Попытка организовать корпоративные курсы часто сталкивается с преградой со стороны сотрудников: они рассматривают обучение в компании как бесполезную формальность. О том, как повысить мотивацию участников корпоративного обучения, поговорим в статье.
7 способов повысить мотивацию сотрудников к обучению
5 выгод корпоративных курсов для сотрудников
Внутреннее обучение приносит компании важные выгоды: укрепляет команду, увеличивает продажи, повышает конверсию лидов в новых клиентов и расширяет линейку востребованных продуктов. Но оно не менее ценно и самим сотрудникам. Задача руководителя — донести до участников их персональные выгоды от обучения. Вот они:
1) Актуализация знаний. Конкуренты, рынок, продукты компании постоянно меняются. Чтобы не совершать ошибок в работе из-за незнания продукта, доносить его преимущества до клиента и в результате улучшать персональные показатели, нужно оставаться в курсе обновлений. Эти знания дают обучающие встречи от руководителей профильных подразделений.
2) Создание команды. Корпоративное обучение — способ познакомить и сблизить сотрудников из различных подразделений, особенно в распределенных командах. Решение общих задач с коллегами из других городов дает ощущение, что каждый — часть единой компании.
3) Развитие рабочих компетенций и гибких навыков. Помимо совершенствования профессиональных навыков обязательная часть корпоративного обучения — развитие soft-skills: эмоционального интеллекта, способности разрешать конфликты, навыков тайм-менеджмента. Умение общаться и эмпатия ценятся не только в работе, но и в частной жизни: сотрудник быстрее понимает, что нужно клиенту, успевает выполнить больше задач за короткое время, становится внимательнее и меньше устает.
4) Понимание, что компания о тебе знает. Когда руководство вкладывает ресурсы в развитие сотрудника, он чувствует причастность к общему делу, начинает разделять цели и миссию компании. Когда человек важен, он хочет ответить взаимностью. В случае бизнеса это означает более внимательное отношение к работе, стремление взять на себя дополнительные задачи и добиться высокого качества их выполнения.
5) Систематический обмен опытом. Корпоративное обучение налаживает общение между опытными сотрудниками и новичкам. В результате только начавшие работу сотрудники знают, кому задать вопрос в случае затруднения, чувствуют себя комфортнее в новой команде и быстрее адаптируются.
Как поддержать и усилить мотивацию сотрудников к обучению?
К сожалению, рассказать сотрудникам о преимуществах корпоративных курсов недостаточно. Они могут понимать важность обучения интуитивно, но задерживаться после работы или отрываться от выполнения горящих задач не захотят. В развитии сотрудников важна внешняя мотивация. Главное правило — учитывайте интересы и особенности сотрудников и бизнеса и подбирайте то, что подходит в вашей ситуации.
Внедрите смешанное обучение: совместите очный и онлайн-форматы
Обучение должно быть доступным и отнимать у участников минимум времени — не в ущерб целям, конечно. Опыт наших клиентов показывает, что этим требованиям отвечает смешанное обучение: комбинация очного обучения с онлайн-форматами. Личные встречи важны, но основную часть следует перевести в электронные курсы и вебинары. Так сотрудники смогут самостоятельно распределять время и не тратить часы на дорогу до места проведения тренинга.
Например, перевод части обучения в онлайн помог СКБ «Контур» повысить обучаемость сотрудников в 3 раза. В основном рост произошел за счет включения работников из регионов: теперь они получают актуальную информацию напрямую из центра и поддерживают высокие показатели бизнеса.
Вовлекайте сотрудников в процесс планирования обучения
Задайте сотрудникам следующие вопросы и используйте ответы на них в разработке курса:
Вопрос | Зачем спрашивать |
Чему вы хотите научиться? | Поможет определиться с тематикой тренинга или встречи |
С какими экспертами (внутренними или внешними) вам интересно пообщаться? | Определит, кого пригласить в качестве спикера, насколько глубоко проработать тему |
На чем сделать акцент: на продуктовом обучение или важна отработка практических навыков? | Позволит выстроить траекторию обучения |
Корректируйте обучение в процессе: собирайте обратную связь после каждого тренинга и учитывайте ее в программе курса. Пусть участники поймут, что их мнение — не пустой звук. Сопричастность повысит ценность обучения и сделает слушателей соорганизаторами учебного процесса.
Введите соревновательный момент
Внедряйте в обучение проверочные тестирования и фиксируйте результаты сотрудников.
Введите личный рейтинг: например, сотрудники компании «Додо Пицца», изучающие английский язык на корпоративных курсах, за особые успехи получают бесплатные занятия. В Сбербанке для участников корпоративного обучения ведется командный зачет: команды формируются рандомно, и это сплачивает сотрудников.
Обязательно делайте результаты сотрудников общедоступными: так лучшие получат признание всей компании, а отстающие — стимул работать усерднее. Например, платформа для геймификации корпоративного обучения от Incentive Solutions собирает данные об обучении всех сотрудников. Они могут видеть прогресс друг друга и ставить «лайки».
Разработайте систему материальных бонусов и штрафов
Встройте обязательство о прохождении обучения в KPI сотрудников: это могут быть премии за высокие результаты или понижающие коэффициенты за пропуски итоговых тестов. Еще один вариант — неденежные бонусы: дополнительные дни отпуска, мерч с корпоративной символикой.
Например, Агентство игровых технологий для корпоративного обучения «Center Game» помогает клиентам внедрять в обучение геймификацию: превращать образовательную траекторию в игру. Обязательным элементом в ней являются призы. Так для клиента «Техавтоцентр» компания создала виртуальный магазин, в котором участники обменивали заработанные в обучении баллы на реальные покупки: билеты в кино или продукцию с логотипом компании.
Продумайте нематериальные поощрения
Часто нематериальные стимулы для сотрудников важнее материальных поощрений: одобрение коллектива через «лайки» и положительные комментарии под историями успеха в корпоративных каналах, переходящий статус самого результативного менеджера делают сотрудника известным в команде. С ним начинают больше общаться, просят совета в трудных рабочих ситуациях — все это дает ощущение значимости в коллективе и желание развиваться дальше.
На нематериальную мотивацию делают основной упор руководители отделов продаж МТС Линк. Каждый этап регулярного обучения предусматривает тестирование, а раз в месяц менеджеры проходят обязательную аттестацию. Результаты сотрудников с самыми высокими баллами публикуют в корпоративном канале: о достижениях менеджеров знают все, их поощряют положительными реакциями. Ощущение значимости для компании мотивирует сотрудников развивать профессиональные навыки дальше.
Соотносите результаты обучения сотрудников с их успехами в работе и делайте эту информацию общедоступной
Демонстрируйте вашим сотрудникам положительные кейсы, прямо или косвенно связанные с обучением: например, рассказывайте об успехах менеджеров, начавших работать с клиентами по новой схеме, которую вы разбираете в рамках тренингов или курсов.
За счет перевода обучения сотрудников в онлайн-формат компания «Ренессанс Страхование» повысила вовлечённость сотрудников в корпоративную жизнь и в 3 раза сократила расходы на развитие сотрудников. В результате в период пандемии запуск новых продуктов ускорился, число продаж выросло, а сама компания сохранила лидерские позиции на рынке.
Демонстрация такого опыта стимулирует сотрудников компании продолжать активное обучение.
Привлекайте к проведению обучения опытных сотрудников
Привлекайте опытных коллег к развитию тех, кто только начинает работать: так вы сэкономите ресурсы компании и улучшите обмен опытом между сотрудниками. Для новичков это станет источником практических знаний, а сотрудникам, которых сложно удивить, даст стимул для развития.
Эксперт в сфере управления продажами и внедрения изменений Вадим Дозорцев считает, что даже очень опытному и успешному менеджеру необходимо развиваться. Наставничество — направление такого роста.
Заключение
Корпоративные курсы должны быть непрерывными и многопрофильными. Важно сразу донести до сотрудников их ценность и постоянно работать над мотивацией к обучению: даже если сотрудник хочет узнавать новое сейчас, его энтузиазм может исчерпаться через год. В поддержке мотивации помогут:
- материальные и нематериальные поощрения;
- вовлечение сотрудников в организацию и проведение обучения;
- выбор смешанного формата обучения и геймификация.