Технический руководитель гибридного обучения ВШМ СПбГУ
Сервисы МТС Линк
Всё для общения и работы в онлайне
Видеозвонки и чаты
Вебинары и онлайн-курсы
Онлайн-доска
Последние годы принесли школам и университетам много перемен и испытаний на прочность. Чтобы не потерять эффективности, в образовании начали появляться новые технологии и модели обучения. Одним из результатов стало распространение гибридного формата: сейчас очно-дистанционную форму занятий предпочитаютпочти 40% студентов.
В статье расскажем, как новые технологии поменяли образовательный процесс, и на примере опыта Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) рассмотрим, что нужно для организации эффективного гибридного обучения.
Как гибридные технологии поменяли образовательный процесс
Когда после продолжительного обучения в онлайн-формате университеты стали постепенно возвращать очные занятия, стало очевидно, что образовательный процесс изменился. Технологии постоянно развиваются, поэтому становится всё больше возможностей — например, теперь реально объединить студентов, находящихся в разных регионах, и при этом не терять эффективности образовательного процесса.
Чтобы не обучать студентов очной формы и онлайн по отдельности, есть гибридные технологии.
Особенность гибридного обучения — в создании особой бесшовной цифровой среды. Она позволяет собрать вместе студентов в аудитории очно и онлайн и не ограничивать преподавателя в инструментах для эффективного обучения.
Гибридное обучение студентов
Чтобы совместить участников обучения, нужно решить несколько задач:
Подготовить контент
Обычных лекций мало: нужно много видео, презентаций, а ещё важно отработать саму методологию подачи материала и организовать процесс проверки знаний.
Подобрать UX-решение
Чтобы учиться в таком формате было удобно, подобранные для работы цифровые решения должны быть понятными для всех участников. Процесс необходимо организовать так, чтобы преподаватель мог запустить трансляцию для онлайн-учеников, а они — подключиться к лекции. А ещё важно, чтобы для этого не требовалось регулярного вмешательства ИТ-специалистов.
Организовать специальное пространство
Для формата гибридного образования необходимо подготовить специальную аудиторию.
В чём польза гибридных аудиторий для преподавателей и студентов
Аудитории для гибридного обучения объединяют очное и онлайн-обучение. Это позволяет студентам и преподавателям пользоваться преимуществами обоих форматов.
Возможности
для студентов
Возможности для преподавателей
Можно выбрать, где учиться — в аудитории университета или онлайн — и адаптировать образовательный процесс под свои потребности, график и место жительства. Это особенно важно для студентов из удалённых районов, других городов и стран.
Образовательные учреждения могут охватывать более широкую аудиторию, а преподаватели — работать с талантливыми студентами, в том числе с теми, кто не имеет возможности присутствовать на занятиях офлайн.
В гибридных аудиториях есть все необходимые технологии, чтобы записывать лекции и семинары. Студенты могут в любое время пересматривать записи и лучше усваивать материал.
В гибридных аудиториях можно использовать разные методы обучения: задействовать видео, включать презентации, проводить онлайн-дискуссии и давать студентам интерактивные задания. Так занятия становятся более интересными и эффективными.
Использование интерактивных досок и систем опросов повышает вовлечённость студентов и способствует более активному участию в занятиях.
Современные системы вроде автоматического отслеживания и системы управления обучением помогают не отвлекаться на посторонние вещи и поддерживать эффективный процесс обучения. Преподавателям не нужно стоять только в определённом месте аудитории, чтобы оставаться в фокусе камеры.
Гибридные технологии обучения способствуют тесному взаимодействию между студентами, присутствующими очно, и теми, кто учится удалённо. Это повышает эффективность групповой работы.
Информация о вовлечённости и успеваемости студентов помогает анализировать эффективность методик и адаптировать курсы с учётом потребностей студентов.
Студенты могут работать в своём темпе, получая доступ к дополнительным ресурсам и материалам — в таком формате проще усваивать информацию.
Преподаватели улучшают навыки в области технологий и онлайн-обучения и становятся конкурентоспособнее на рынке.
Гибридные аудитории позволяют организовать эффективное обучение. Рассмотрим, как происходит их внедрение на практике.
Как подготовить гибридную аудиторию
Оборудование в аудитории для гибридного обучения можно собирать и подключать отдельно или выбрать готовый комплект. Например, использовать решение в рамках модуля МТС Линк Rooms. Сервис оказывает услуги под ключ: это собственное ПО и подбор оборудования для гибридных аудиторий. МТС Линк предоставляет оборудование Yealink и работает с уже установленными устройствами: Lenovo, HP и Logitech. Типовой комплект включает:
дисплей для контента,
дисплей для ВКС,
камеру,
саундбар,
сенсорный дисплей,
микрофон,
устройства захвата экрана с носимых устройств,
терминал.
Оборудование для гибридных аудиторий позволяет автоматически запускать контент, демонстрировать экран с переносных устройств, выводить трансляцию на два экрана, когда один дисплей транслирует видео участников в HD-качестве, а второй воспроизводит обучающий контент.
Такое решение подходит не только для оснащения гибридных аудиторий с нуля, но и для замены программного обеспечения в уже оборудованных аудиториях.
Первым этапом стал поиск подходящего помещения — с учётом методических ограничений и динамики групповой работы. ВШМ СПбГУ искала вариант, рассчитанный на 50 человек — чуть больше, чем можно было бы собирать очно. Это позволяло свободнее расставить мебель, оборудовать шесть рабочих мест для работы в группах, а также предусмотреть пространство с обычными столами и стульями для лекционной работы. Расстояние между командами помогало дать свободу группам и позволяло не мешать друг другу при обсуждениях.
Гибридная аудитория ВШМ СПбГУ
Найти подходящую по размерам аудиторию недостаточно. Для гибридного метода обучения важно подготовить оборудование и программное обеспечение. Именно они дают преподавателям возможность эффективно совместить онлайн- и офлайн-студентов. Без каких элементов не обойтись?
Картинка
Чтобы участники эффективно взаимодействовали в рамках гибридной системы обучения, они должны видеть друг друга, демонстрируемый контент и саму гибридную аудиторию. Для этого помещение оснащают хотя бы одним экраном и камерой для показа преподавателя и слушателей.
В гибридной аудитории ВШМ установлена видеокамера с автотрекингом. Камера снимает портретный вид выступающего и следует за его перемещениями по аудитории. Камера общего вида транслирует картинку происходящего: такое решение помогает преподавателям свободно ходить по аудитории и поддерживать зрительный контакт между онлайн- и офлайн-студентами.
Звук
Чтобы участники слышали друг друга без помех и свободно поддерживали диалог, в гибридных аудиториях устанавливают раздельные каналы для работы в командах. Для этого набор оборудования для гибридного обучения включает микрофоны для преподавателя и студентов и базовые устройства по выведению звука. В самых простых вариантах оснащения функцию звуковой системы выполняет компьютер со встроенным микрофоном и колонками.
В ВШМ СПбГУ для передачи звука установлен микрофонный массив. Он снимает многоканальный звук узконаправленными лучами со всех точек аудитории, а благодаря аудиопроцессору очищает звук от посторонних шумов. Оборудование усиливает голоса студентов и назначает приоритет звуку с выбранных зон. Так преподаватели сохраняют мобильность и не чувствуют скованности, которая возникала бы при использовании переносных микрофонов.
Подпишитесь на нашу email-рассылку и получайте самые интересные статьи на почту
С помощью оборудования и ПО можно делиться учебными материалами как со всей аудиторией, так и только внутри отдельных групп. Преподаватели используют слайды, видео, записи, а также обеспечивают синхронную работу над интерактивными материалами. Например, предлагают студентам вместе отредактировать презентацию или поработать на онлайн-доске.
Чтобы демонстрировать материалы, гибридное решение для занятий предусматривает экран с проектором или дисплей. Так очные студенты видят контент на доске, а онлайн-участники — ту же картинку на экранах своих компьютеров.
В ВШМ СПбГУ так и происходит: участники работают с материалами с помощью презентационного компьютера аудитории, документ-камер и интерактивной доски.
В гибридной аудитории ВШМ СПбГУ установлены дополнительные мониторы, куда выводят онлайн-участников и контент. Дисплеи расположены за преподавателем и за спиной очных слушателей, чтобы спикерам не приходилось оборачиваться назад. На боковых стенах размещены панели для демонстрации контента.
Александр Мышков
Технический руководитель гибридного обучения ВШМ СПбГУ
Управление системами
Чтобы элементы гибридной аудитории складывались в единую систему, нужно подключить их к единому компьютеру. В ВШМ СПбГУ разработали для преподавателей интерактивную панель в системе контроля аудитории АМХ. Им достаточно выбрать режим обучения, чтобы автоматически настроить и управлять оборудованием. Это избавляет преподавателей от лишних манипуляций.
Если на занятии выступают онлайн-студенты с демонстрацией материалов, преподаватель просто выбирает соответствующий режим. На одном мониторе выводят лица участников, на другом — презентацию, на третьем — интерактивную доску.
Без разделения видеопотоков на отдельные окна сложно организовать дискуссию: площади одного экрана не хватит для демонстрации контента, а участникам непонятно, кто с кем общается. Режим трёх окон и сенсорное управление звонком в МТС Линк Rooms отлично заходят в структуру гибридной аудитории.
Александр Мышков
Технический руководитель гибридного обучения ВШМ СПбГУ
Цифровая среда
Для организации курсов, подготовки учебных материалов и записей, обмена материалами во время групповой работы необходимо предусмотреть цифровое пространство и программное обеспечение. В базовом варианте подходит файлообменник или даже чат в мессенджере. В продвинутых решениях, как в ВШМ, для гибридных аудиторий используют отдельную комбинацию с ВКС-решением.
Устройство гибридной аудитории в ВШМ СПбГУ
ВШМ СПбГУ проводит в гибридных аудиториях не только занятия, но и внешние мероприятия. Раньше такие события проходили офлайн с сотнями приглашённых участников, и для подготовки требовалось больше финансов и времени.
Теперь школа проводит в гибридном формате встречи представителей компаний со студентами, научные семинары и форумы. Это 120 гибридных мероприятий в месяц с 200+ участников.
Гибридная аудитория ВШМ СПбГУ
Саммари
Технологии меняют образовательный процесс: способствуют появлению новых форматов обучения, дают новые возможности преподавателям и студентам, позволяют объединять преимущества онлайн- и офлайн-занятий.
Организовать эффективное взаимодействие студентов, часть из которых занимается удалённо, а часть — офлайн, проще с помощью гибридных аудиторий. Для их внедрения важно обеспечить качественную картинку и звук, подобрать решение для презентации информации и управления системами и подготовить цифровую среду.
Здесь есть варианты: можно делать это по отдельности или использовать готовые комплекты для оборудованиях гибридных аудиторий.
Проводите гибридные мероприятия с помощью МТС Линк Rooms
Комплект МТС Линк Rooms подходит для разных помещений — от переговорной комнаты на 6 м² до конференц‑зала площадью более 100 м²