«Это как хороший проводник в горах», — эксперты о важности модерации на онлайн-совещаниях

Чем больше сотрудников участвует в онлайн-совещании, тем сложнее управлять мероприятием. Только все говорили разом, а через минуту уже повисла неловкая пауза и никто не хочет брать слово. Повысить качество и эффективность встречи поможет модерация — контроль мероприятия и своего рода управление действиями участников. Вместе с экспертами разобрались, каковы основные правила этого процесса и кто может выступать в роли модератора онлайн-совещаний.

Зачем нужна модерация

Модерация на онлайн-мероприятиях нужна, чтобы участники соблюдали дисциплину, не путались в очередности выступлений и не нарушали тайминг встречи. По словам  эксперта в стратегиях и групповых коммуникациях Елены Литвиновой, модерация — это как хороший проводник в горах: без него есть шанс заблудиться даже на простом маршруте.

Онлайн-встреча, особенно с большим количеством участников, может распадаться на хаотичный поток идей и дублирующихся вопросов. Модератор создает пространство, где у каждого есть возможность высказаться и где обсуждение движется в сторону цели, а не в сторону случайных отвлечений.

Как выбрать модератора

Елена Литвинова считает, что модератором на онлайн-конференции должен быть человек, который понимает, зачем эта встреча нужна. Это может быть кто угодно: менеджер, фасилитатор или даже «случайный доброволец». 

Ключевое правило: модератор не должен активно участвовать в содержательной дискуссии. Одновременно модерировать и активно спорить — то же самое, что играть на скрипке, параллельно дирижируя оркестром, считает Елена Литвинова.

Основные правила модерации

По мнению эксперта, существуют определённые правила модерации совещаний:

  • Время — это святое. Умение вовремя завершить обсуждение не менее важно, чем умение начать встречу.
  • Открытость и фокус. Давайте всем высказаться, но мягко возвращайте к теме тех, кто слишком уходит в детали.
  • Техника под контролем. Заранее проверьте платформу, звук, демонстрацию экрана. Технические сбои разрушают атмосферу.
  • Паузы — это нормально. В онлайне людям иногда требуется больше времени для ответа, чем на очных встречах. Не бойтесь тишины.

Бизнес-тренер ICBT, командный коуч Анна Целуйко дала свои рекомендации по модерации вебинаров и онлайн-совещаний. По словам эксперта, важно:

  • Установить правила. В начале встречи нужно озвучить основные правила поведения (например, участвовать с включённой камерой, использовать функцию поднятия руки для вопросов, не критиковать идеи коллег).
  • Слушать активно. Важно уметь слышать не только слова, но и эмоции участников.
  • Следить за таймингом. Необходимо напоминать участникам о правилах, если кто-то начинает говорить слишком долго или отклоняться от темы.
  • Формулировать выводы. Модератор конференции должен регулярно подводить итоги обсуждения и фиксировать ключевые моменты.

В чём особенности модерации

Елена Литвинова уверена, что модерация онлайн-встреч требует невозмутимости и спокойствия. Если мероприятие идёт не по плану, не нужно бояться проявления гибкости. К примеру, когда обсуждение уходит в сторону, спросите участников, насколько эта тема важна. Если они не отвечают, предложите сменить формат: перейти к обсуждению в малых группах или запланировать отдельную встречу для «сложной темы». Главное — держать фокус на цели, но не бояться отклонений, если они полезны.

По словам Анны Целуйко, принципы модерации зависят от формата встречи. 

На онлайн-совещании модерация сводится к тому, чтобы структурировать повестку встречи и управлять временем. Например, можно использовать таймер для обсуждения каждой темы.
Автор - Анна Целуйко
Анна Целуйко
Командный коуч, фасилитатор

На брейнстормах модератор создаёт атмосферу свободного обмена идеями, поощряя креативность. Используются техники мозгового штурма, такие как «мировое кафе», где все идеи фиксируются без критики («мировое кафе» — групповое обсуждение в непринужденной, расслабленной обстановке — ред.).

В формате конференции модератор управляет временем выступлений спикеров и сессиями вопросов-ответов, а также при необходимости проводит интерактив с участниками в чате в начале мероприятия или на перерывах.

Модерация и фасилитация — в чём отличие

Не стоит путать понятия «модерация» и «фасилитация». Хотя термины используются взаимозаменяемо, они имеют разные акценты. Модерация подразумевает контроль над процессом обсуждения, соблюдением правил и управление временем. Модератор вебинаров и онлайн-совещаний может больше сосредоточиться на том, чтобы обеспечить порядок в группе. К примеру, модератор просматривает все сообщения, поступающие в чат, и удаляет те, которые не относятся к теме.

Фасилитация — более широкое понятие, которое включает в себя не только управление процессом, но и активное содействие участникам в достижении общих целей. Фасилитатор может использовать различные техники для стимулирования обсуждения и вовлечения всех участников, сверяться с целью встречи и даже корректировать её, давать обратную связь по групповым процессам. То есть фасилитация включает в себя элементы модерации, но также акцентируется на вовлечении участников и создании условий для их активного участия. К примеру, когда обсуждение уходит в сторону от основной темы, фасилитатор корректно возвращает беседу в нужное русло.