Онлайн опросы - как провести бесплатно
Опрос в интернете — вид маркетингового исследования для получения данных о мнениях и потребностях целевой аудитории. В этой статье мы дадим инструкцию по созданию опроса, поговорим о пользе и классификации этого инструмента.
Как опросы помогают в работе маркетолога
Ценность этого инструмента в том, что маркетолог получает информацию об интересах потребителей из первых уст. Вот задачи, которые помогает закрыть онлайн-опрос в интернете:
- Выявление сильных и слабых сторон продукта. Есть ли необходимость нововведений и в какой сфере: сам продукт, доставка, процесс покупки.
- Изучение актуальных тенденций и нужд клиентов. Вы можете узнать, как покупатели относятся к различным брендам и товарам.
- Развитие социальных сетей и сайта. Публикация опросов стимулирует дискуссии и увеличивают вовлеченность аудитории.
- Изучение эффективности маркетинговых каналов. Тестирование рекламных кампаний во время опросов определит наиболее слабые каналы.
- Изучение спроса на новые услуги и товары. С помощью опросов выбирают нишу, ассортимент и способы оплаты.
- Сбор реальных отзывов. Часто клиенты не хотят писать отзывы самостоятельно, а короткий опрос в соцсетях поможет получить наглядный отклик аудитории.
Зная ожидания и потребности целевой аудитории, маркетолог сможет защитить компанию от серьезных проколов при планировании бизнес-процессов.
Почему проведение опросов в интернете выгоднее, чем в офлайне
Онлайн-опросы упрощают исследование целевой аудитории на разных этапах воронки продаж. Вот 4 преимущества такого подхода:
- Привлечение большой аудитории, независимо от места географии.
- Быстрый результат — традиционное интервью дольше организовывать и обрабатывать.
- Сниженная стоимость исследования за счёт отказа от интервьюеров и аренды помещения.
- Автоматизация процесса — не придется подсчитывать результаты вручную, сервисы делают это за вас.
Кроме того, компания может оперативно менять инструменты исследования, исходя из полученных данных.
Классификация маркетинговых опросов
Компания может провести платный или бесплатный опрос в интернете. Платное исследование проводят на специальных площадках за вознаграждение участникам. На размер вознаграждения влияет количество пройденных вопросов и соответствие отвечающего человека портрету ЦА. Анкету обычно выстраивают так, что не целевые пользователи отсеиваются в самом начале.
Ключевые плюсы платного исследования — широкая аудитория и быстрый результат. Люди из клиентской базы компании могут неохотно заполнять большие анкеты, а провести опрос в интернете за вознаграждение не составит проблем.
Однако у такого способа есть большой минус — сервисы собирают аудиторию, которая нуждается в минимальной подработке. Значит, для компаний с высоким чеком платные сайты не подходят.
Также опросы разделяют на несколько групп по пяти признакам:
Тип пользователей
Массовые или специализированные. В первых участвуют представители разных сегментов. Во вторых — эксперты с определённым опытом, теоретическими и практическими знаниями.
Количество пользователей
Групповой или индивидуальный опрос.
Способ проведения
В интернете маркетологи чаще используют для опросов тесты, анкеты и комбинации этих форм. Ещё один вариант — онлайн-интервью с отдельными представителями ЦА или фокус-группой.
Каналы для сбора респондентов
Опросы проводят по электронной почте, в социальных сетях, чат-ботах, блогах на youtube, баннерах и всплывающих окнах.
Цели
Например, сбор первичной информации, проверка гипотезы, оценка узнаваемости бренда.
Как сделать опрос в интернете по электронной почте
Как провести соцопрос в интернете правильно
Универсальной формулы для создания опросов не существует, но можно дать общие пошаговые рекомендации. Они помогут собрать анкету, исходя из особенностей конкретной компании.
Формулируем чёткую цель исследования
Чтобы правильно поставить цель, ответьте на три вопроса:
- Что вы хотите узнать?
- Для чего нужна эта информация?
- Как вы будете работать с полученными данными?
Вам нужно хорошо понимать, что и как улучшит анкетирование. Иначе результаты опроса будут бесполезными.
Примеры целей:
- Определить текущие тенденции рынка для запуска нового продукта.
- Выяснить интересы подписчиков для планирования контента.
- Оценить удовлетворённость продуктом для поиска новых путей развития.
Делаем выборку участников
Следующий шаг — выборка респондентов. Опрашивать всех клиентов компании одновременно бесполезно, поэтому важно сегментировать аудиторию. Например, разделить базу по стадии взаимодействия с брендом на постоянных, неактивных и потенциальных покупателей.
Какие еще группы можно сформировать:
- По месту проживания.
- По социально-демографическим данным: пол, возраст, уровень дохода.
- По интересам и привычкам.
- По активности в потреблении контента: активные читатели рассылки, переходят по ссылке и покупают, не открывают письма.
Расписываем задачи и структуру
Определите этапы работы над опросом и сроки проекта. Составьте предварительный список тем для вопросов и продумайте их последовательность. Обычно анкеты состоят из трёх частей: введение, непосредственно вопросы и заключение.
В первом блоке участники видят предложение пройти опрос, название компании, цели опроса и количество времени, которое уйдет на ответы.
Основную часть разделяют на тематические блоки. Обычно респондентов ведут от простого к сложному. В самом начале располагают блок, отсеивающий нецелевых пользователей. Затем следуют ключевые вопросы, а менее значимые переносят в конец. Такой подход особенно актуален для объёмных анкет — даже если респонденты устанут и бросят заполнение, вы получите полезную информацию.
В заключении респонденты оставляют свои контактные данные: полное имя, email или номер телефона. Компания благодарит респондентов за приложенные усилия и, если это запланировано в проекте, предлагает бонус.
Составляем вопросы для анкет и тестов
Бывает два типа вопросов: закрытые и открытые. Первые предполагают выбор одного или нескольких ответов из предложенных. Вторые — самостоятельный письменный ответ.
В опросе используют оба формата, но количество открытых вопросов обычно стараются сократить. Причина в том, что сопоставить свободные ответы респондентов гораздо сложнее.
По возможности нужно сформулировать больше закрытых вопросов. Например, вместо «Что вы думаете о нашем бренде?» спросить «Какое утверждение наиболее хорошо описывает ваше мнение о нас?». Предоставить участникам максимальное количество возможных ответов.
Как правильно спрашивать
- Используйте односложные формулировки.
Например, вопрос «Какие недостатки и преимущества продукта вы можете назвать?» лучше разделить на два. В противном случае участникам будет неудобно отвечать и они могут запутаться.
- Используйте универсальные формулировки.
Если среди участников анкетирования есть мужчины и женщины, старайтесь предложить ответы, которые подойдут и тем, и другим.
— | + |
Отметьте проблемы, возникшие с продуктом:
| Отметьте проблемы, возникшие с продуктом:
|
- Чередуйте открытые и закрытые вопросы.
Комбинированные анкеты избавляют респондентов от монотонности и повышают шанс на получение всех ответов.
- Пишите просто и понятно.
Формулируйте короткие предложения без сложных терминов, требующих от участников специальных знаний. Запутанную анкету реже проходят до конца.
- Создайте диалог с пользователем.
В вопросах используйте второе лицо, а в вариантах ответов — первое или безличную форму.
— | + |
Насколько хорошо вы знаете компанию:
| Насколько хорошо вы знаете компанию:
|
Пример анкеты для оценки нового продукта
- Что вам нравится в нашем новом продукте?
- Что вам не понравилось в новом продукте?
- Что вам больше всего нравится в подобных продуктах конкурентов?
- Что могло бы повысить ваш интерес к нашему новому продукту?
- Насколько важен для вас комфорт при выборе между аналогичными продуктами?
Пример вопросов для постоянных клиентов
- Откуда вы узнали о нас?
- Испытываете ли вы сложности при совершении покупок?
- Как бы вы улучшили сайт нашей компании?
- Какие услуги/продукты вы хотели бы видеть у нас?
- Как долго вы ожидаете ответ менеджера?
Пример анкеты для неактивных клиентов
- Почему вы перестали посещать наш сайт?
- Что мы можем сделать для вашего возвращения?
Такие опросы можно проводить на сайте, когда человек уходит без покупки — добавить всплывающую форму с просьбой ответить на вопрос и получить бонус.
Пример вопросов для изучения потребительского поведения
- Где вы чаще делаете покупки?
- Какой способ оплаты вы обычно выбираете?
- Сколько раз за последние 3 месяца вы покупали товар в интернете?
- Как мы можем улучшить наш сервис?
Пример вопроса для оценки лояльности клиентов
Тестируем опрос
Перед тем как провести опрос в интернете, пройдите его самостоятельно с коллегами или создайте тестовую группу из целевой аудитории. Для оценки качества участники могут ориентироваться на эти критерии:
- Все вопросы были понятны?
- Нет ли смысловых дублей?
- Все вопросы соответствуют заявленной теме?
- Все варианты ответов в тесте понятны и корректны?
- Подготовленных вопросов хватает для сбора информации?
- Вопросы расположены в логичной последовательности?
- Анкета составлена аккуратно, без ошибок и опечаток?
- Опрос сложно заполнить до конца?
- Интересно ли заполнять анкету?
- Сколько времени заняли все ответы?
Баланс времени особенно важен при формировании опросника. Если на заполнение теста или анкеты уходит больше 20 минут, большинство респондентов закроют страницу дойдя до половины.
Для продвижения более сложных и длинных опросов можно предложить участникам какую-либо выгоду. Например, промокод или вебинар на интересную для ЦА тему.
Рассылаем анкеты и тесты
Канал распространения анкет выбирают исходя из количества и особенностей респондентов. Например, опросить объёмную базу людей только на сайте компании скорее всего не получится. Придётся подключить дополнительные каналы: соцсети, мессенджеры.
Учитывайте привычки целевой аудитории — возможно респонденты из подготовленной выборки охотнее ответят на вопросы в чат-боте или электронной почте. Эти каналы удобны ещё и тем, что анкета приходит индивидуально и шанс открытия увеличивается.
Важную роль играет также время отправки. Утром и днём клиенты охотнее заполняют короткие анкеты, а вечером — длинные. Это связано с окончанием рабочего дня и наличием свободного времени.
Еще 4 правила по отправке анкет:
- Для размещения опросов на сайте выбирайте заметную часть страницы. При этом баннер или поп-ап не должен быть навязчивыми.
- При отправке по электронной почте или в мессенджере добавьте письмо с пояснениями. Представьте компанию, объясните зачем нужен опрос.
- Вовлекайте респондентов в дополнительное взаимодействие. Предложите распространить анкету в социальных сетях или дайте ссылку на интересный материал из блога.
- Задействуйте несколько каналов или запустите небольшую рекламную кампанию для привлечения дополнительных респондентов.
Пример опроса на сайте компании
Анализируем результаты
Маркетолог интерпретирует и анализирует полученные данные. Выявляет закономерности и вычисляет коэффициенты для разработки стратегии развития в том или ином направлении.
Как оптимизировать расходы на маркетинговый опрос
Сделать анкету можно самостоятельно или в конструкторах. От способа зависит стоимость и время исполнения проекта. Подумайте, что для вас приоритетнее — опросить людей быстрее или дешевле? Оцените, насколько специфический проект вы планируете.
Самостоятельной подготовки требуют только нетипичные исследования и продукты, к которым сложно подобрать готовые варианты опросов. Если это не ваш случай — поищите бесплатные шаблоны на площадках-конструкторах. Скорее всего, среди них найдутся подходящие анкеты и затраты на исследование будут ниже. Например, сервис Survio предлагает более 100 готовых шаблонов.
Опрос в интернете: создать из готового прототипа
Такие шаблоны можно редактировать в соответствии с потребностями бизнеса: изменять формулировки вопросов, добавлять свои пункты, убирать лишние.
Если готовой анкеты нет, уделите больше времени выборке респондентов и каналов распространения, чтобы исключить нецелевые сегменты аудитории и получить максимальный отклик.
Что еще можно сделать для оптимизации затрат:
- Снижать количество вопросов в анкете. Участники бесплатных опросов не любят длинные анкеты, а на платных площадках сумма для вывода зависит от количества ответов.
- Использовать точные формулировки без смыслового дублирования. Если пользователи не поймут часть вопросов, само исследование окажется бесполезным, как и расходы на него.
- Заполнять страницу-визитку компании на площадке-опроснике. Помогает поддерживать обратную связь с целевой аудиторией и презентовать рыночную репутацию бренда.
Как создать соцопрос в интернете: лучшие конструкторы анкет
Топ-10 лучших сервисов:
Два полностью бесплатных сервиса и два конструктора с ограничениями на free-тарифе:
Где можно провести опрос в интернете платно
Сервисы для создания анкет с вознаграждением для респондентов:
Заключение
Интернет-опросы выгодны компаниям, потому что помогают собрать маркетинговые данные непосредственно от представителей целевой аудитории. Можно разработать вопросы самостоятельно, а можно сделать анкету на специальных площадках-конструкторах.
Как создать опрос в интернете:
- Поставьте конкретную цель исследования.
- Заранее продумайте способ применения данных.
- Подберите аудиторию для проведения исследования.
- Кратко и понятно опишите цель опроса и компанию.
- Сформулируйте короткие предложения на языке клиентов компании.
- Двигайтесь от простого к сложному и чередуйте формат вопросов.
- Социально-демографические вопросы и ключевые моменты расположите в начале анкеты.
- Перед проведением опроса сформируйте тестовую группу для проверки на ошибки и время прохождения.
- Задействуйте несколько каналов рассылки, если отклик на опрос недостаточно высокий.