или перехвата сообщений остаются. В «Телеграме» нет запрета на экспорт информации, инструментов для полного контроля доступа к информации, возможности встроить приложение в контур корпоративной безопасности. Нет сертификата ФСТЭК и регистрации в реестре отечественного ПО — это важно некоторым компаниям. 

Невозможность масштабирования

В функционал корпоративных мессенджеров можно добавить дополнительные инструменты по индивидуальному запросу. В Telegram такой услуги нет, платформа развивается по собственной стратегии. 

Отсутствие централизованного администрирования

В корпоративных сетях аккаунты и почты сотрудников создает системный администратор. При увольнении доступ к информации также централизованно блокируется. Использование личных аккаунтов в «Телеграме» усложняет процесс — нужно каждому администратору чата давать контакт сотрудника, а при увольнении также просить заблокировать его.

Альтернатива с более простым управлением — мессенджер Линк Чаты (ранее мессенджер We.Teams) от компании МТС Линк. В бесплатной версии этого продукта будет Active Directory для переноса всех рабочих профилей из базы компании. Панель администратора поможет быстро удалить или добавить сотрудника, настроить роли и уровни доступа, выдать гостевые доступы для клиентов. 

Кроме того, Линк Чаты представляет собой полный аналог Slack и Teams, но с сертификацией ФСТЭК и включением в реестр ПО. В готовой версии, которая выйдет осенью 2023 года, будут все функции мессенджеров, ЭДО, таск-трекер, календарь, нейросети и чат-боты. Сейчас можно получить доступ к бета-версии продукта.    

Как использовать Телеграм в качестве корпоративного мессенджера для бизнеса | Фото unnamed 3 1

Интерфейс мессенджера Линк Чаты

Нехватка встроенных инструментов для совместной работы

Например, задач, календарей, веток с комментариями, ЭДО, функций для совместной работы над документами, интеграций с корпоративными сервисами. 

Как создать общий чат в «Телеграмме»?
В «Телеграме» групповые чаты называются группами, их можно создавать отдельно или в существующем канале. Сделать отдельную группу просто — нажмите на значок карандаша в нижнем углу, выберите «Создать группу» и пригласите пользователей. Чтобы добавить чат в канал, нажмите на его название → карандаш → обсуждения → «Создать группу».
Как пригласить в видеочат в Telegram?
Если вы хотите пригласить людей, которые не используют «Телеграм», нажмите на название группы → Тип группы, скопируйте ссылку и поделитесь ею. Чтобы пригласить пользователей приложения, зайдите в группу или канал, нажмите на значок видеочата — приглашенные участники получат уведомление о встрече. В канале можно анонсировать видеочат.
Как подключится к видеочату в «Телеграме»?
Перейти по ссылке организатора в назначенное время или зайти в чат и нажать «Присоединиться».