7 способов повысить мотивацию сотрудников к обучению

7 способов повысить мотивацию сотрудников к обучению | Фото 1

Попытка организовать корпоративные курсы часто сталкивается с преградой со стороны сотрудников: они рассматривают обучение в компании как бесполезную формальность. О том, как повысить мотивацию участников корпоративного обучения, поговорим в статье.

5 выгод корпоративных курсов для сотрудников

Внутреннее обучение приносит компании важные выгоды: укрепляет команду, увеличивает продажи, повышает конверсию лидов в новых клиентов и расширяет линейку востребованных продуктов. Но оно не менее ценно и самим сотрудникам. Задача руководителя — донести до участников их персональные выгоды от обучения. Вот они:

1) Актуализация знаний. Конкуренты, рынок, продукты компании постоянно меняются. Чтобы не совершать ошибок в работе из-за незнания продукта, доносить его преимущества до клиента и в результате улучшать персональные показатели, нужно оставаться в курсе обновлений. Эти знания дают обучающие встречи от руководителей профильных подразделений.

2) Создание команды. Корпоративное обучение — способ познакомить и сблизить сотрудников из различных подразделений, особенно в распределенных командах. Решение общих задач с коллегами из других городов дает ощущение, что каждый — часть единой компании.

3) Развитие рабочих компетенций и гибких навыков. Помимо совершенствования профессиональных навыков обязательная часть корпоративного обучения — развитие soft-skills: эмоционального интеллекта, способности разрешать конфликты, навыков тайм-менеджмента. Умение общаться и эмпатия ценятся не только в работе, но и в частной жизни: сотрудник быстрее понимает, что нужно клиенту, успевает выполнить больше задач за короткое время, становится внимательнее и меньше устает.

4) Понимание, что компания о тебе знает. Когда руководство вкладывает ресурсы в развитие сотрудника, он чувствует причастность к общему делу, начинает разделять цели и миссию компании. Когда человек важен, он хочет ответить взаимностью. В случае бизнеса это означает более внимательное отношение к работе, стремление взять на себя дополнительные задачи и добиться высокого качества их выполнения.

5) Систематический обмен опытом. Корпоративное обучение налаживает общение между опытными сотрудниками и новичкам. В результате только начавшие работу сотрудники знают, кому задать вопрос в случае затруднения, чувствуют себя комфортнее в новой команде и быстрее адаптируются.

Как поддержать и усилить мотивацию сотрудников к обучению?

К сожалению, рассказать сотрудникам о преимуществах корпоративных курсов недостаточно. Они могут понимать важность обучения интуитивно, но задерживаться после работы или отрываться от выполнения горящих задач не захотят. В развитии сотрудников важна внешняя мотивация. Главное правило — учитывайте интересы и особенности сотрудников и бизнеса и подбирайте то, что подходит в вашей ситуации.

Внедрите смешанное обучение: совместите очный и онлайн-форматы

Обучение должно быть доступным и отнимать у участников минимум времени — не в ущерб целям, конечно. Опыт наших клиентов показывает, что этим требованиям отвечает смешанное обучение: комбинация очного обучения с онлайн-форматами. Личные встречи важны, но основную часть следует перевести в  электронные курсы и вебинары. Так сотрудники смогут самостоятельно распределять время и не тратить часы на дорогу до места проведения тренинга.

Например, перевод части обучения в онлайн помог СКБ «Контур» повысить обучаемость сотрудников в 3 раза. В основном рост произошел за счет включения работников из регионов: теперь они получают актуальную информацию напрямую из центра и поддерживают высокие показатели бизнеса.

Обучение стало максимально прикладным и профессиональным — на платформе Линк Вебинары мы тренируемся и разбираем кейсы. Раньше очные занятия были разбавлены теорией, это вызывало трудности у людей из-за разного уровня подготовки. Теперь все самостоятельно планируют обучение и его интенсивность, а полученные знания закрепляют на практических вебинарах
Автор - Анастасия Панова
Автор
Анастасия Панова

Вовлекайте сотрудников в процесс планирования обучения

Задайте сотрудникам следующие вопросы и используйте ответы на них в разработке курса:

ВопросЗачем спрашивать
Чему вы хотите научиться?Поможет определиться с тематикой тренинга или встречи
С какими экспертами (внутренними или внешними) вам интересно пообщаться?Определит, кого пригласить в качестве спикера, насколько глубоко проработать тему
На чем сделать акцент: на продуктовом обучение или важна отработка практических навыков?Позволит выстроить траекторию обучения

Корректируйте обучение в процессе: собирайте обратную связь после каждого тренинга и учитывайте ее в программе курса. Пусть участники поймут, что их мнение — не пустой звук. Сопричастность повысит ценность обучения и сделает слушателей соорганизаторами учебного процесса.

Введите соревновательный момент

Внедряйте в обучение проверочные тестирования и фиксируйте результаты сотрудников.

Введите личный рейтинг: например, сотрудники компании «Додо Пицца», изучающие английский язык на корпоративных курсах, за особые успехи получают бесплатные занятия. В Сбербанке для участников корпоративного обучения ведется командный зачет: команды формируются рандомно, и это сплачивает сотрудников.

Обязательно делайте результаты сотрудников общедоступными: так лучшие получат признание всей компании, а отстающие — стимул работать усерднее. Например, платформа для геймификации корпоративного обучения от Incentive Solutions собирает данные об обучении всех сотрудников. Они могут видеть прогресс друг друга и ставить «лайки».

Разработайте систему материальных бонусов и штрафов

Встройте обязательство о прохождении обучения в KPI сотрудников: это могут быть премии за высокие результаты или понижающие коэффициенты за пропуски итоговых тестов. Еще один вариант — неденежные бонусы: дополнительные дни отпуска, мерч с корпоративной символикой.

Например, Агентство игровых технологий для корпоративного обучения «Center Game» помогает клиентам внедрять в обучение геймификацию: превращать образовательную траекторию в игру. Обязательным элементом в ней являются призы. Так для клиента «Техавтоцентр» компания создала виртуальный магазин, в котором участники обменивали заработанные в обучении баллы на реальные покупки: билеты в кино или продукцию с логотипом компании.

Продумайте нематериальные поощрения

Часто нематериальные стимулы для сотрудников важнее материальных поощрений: одобрение коллектива через «лайки» и положительные комментарии под историями успеха в корпоративных каналах, переходящий статус самого результативного менеджера делают сотрудника известным в команде. С ним начинают больше общаться, просят совета в трудных рабочих ситуациях — все это дает ощущение значимости в коллективе и желание развиваться дальше.

На нематериальную мотивацию делают основной упор руководители отделов продаж МТС Линк. Каждый этап регулярного обучения предусматривает тестирование, а раз в месяц менеджеры проходят обязательную аттестацию. Результаты сотрудников с самыми высокими баллами публикуют в корпоративном канале: о достижениях менеджеров знают все, их поощряют положительными реакциями. Ощущение значимости для компании мотивирует сотрудников развивать профессиональные навыки дальше.

7 способов повысить мотивацию сотрудников к обучению | Фото pasted imag55e 0

Соотносите результаты обучения сотрудников с их успехами в работе и делайте эту информацию общедоступной

Демонстрируйте вашим сотрудникам положительные кейсы, прямо или косвенно связанные с обучением: например, рассказывайте об успехах менеджеров, начавших работать с клиентами по новой схеме, которую вы разбираете в рамках тренингов или курсов.

За счет перевода обучения сотрудников в онлайн-формат компания «Ренессанс Страхование» повысила вовлечённость сотрудников в корпоративную жизнь и в 3 раза сократила расходы на развитие сотрудников. В результате в период пандемии запуск новых продуктов ускорился, число продаж выросло, а сама компания сохранила лидерские позиции на рынке.

Демонстрация такого опыта стимулирует сотрудников компании продолжать активное обучение.

Привлекайте к проведению обучения опытных сотрудников

Привлекайте опытных коллег к развитию тех, кто только начинает работать: так вы сэкономите ресурсы компании и улучшите обмен опытом между сотрудниками. Для новичков это станет источником практических знаний, а сотрудникам, которых сложно удивить, даст стимул для развития.

Эксперт в сфере управления продажами и внедрения изменений Вадим Дозорцев считает, что даже очень опытному и успешному менеджеру необходимо развиваться. Наставничество — направление такого роста.

Хорошо известна истина: когда учишь кого-то, сам получаешь знания. Наставничество — эффективный способ прокачки менеджеров-”звезд”
Автор - Вадим Дозорцев
Автор
Вадим Дозорцев

Заключение

Корпоративные курсы должны быть непрерывными и многопрофильными. Важно сразу донести до сотрудников их ценность и постоянно работать над мотивацией к обучению: даже если сотрудник хочет узнавать новое сейчас, его энтузиазм может исчерпаться через год. В поддержке мотивации помогут:

  • материальные и нематериальные поощрения;
  • вовлечение сотрудников в организацию и проведение обучения;
  • выбор смешанного формата обучения и геймификация.