«Дистанционное обучение в РУДН сегодня почти равноценно очному!»
Центр многопрофильного довузовского образования «Уникум» был основан на базе Российского Университета дружбы
народов в 1995 году. Основная задача центра - подготовка абитуриентов к сдаче ЕГЭ и поступлению в лучшие ВУЗы
страны. Для этого центр «Уникум» разработал интегрированную дистанционную систему обучения для школьников,
которые не могут посещать очные курсы. Основой этой системы стали вебинары.
«Впервые дистанционное обучение для подготовки к ЕГЭ мы внедрили четыре года назад. Для общения учащихся и
преподавателей использовали электронную почту, так же пересылали все учебные материалы, — рассказывает Дмитрий
Мамченков, заместитель директора ЦМДО «Уникум» Российского Университета дружбы народов. — Но это было неудобно
и преподавателям, и слушателям. Поэтому мы стали искать возможности более плотного взаимодействия с ребятами,
которые занимаются дистанционно. Тем более, что спрос на такое обучение был, особенно из регионов. Так мы
пришли к вебинарам».
Вебинары стали частью дистанционной системы обучения 2 года назад, совместно с образовательным порталом,
разработанным в РУДН. В формате вебинаров проходили лекции и консультации учащихся с преподавателем, а
задания, учебные материалы и тесты для самопроверки знаний были доступны на портале.
Объединить очных и дистанционных слушателей - реально!
В 2013/14 учебном году в центре запустили интегрированную дистанционную систему обучения - IDL. Эта система
позволила объединить на одном занятии очных и дистанционных слушателей с помощью вебинаров и современной
аппаратуры.
В ходе интегрированного занятия на интерактивную доску через проектор выводится изображение вебинара. Очные и
дистанционные слушатели работают с одними и теми же презентациями, следят за тем, что преподаватель пишет на
доске (все данные появляются на основном экране вебинара в режиме работы «флипчарт»), одновременно делают
задания, пишут контрольные работы.
Когда требуется провести дискуссию, преподаватель поворачивает вебкамеру на класс: так ребята, занимающиеся удаленно, видят своих товарищей и полноценно общаются с ними
Интегрированные занятия проходят с понедельника по субботу и охватывают 12 самых популярных у школьников предметов при подготовке к ЕГЭ. К экзамену по остальным предметам можно подготовиться дистанционно, работая в системе обучения «вебинар + образовательный портал». Одно занятие длится 2 стандартных академических часа. Максимальное количество дистанционных слушателей в одной группе сейчас - 11 человек, но на практике занятия проходят эффективнее, если в группе удаленно занимаются 5 человек.
«Преподаватели должны быть готовы к работе с дистанционной системой»
Интегрированные и дистанционные занятия ведут штатные преподаватели РУДН. В течение последних двух лет они постепенно перестраивали свои курсы, сначала для дистанционной системы обучения «вебинар + образовательный портал», затем - для интегрированной IDL-системы. Ступенчатый переход позволил преподавателям освоить платформу для проведения вебинаров до начала работы с интегрированной системой и чувствовать себя увереннее.
Теперь преподаватели по-другому строят свои занятия: в IDL-системе чаще используют презентации, задают много вопросов аудитории и в чат, используют интерактивную доску не только для проекции изображения вебинара, но и для записей и чертежей. Также активно используются и записи вебинаров - в случае пропуска занятий по уважительной причине учащиеся могут сделать запрос и посмотреть пропущенный материал в удобное для них время.
Конечно, начать вести занятия в дистанционной или интегрированной системе может далеко не каждый преподаватель центра. Сначала он должен пройти обучение по работе с платформой, должен быть готов к общению с виртуальной аудиторией (она всегда отличается от традиционной) и уметь оперативно решать возникающие трудности.
«Первым в центре платформу Линк Вебинары освоил я», - рассказывает Дмитрий Мамченков о внедрении вебинаров в работу центра «УНИКУМ». - «Затем индивидуально с каждым преподавателем мы обсуждали систему. Конечно, были и общие собрания, но все преподаватели разные: кто-то схватывает новую информацию «на лету», кому-то требуется больше времени. Поэтому лучше работать с каждым преподавателем по отдельности, если есть такая возможность. Также я часто присутствую на первом занятии нового преподавателя, чтобы подсказать, если возникнут какие-то вопросы, помочь наладить организационные процессы»
Присутствие модератора обязательно
На всех интегрированных занятиях обязательно присутствие модератора - одного из менеджеров Центра довузовского образования. Модератор подключается к вебинару удаленно, а не сидит в аудитории, и со своего компьютера помогает, если у кого-то из слушателей возникают трудности, например, плохое качество интернет-соединения, или плохо слышно или видно преподавателя. Без модератора задача преподавателя усложняется: надо и вести занятие, и следить за работой системы. Это влияет на качество занятий.
Кроме того, модератор следит за дистанционными слушателями: «Некоторые студенты весьма изобретательны и не прочь схитрить. Когда вы проводите занятие в режиме веб-конференции, слушатели могут вместо включенной камеры загрузить принтскрин и не принимать участия в обсуждениях», - объясняет Дмитрий Мамченков.
За вебинарами - будущее
Интегрированная дистанционная система обучения, разработанная в центре «УНИКУМ», уже сегодня позволяет проводить дистанционные занятия, равнозначные очным. Теперь в РУДН планируют проводить такие занятия для регионов, а также удаленные лекции известных преподавателей и краткосрочные дистанционные курсы по разным специальностям.