Вторая онлайн-конференция EdTech Space, посвященная новым технологиям в обучении, прошла 21 ноября в студии МТС Линк, объединив более 2000 участников и 15 экспертов в области IT, T&D и онлайн-обучения из разных уголков мира.
Главным вопросом осенней EdTech Space стало изменение парадигмы онлайн-обучения и взаимодействия. Как функционируют самообучающиеся команды? Что такое peer-to-peer-обучение? Нужно ли учитывать когнитивные особенности восприятия информации при создании и проведении курсов? Наши спикеры попытались ответить на эти и другие вопросы, опираясь на наиболее эффективные практики.
В ходе дискуссии эксперты обсудили, как образовательные технологии, сложившиеся в офлайн-среде, могут быть реализованы в онлайне. Евгения Кулик поделилась опытом Дирекции по онлайн-обучению НИУ ВШЭ, отметив, что любые существующие практики могут быть перенесены в цифровую среду — даже те, реализация которых в офлайне затруднительна. Виктория Дерюгина подняла вопрос методологии и рассказала о том, как специалисты Dedu.center применяют принципы и алгоритмы педагогического дизайна при взаимодействии со студентами в онлайне. Михаил Мягков, говоря об онлайн-обучении школьников и абитуриентов, предположил, что не все технологии, применяемые сегодня в образовании, одинаково эффективны: к примеру, проектные методы почти неприменимы на первичном, «техническом» этапе. Максим Гирин рассказал подробнее о несовместимости некоторых офлайн- и онлайн-практик, а также о трудностях перехода офлайн-педагогов в цифровое пространство.
Основные выводы дискуссии:
- развитие технологий стимулирует развитие онлайн-образования, и многие офлайн-практики уже успешно прижились в цифровой среде;
- появление новых технологий пока опережает развитие методологии онлайн-обучения — многие практики применяются некорректно или не в полной мере из-за отсутствия отработанных подходов к их реализации или непонимания закономерностей цифровой среды;
- цифровая среда обеспечивает образовательный процесс качественным и разнообразным контентом, однако многие вопросы (например, вопрос мотивации и направления обучения) не могут быть решены исключительно за счет технологий и требуют разработки специальной онлайн-педагогики;
- цифровая среда для обучения взрослых должна отличаться от цифровой среды для обучения школьников и студентов с учетом андрагогических методик;
- ввиду отсутствия единого подхода к оценке онлайн-образования, на сегодняшний день не существует инструментов или метрик, с помощью которых можно было бы однозначно оценить эффективность обучения в цифровой среде.
На примерах школы креативного мышления ИКРА и онлайн-школы MAXIMUM были рассмотрены примеры «перевернутого» и проектного обучения. Также обсуждались особенности андрагогики и интерактивного обучения, персонализированные и студентоцентрованные подходы.
Доклад: Как проектировать обучение, учитывая когнитивные особенности человека
Доклад Евгения Буянова был посвящен когнитивным особенностям восприятия информации. На примерах из практики онлайн-школы 4brain Евгений рассказал, как привлекать внимание к образовательному контенту и стимулировать пользователей к самостоятельному обучению.
Основные тезисы докладчика:
- сегодня разрабатывать онлайн-курсы без понимания основных психологических феноменов человека (например, баннерная слепота, синдром babyduck) невозможно;
- существуют различные слои и стили чтения — любые офлайн-материалы при перенесении в цифровую среду нуждаются в декомпозиции;
- влияние мотивации на качество результатов гораздо сложнее, чем нам кажется — наилучшие результаты достижимы при средней интенсивности мотивации.
Также на примерах различных образовательных платформ были рассмотрены основные принципы декомпозиции при оцифровке образовательных материалов.
Доклад: Искусственный интеллект в образовании: будет ли компьютер учить человека?
В своем докладе Тарас Загибалов рассказал, как искусственный интеллект используется в повседневной жизни (например, Siri, поисковые системы) и как изменится образовательная среда после внедрения интеллектуальных систем. Ключевой вопрос доклада — стоит ли доверять обучение учителям-роботам? Тарас попытался развенчать мифы, связанные с использованием ИИ, и рассмотреть примеры внедрения ИИ в онлайн-обучение.
Основные тезисы докладчика:
- применение искусственного интеллекта к образованию не означает введение «учителя-робота», но предполагает создание инструмента, способствующего более эффективной коммуникации между учителем и учеником;
- главная задача, решаемая искусственным интеллектом, — выполнение тяжёлой, рутинной работы, создание возможности индивидуализации и персонализации обучения;
- происходит переход от устоявшейся контентно-центричной парадигмы (one-fit-all) к ученико-центричной парадигме (all-fit-one).
На примере обучения английскому языку был рассмотрен один из вариантов применения интеллектуальных систем — динамическое создание индивидуальной образовательной программы на основе произвольного материала.
Доклад: Что нужно знать о технологии блокчейн
Олег Абдрашитов объяснил на понятных примерах, что такое блокчейн и как он используется в различных сферах сегодняшней жизни. В начале доклада Олег высказал убеждение, что независимо от области применения технологии, разбираться в ней нужно каждому:
Я хотел бы рассказать о блокчейне кратко и доступно: я надеюсь вы так же загоритесь этой темой, как я и многие мои коллеги и товарищи. Даже если применение этой технологии в образовании не так очевидно, я считаю, что о блокчейне нужно знать, как, например, каждый из нас знает об интернете. В ближайшем будущем блокчейн займет гораздо больше нашего внимания.
Отвечая на вопросы участников конференции о возможностях блокчейна для обучения, Олег рассказал о применении технологии в ЕГЭ и вузовском документооброте.
Дискуссия: Трансформация образования в меняющемся мире
В ходе дискуссии эксперты обсудили, как новые процессы взаимодействия в обществе изменяют роль преподавателя и сферу обучения в целом. Общими усилиями эксперты попробовали спрогнозировать тенденции и тренды обучения, которые станут популярны в следующем году:
- Новейшее программное обеспечение вынуждено будет адаптироваться под нужды и компетенции пользователя, а не наоборот. В ситуации, когда новые программы и приложения появляются на рынке каждый месяц, производитель не вправе требовать от пользователя чтения мануалов или длительного обучения функционалу продукта: продукт должен определять уровень цифровой грамотности пользователя и подстраиваться по него.
- Обучение переходит от теоретического формата к проектному. Отвечая социальным и экономическим тенденциям, образовательные учреждения уходят от лекций и односторонних форм взаимодействия, а также уделяют больше внимания андрагогике и обучению взрослых.
- Университеты становятся более чувствительны к бизнес-климату: развивается идеология открытых инноваций и возрастает необходимость сотрудничества компаний с университетами и научными организациями. Многие стартапы на базе университетов уже превратились в крупные компании. Компании — поставщики актуальных задач, научных в том числе: это отличная возможность для студентов обучаться на конкретных проектах.
- Доступность онлайн-обучения приводит к переосмыслению его роли в образовательной среде. Ажиотаж прошлых лет, связанный с появлением Coursera и доступностью лекций ведущих университетов для пользователей по всему миру, постепенно закончится, интерес к онлайн-курсам уменьшится. Вместе с тем возникнет четкая ориентация цифровой среды на результат, что приведет к коренным изменения в методологии и дидактике онлайн-образования.
- Возрастает скорость обработки знаний: уже невозможно представить ситуацию, в которой новая технология проходит через ряд экспертных сообществ и выдерживает несколько тестирований, прежде чем попасть в учебный план. Новые знания должны сразу упаковываться в доступный формат и попадать в образовательную среду, пока они не потеряли актуальность и могут быть эффективно применены на практике.