«Удаленка научила меня общаться с людьми», — главный редактор о работе на удаленке
Сидеть на пляже под пальмой, не спеша потягивать коктейль и пару часов в день проводить за монитором компьютера или телефона — идеальная иллюстрация удаленной работы, которую часто транслируют соцсети. Но действительно ли удаленка так хороша, как ее преподносят? Что хорошего в работе из дома и сколько времени в реальности приходится уделять рабочим задачам? Главный редактор и PR-директор Ксения Русакова поделилась опытом и поразмышляла на тему, чему учит удаленка.
«Однажды я устала вставать утром и ехать в метро»
Меня зовут Ксения Русакова, я главный редактор и PR-директор. На удаленке работаю больше 5 лет. До этого работала оффлайн. Кем я только не была: промоутером, кассиром, оператором колл-центра, комплектовщицей на складе «Детского мира», продавцом-консультантом в «Связном»! Однажды я шла с очередной офлайн-работы и поняла, что невероятно устала вставать утром и ехать в метро. Я жила на тот момент в Московской области и каждое утро садилась в вагон на станции метро «Выхино». Это для меня был ад: куча людей, толкучка, постоянное желание спать.
Сейчас у меня свободный, но ненормированный график. Обычно утром я занимаюсь своими делами, а во второй половине дня работаю. Стараюсь заканчивать не позже 21:00, но бывают дни, когда работаю ночью и до утра. Перерывы зависят от того, насколько я устала. Могу 3-4 часа проработать и не отвлекаться. А могу отвлекаться каждые полчаса, если работа абсолютно не идет.
«Первое, что я делаю, — беру телефон и проверяю чаты»
Мой рабочий день почти всегда начинается одинаково. Первое, что я делаю, когда просыпаюсь, — беру телефон и проверяю чаты. Прямо лежа в кровати. Это позволяет мне предварительно оценить ситуацию и спланировать свой день. Если ничего не случилось, я могу медленно раскачаться и сделать что-то из задач, которые лежали отложенными. Но если что-то произошло, то, конечно, иду разруливать коллапс, а потом уже — завтрак и личные дела.
Вот мой примерный распорядок.
- Просыпаюсь и иду в ванную, там делаю утренние дела: душ, чищу зубы, пользуюсь кремами и патчами.
- Если настроение хорошее, то могу накраситься. Если нет, то переодеваюсь в домашнюю одежду и иду варить себе кофе.
- С чашкой кофе иду за рабочее место.
Дальше всё зависит от загрузки на работе. Если это обычный день, то листаю ленту, делаю домашку по английскому или просто деградирую за мемами. Если день начался с аврала, то сразу погружаюсь в работу.
Чаще всего работаю дома, и мое рабочее место выглядит так:
Но бывает, что оно выглядит даже так:
Перерывы в течение рабочего дня у меня спонтанные, как и занятия в свободное время. Хотя этим летом я взяла себе за привычку выходить во время перерыва из-за рабочего места. Могу сходить погулять до ПВЗ или купить себе кофе. В холодное время года перерывы наверняка будут менее осознанны: лечь, включить рилсы, отвлечь мозг.
Что касается еды, то в основном выбираю доставку. Тут логика простая: стоимость часа моего времени на текущий момент позволяет мне не заморачиваться над готовкой и купить то, что я хочу. Обычно захожу в сервис и заказываю там. Сейчас планирую перейти на сервисы с подпиской на еду. Ты платишь определенную сумму в месяц, и тебе возят пищу с правильными КБЖУ.
«Я не могу сорваться в бар в среду в обед»
Люди, которые работают на удаленке, могут сталкиваться с такой проблемой, что их близкие просто не понимают, чем те занимаются. Думают, что можно просто «сидеть дома, ничего не делать и получать деньги просто так». Сама я живу одна, поэтому не сталкиваюсь с таким отношением. Приезжаю к маме в гости — она понимает. А вот с друзьями иногда бывают проблемы. Людям сложно объяснить, что да, я сижу дома, но я не могу сорваться в бар в среду в обед. Вернее, могу, конечно, но это не совсем правильно и этично, а еще и аукнется потом.
И я слушаю что-то типа «Ксюша, сегодня выходной, может, не надо?». Но им же не объяснить, что моушен-дизайнеру надо ответить сейчас, потому что конференция через 2 недели, а ничего не готово.
Еще иногда меня не понимают мои кошки. Особенно когда проходят какие-то созвоны. Постоянно смотрят на меня осуждающе:
Бывают моменты, когда хочется всё бросить посреди рабочего дня и заняться другими делами. Тогда всё очень зависит от того, какая задача у меня в работе. Если задача с жестким дедлайном, то, конечно, я не могу всё бросить и куда-то пойти. Но обычно дедлайны ставлю себе я сама, жесткие дедлайны бывают редко, и я могу с собой договориться.
Например, если я понимаю, что у меня нет никакого ресурса сидеть и работать, то я закрываю всё и иду делать то, что мне хочется. Но я всегда компенсирую этот «прогул» на выходных или вне рабочего времени. Я понимаю: если буду заставлять себя работать из-под палки, то ничего хорошего из этого не выйдет.
«Нужно любить то, что вы делаете, и чувствовать себя на своем месте»
Когда меня спрашивают, есть ли дефицит общения, то я всегда отвечаю: «Мне повезло — я интроверт». Всегда шутила, как можно было взять на должность, подразумевающую общение с людьми, интроверта, но это вот она — я. Чаще у меня, наоборот, перебор общения. Хочется тишины, чтобы не звонил телефон, чтобы никто никуда не звал, ничего не спрашивал. Но такого даже в отпуске не бывает.
У меня никогда не было выгорания, и я никогда не доходила до полноценного нервного срыва. Но знаю, что периодически работаю на грани своих ментальных ресурсов. Это, знаете, когда ты работаешь и чувствуешь, что еще один вопрос или задача — и ты просто выключишь интернет или кого-то пошлешь. Но, как правило, на следующее утро уже всё хорошо.
Давать советы о том, как спасаться от нервных срывов и выгорания, я не могу. Но могу сказать, как их не получить. Секрет простой: нужно любить то, что вы делаете, и чувствовать себя на своем месте. Когда вы получаете удовольствие от своей работы, не встаете с мыслью «Господи, опять видеть эти рожи и делать эти задачи», то выгорание вам не грозит.
Чтобы отдохнуть от работы, я занимаюсь английским, читаю книги, играю в игры, гуляю, слушаю музыку, смотрю сериалы, хожу в бары с крафтовым пивом. Это я пытаюсь понять Present Simple:
А это гуляла по Янтарному в Калининградской области:
Хотелось бы заняться каким-то спортом, но пока не представляю, как это вклинить в свое расписание. Хотя тело за весь день затекает и хочет какого-то движения. Ходила в зал, но потом почему-то передумала. Из физической нагрузки стараюсь ходить 1,5-2 часа на улице или беговой дорожке. Вот такой вид, например, у меня в парке рядом с домом:
Цифровые инструменты для работы на удаленке
В работе я использую такие инструменты, как Notion, Evernote, «Телеграм». В Notion ставлю задачи команде, мы там отслеживаем таски, чтобы не потерять что-то важное из виду. Спойлер: всё равно теряем.
Evernote использую для заметок и личного планирования. Мне удобно, что я могу поставить приложение на компьютер, телефон и ноутбук и всё синхронизируется. А вся коммуникация происходит в «Телеграм». С коллегами общаться удобнее текстом или голосовыми сообщениями. Стараюсь рабочие моменты обсуждать текстом, чтобы потом можно было найти по ключевым словам.
В последнее время у меня стало намного меньше созвонов, и я очень этому рада. Я ушла из проекта, где созвоны были по каждому чиху. Сейчас я не знаю, что такое «мит на 5 минуточек».
Мой личный ад выглядит вот так:
Созвоны по работе длятся, как правило, от 20 до 40 минут. Потому что сейчас они инициируются только по реальным вопросам, а не для имитации контроля и деятельности.
Камеру во время созвона я не включаю. На это есть 2 причины.
- Во-первых, я всегда что-то делаю во время созвона. Я могу перетаскивать картинки, наводить порядок в Notion, отвечать в чате. При этом я не теряю фокус созвона. Просто не могу сидеть и пялиться в монитор.
- Во-вторых, не хочу. Я считаю, что это мое полное право ходить на созвоны так, как мне удобно.
«Друзей реально найти везде: на складе, в офисе, в магазине и даже на удаленке»
Когда меня спрашивают, можно ли найти на удаленке друзей, то я отвечаю: друзей реально найти везде — на складе, в офисе, в магазине и даже на удаленке. У меня в окружении есть люди, которые из знакомых стали близкими. Я могу с ними что-то обсудить, а они — со мной. Мы всегда поможем друг другу или просто покидаемся тупыми шуточками в чате.
Что касается профессионального развития, то сейчас, по ощущениям, на удаленке больше возможностей для карьерного роста. Ты работаешь хорошо, получаешь новые навыки, тебя повышают в должности. А в перерывах можешь еще чему-то учиться. В офлайне как-то больше панибратства и других метрик, по которым тебя оценивают как специалиста. Но это лично мой опыт работы на удаленке.
Если бы мне предложили в данный момент офлайн-работу с более высокой зарплатой, то я бы предпочла остаться на своей работе. Я очень сильно люблю проекты, в которых я сейчас работаю. Мне нравится и формат, и то, что я делаю. Единственный вариант, при котором я вернусь в офлайн, — это если интернет отключат.
«На удаленке я стала чувствовать себя свободнее и увереннее»
Работа из дома научила меня тому, что многое можно решать в разговоре и не бывает ошибок, которые нельзя исправить. Если же говорить про рабочие скиллы, то работа на удаленке научила меня общаться с людьми, научила многозадачности, умению находить решение почти любой проблемы, умению находить сотрудников, руководить командой и многому другому. Не хватит статьи для списка.
На удаленке я стала чувствовать себя свободнее и увереннее. Мне не надо тратить время на такие вещи, как путь до работы или перекур с коллегами вместо работы. Мне не нужно имитировать работу и отсиживать часы. Тут я работаю, потому что знаю: быстрее закончу — быстрее освобожусь.
Тем, кто хочет перейти на удаленку, но не решается, я могу сказать: нужно переходить сразу и с финансовой подушкой за спиной. Я видела много историй, когда люди пытались совмещать офлайн и онлайн, но это верный путь к выгоранию. Лучше накопите денег, научитесь необходимым скиллам, выберите себе профессию, а потом врывайтесь.