EdTech Space 2017: обзор осенней конференции

EdTech Space 2017: обзор осенней конференции | Фото 1

Вторая онлайн-конференция EdTech Space, посвященная новым технологиям в обучении, прошла 21 ноября в студии МТС Линк, объединив более 2000 участников и 15 экспертов в области IT, T&D и онлайн-обучения из разных уголков мира.

Главным вопросом осенней EdTech Space стало изменение парадигмы онлайн-обучения и взаимодействия. Как функционируют самообучающиеся команды? Что такое peer-to-peer-обучение? Нужно ли учитывать когнитивные особенности восприятия информации при создании и проведении курсов? Наши спикеры попытались ответить на эти и другие вопросы, опираясь на наиболее эффективные практики.

Дискуссия: Обучение в цифровой среде: пространство ограничений или возможностей?

Мария Лебедева

Мария Лебедева

заведующая лабораторией инновационных средств обучения Института Пушкина

Евгения Кулик

Евгения Кулик

директор по онлайн-обучению НИУ «Высшая школа экономики»

Максим Гирин

Максим Гирин

директор по развитию корпоративного сектора «Университет в кармане»

Виктория Дерюгина

Виктория Дерюгина

основатель Dedu.center, преподаватель школы креативного мышления ИКРА

Михаил Мягков

Михаил Мягков

генеральный директор онлайн-школы MAXIMUM

В ходе дискуссии эксперты обсудили, как образовательные технологии, сложившиеся в офлайн-среде, могут быть реализованы в онлайне. Евгения Кулик поделилась опытом Дирекции по онлайн-обучению НИУ ВШЭ, отметив, что любые существующие практики могут быть перенесены в цифровую среду — даже те, реализация которых в офлайне затруднительна. Виктория Дерюгина подняла вопрос методологии и рассказала о том, как специалисты Dedu.center применяют принципы и алгоритмы педагогического дизайна при взаимодействии со студентами в онлайне. Михаил Мягков, говоря об онлайн-обучении школьников и абитуриентов, предположил, что не все технологии, применяемые сегодня в образовании, одинаково эффективны: к примеру, проектные методы почти неприменимы на первичном, «техническом» этапе. Максим Гирин рассказал подробнее о несовместимости некоторых офлайн- и онлайн-практик, а также о трудностях перехода офлайн-педагогов в цифровое пространство.

Основные выводы дискуссии:

  • развитие технологий стимулирует развитие онлайн-образования, и многие офлайн-практики уже успешно прижились в цифровой среде;
  • появление новых технологий пока опережает развитие методологии онлайн-обучения — многие практики применяются некорректно или не в полной мере из-за отсутствия отработанных подходов к их реализации или непонимания закономерностей цифровой среды;
  • цифровая среда обеспечивает образовательный процесс качественным и разнообразным контентом, однако многие вопросы (например, вопрос мотивации и направления обучения) не могут быть решены исключительно за счет технологий и требуют разработки специальной онлайн-педагогики;
  • цифровая среда для обучения взрослых должна отличаться от цифровой среды для обучения школьников и студентов с учетом андрагогических методик;
  • ввиду отсутствия единого подхода к оценке онлайн-образования, на сегодняшний день не существует инструментов или метрик, с помощью которых можно было бы однозначно оценить эффективность обучения в цифровой среде.

На примерах школы креативного мышления ИКРА и онлайн-школы MAXIMUM были рассмотрены примеры «перевернутого» и проектного обучения. Также обсуждались особенности андрагогики и интерактивного обучения, персонализированные и студентоцентрованные подходы.

 

Доклад: Как проектировать обучение, учитывая когнитивные особенности человека

Евгений Буянов

Евгений Буянов

CEO 4brain, научный сотрудник Кафедры экономики инноваций ЭФ МГУ им. М.В. Ломоносова

Доклад Евгения Буянова был посвящен когнитивным особенностям восприятия информации. На примерах из практики онлайн-школы 4brain Евгений рассказал, как привлекать внимание к образовательному контенту и стимулировать пользователей к самостоятельному обучению.

Основные тезисы докладчика:

  • сегодня разрабатывать онлайн-курсы без понимания основных психологических феноменов человека (например, баннерная слепота, синдром babyduck) невозможно;
  • существуют различные слои и стили чтения — любые офлайн-материалы при перенесении в цифровую среду нуждаются в декомпозиции;
  • влияние мотивации на качество результатов гораздо сложнее, чем нам кажется — наилучшие результаты достижимы при средней интенсивности мотивации.

Также на примерах различных образовательных платформ были рассмотрены основные принципы декомпозиции при оцифровке образовательных материалов.

 

Доклад: Искусственный интеллект в образовании: будет ли компьютер учить человека?

Тарас Загибалов

Тарас Загибалов

CEO SmallStep, PhD

В своем докладе Тарас Загибалов рассказал, как искусственный интеллект используется в повседневной жизни (например, Siri, поисковые системы) и как изменится образовательная среда после внедрения интеллектуальных систем. Ключевой вопрос доклада — стоит ли доверять обучение учителям-роботам? Тарас попытался развенчать мифы, связанные с использованием ИИ, и рассмотреть примеры внедрения ИИ в онлайн-обучение.

Основные тезисы докладчика:

  • применение искусственного интеллекта к образованию не означает введение «учителя-робота», но предполагает создание инструмента, способствующего более эффективной коммуникации между учителем и учеником;
  • главная задача, решаемая искусственным интеллектом, — выполнение тяжёлой, рутинной работы, создание возможности индивидуализации и персонализации обучения;
  • происходит переход от устоявшейся контентно-центричной парадигмы (one-fit-all) к ученико-центричной парадигме (all-fit-one).

На примере обучения английскому языку был рассмотрен один из вариантов применения интеллектуальных систем — динамическое создание индивидуальной образовательной программы на основе произвольного материала.

 

Доклад: Что нужно знать о технологии блокчейн

Олег Абдрашитов

Олег Абдрашитов

глава блокчейн-практики Altoros, США

Олег Абдрашитов объяснил на понятных примерах, что такое блокчейн и как он используется в различных сферах сегодняшней жизни. В начале доклада Олег высказал убеждение, что независимо от области применения технологии, разбираться в ней нужно каждому:

Я хотел бы рассказать о блокчейне кратко и доступно: я надеюсь вы так же загоритесь этой темой, как я и многие мои коллеги и товарищи. Даже если применение этой технологии в образовании не так очевидно, я считаю, что о блокчейне нужно знать, как, например, каждый из нас знает об интернете. В ближайшем будущем блокчейн займет гораздо больше нашего внимания.
Автор - Олег Абдрашитов
Автор
Олег Абдрашитов

Отвечая на вопросы участников конференции о возможностях блокчейна для обучения, Олег рассказал о применении технологии в ЕГЭ и вузовском документооброте.

 

Дискуссия: Трансформация образования в меняющемся мире

Вадим Дозорцев

Вадим Дозорцев

основатель Customer Journey Club, MediaMetrics

Илья Куперман

Илья Куперман

президент группы компаний Electronic.education

Марк Литман

Марк Литман

Operations Project Manager, WalkMe, Израиль

Александр Альперн

Александр Альперн

генеральный директор МТС Линк

Светлана Доценко

Светлана Доценко

Global Shaper, World Economic Forum, США

Марина Кербель

Марина Кербель

Client Management Executive, WalkMe, Израиль

В ходе дискуссии эксперты обсудили, как новые процессы взаимодействия в обществе изменяют роль преподавателя и сферу обучения в целом. Общими усилиями эксперты попробовали спрогнозировать тенденции и тренды обучения, которые станут популярны в следующем году:

  • Новейшее программное обеспечение вынуждено будет адаптироваться под нужды и компетенции пользователя, а не наоборот. В ситуации, когда новые программы и приложения появляются на рынке каждый месяц, производитель не вправе требовать от пользователя чтения мануалов или длительного обучения функционалу продукта: продукт должен определять уровень цифровой грамотности пользователя и подстраиваться по него.
  • Обучение переходит от теоретического формата к проектному. Отвечая социальным и экономическим тенденциям, образовательные учреждения уходят от лекций и односторонних форм взаимодействия, а также уделяют больше внимания андрагогике и обучению взрослых.
  • Университеты становятся более чувствительны к бизнес-климату: развивается идеология открытых инноваций и возрастает необходимость сотрудничества компаний с университетами и научными организациями. Многие стартапы на базе университетов уже превратились в крупные компании. Компании — поставщики актуальных задач, научных в том числе: это отличная возможность для студентов обучаться на конкретных проектах.
  • Доступность онлайн-обучения приводит к переосмыслению его роли в образовательной среде. Ажиотаж прошлых лет, связанный с появлением Coursera и доступностью лекций ведущих университетов для пользователей по всему миру, постепенно закончится, интерес к онлайн-курсам уменьшится. Вместе с тем возникнет четкая ориентация цифровой среды на результат, что приведет к коренным изменения в методологии и дидактике онлайн-образования.
  • Возрастает скорость обработки знаний: уже невозможно представить ситуацию, в которой новая технология проходит через ряд экспертных сообществ и выдерживает несколько тестирований, прежде чем попасть в учебный план. Новые знания должны сразу упаковываться в доступный формат и попадать в образовательную среду, пока они не потеряли актуальность и могут быть эффективно применены на практике.