Для чего нужны гибридные технологии и как их внедрить в обучение

Последние годы принесли школам и университетам много перемен и испытаний на прочность. Чтобы не потерять эффективности, в образовании начали появляться новые технологии и модели обучения. Одним из результатов стало распространение гибридного формата: сейчас очно-дистанционную форму занятий предпочитаютпочти 40% студентов. 

В статье расскажем, как новые технологии поменяли образовательный процесс, и на примере опыта Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) рассмотрим, что нужно для организации эффективного гибридного обучения. 

Как гибридные технологии поменяли образовательный процесс

Когда после продолжительного обучения в онлайн-формате университеты стали постепенно возвращать очные занятия, стало очевидно, что образовательный процесс изменился. Технологии постоянно развиваются, поэтому становится всё больше возможностей — например, теперь реально объединить студентов, находящихся в разных регионах, и при этом не терять эффективности образовательного процесса. 

Чтобы не обучать студентов очной формы и онлайн по отдельности, есть гибридные технологии.

Особенность гибридного обучения — в создании особой бесшовной цифровой среды. Она позволяет собрать вместе студентов в аудитории очно и онлайн и не ограничивать преподавателя в инструментах для эффективного обучения.

Для чего нужны гибридные технологии и как их внедрить в обучение | Фото imgonline com ua Resize FlCOr6VbfqrR
Гибридное обучение студентов

Чтобы совместить участников обучения, нужно решить несколько задач:

Подготовить контент

Обычных лекций мало: нужно много видео, презентаций, а ещё важно отработать саму методологию подачи материала и организовать процесс проверки знаний.

Подобрать UX-решение

Чтобы учиться в таком формате было удобно, подобранные для работы цифровые решения должны быть понятными для всех участников. Процесс необходимо организовать так, чтобы преподаватель мог запустить трансляцию для онлайн-учеников, а они — подключиться к лекции. А ещё важно, чтобы для этого не требовалось регулярного вмешательства ИТ-специалистов.

Организовать специальное пространство

Для формата гибридного образования необходимо подготовить специальную аудиторию.

В чём польза гибридных аудиторий для преподавателей и студентов

Аудитории для гибридного обучения объединяют очное и онлайн-обучение. Это позволяет студентам и преподавателям пользоваться преимуществами обоих форматов.

Возможности для студентов
Возможности для преподавателей
Можно выбрать, где учиться — в аудитории университета или онлайн — и адаптировать образовательный процесс под свои потребности, график и место жительства. Это особенно важно для студентов из удалённых районов, других городов и стран.
Образовательные учреждения могут охватывать более широкую аудиторию, а преподаватели — работать с талантливыми студентами, в том числе с теми, кто не имеет возможности присутствовать на занятиях офлайн.
В гибридных аудиториях есть все необходимые технологии, чтобы записывать лекции и семинары. Студенты могут в любое время пересматривать записи и лучше усваивать материал.
В гибридных аудиториях можно использовать разные методы обучения: задействовать видео, включать презентации, проводить онлайн-дискуссии и давать студентам интерактивные задания. Так занятия становятся более интересными и эффективными.
Использование интерактивных досок и систем опросов повышает вовлечённость студентов и способствует более активному участию в занятиях.
Современные системы вроде автоматического отслеживания и системы управления обучением помогают не отвлекаться на посторонние вещи и поддерживать эффективный процесс обучения. Преподавателям не нужно стоять только в определённом месте аудитории, чтобы оставаться в фокусе камеры.
Гибридные технологии обучения способствуют тесному взаимодействию между студентами, присутствующими очно, и теми, кто учится удалённо. Это повышает эффективность групповой работы.
Информация о вовлечённости и успеваемости студентов помогает анализировать эффективность методик и адаптировать курсы с учётом потребностей студентов.
Студенты могут работать в своём темпе, получая доступ к дополнительным ресурсам и материалам — в таком формате проще усваивать информацию.
Преподаватели улучшают навыки в области технологий и онлайн-обучения и становятся конкурентоспособнее на рынке.

Гибридные аудитории позволяют организовать эффективное обучение. Рассмотрим, как происходит их внедрение на практике. 

Как подготовить гибридную аудиторию

Оборудование в аудитории для гибридного обучения можно собирать и подключать отдельно или выбрать готовый комплект. Например, использовать решение в рамках модуля МТС Линк Rooms. Сервис оказывает услуги под ключ: это собственное ПО и подбор оборудования для гибридных аудиторий. МТС Линк предоставляет оборудование Yealink и работает с уже установленными устройствами: Lenovo, HP и Logitech. Типовой комплект включает:

  • дисплей для контента,
  • дисплей для ВКС,
  • камеру,
  • саундбар,
  • сенсорный дисплей,
  • микрофон,
  • устройства захвата экрана с носимых устройств,
  • терминал.

Оборудование для гибридных аудиторий позволяет автоматически запускать контент, демонстрировать экран с переносных устройств, выводить трансляцию на два экрана, когда один дисплей транслирует видео участников в HD-качестве, а второй воспроизводит обучающий контент. 

Такое решение подходит не только для оснащения гибридных аудиторий с нуля, но и для замены программного обеспечения в уже оборудованных аудиториях. 

Кейс ВШМ СПбГУ: как для студентов организовали гибридные аудитории

Высшая школа менеджмента СПбГУ реализовала концепцию гибридной аудитории в кампусе «Михайловская дача» с помощью МТС Линк Rooms. 

Первым этапом стал поиск подходящего помещения — с учётом методических ограничений и динамики групповой работы. ВШМ СПбГУ искала вариант, рассчитанный на 50 человек — чуть больше, чем можно было бы собирать очно. Это позволяло свободнее расставить мебель, оборудовать шесть рабочих мест для работы в группах, а также предусмотреть пространство с обычными столами и стульями для лекционной работы. Расстояние между командами помогало дать свободу группам и позволяло не мешать друг другу при обсуждениях.

Для чего нужны гибридные технологии и как их внедрить в обучение | Фото imgonline com ua Resize YMgBvN6M973VgFFT 1
Гибридная аудитория ВШМ СПбГУ

Найти подходящую по размерам аудиторию недостаточно. Для гибридного метода обучения важно подготовить оборудование и программное обеспечение. Именно они дают преподавателям возможность эффективно совместить онлайн- и офлайн-студентов. Без каких элементов не обойтись?

Картинка

Чтобы участники эффективно взаимодействовали в рамках гибридной системы обучения, они должны видеть друг друга, демонстрируемый контент и саму гибридную аудиторию. Для этого помещение оснащают хотя бы одним экраном и камерой для показа преподавателя и слушателей.

В гибридной аудитории ВШМ установлена видеокамера с автотрекингом. Камера снимает портретный вид выступающего и следует за его перемещениями по аудитории. Камера общего вида транслирует картинку происходящего: такое решение помогает преподавателям свободно ходить по аудитории и поддерживать зрительный контакт между онлайн- и офлайн-студентами.

Звук

Чтобы участники слышали друг друга без помех и свободно поддерживали диалог, в гибридных аудиториях устанавливают раздельные каналы для работы в командах. Для этого набор оборудования для гибридного обучения включает микрофоны для преподавателя и студентов и базовые устройства по выведению звука. В самых простых вариантах оснащения функцию звуковой системы выполняет компьютер со встроенным микрофоном и колонками.

В ВШМ СПбГУ для передачи звука установлен микрофонный массив. Он снимает многоканальный звук узконаправленными лучами со всех точек аудитории, а благодаря аудиопроцессору очищает звук от посторонних шумов. Оборудование усиливает голоса студентов и назначает приоритет звуку с выбранных зон. Так преподаватели сохраняют мобильность и не чувствуют скованности, которая возникала бы при использовании переносных микрофонов.

Презентация информации

С помощью оборудования и ПО можно делиться учебными материалами как со всей аудиторией, так и только внутри отдельных групп. Преподаватели используют слайды, видео, записи, а также обеспечивают синхронную работу над интерактивными материалами. Например, предлагают студентам вместе отредактировать презентацию или поработать на онлайн-доске. 

Чтобы демонстрировать материалы, гибридное решение для занятий предусматривает экран с проектором или дисплей. Так очные студенты видят контент на доске, а онлайн-участники — ту же картинку на экранах своих компьютеров.

В ВШМ СПбГУ так и происходит: участники работают с материалами с помощью презентационного компьютера аудитории, документ-камер и интерактивной доски. 

В гибридной аудитории ВШМ СПбГУ установлены дополнительные мониторы, куда выводят онлайн-участников и контент. Дисплеи расположены за преподавателем и за спиной очных слушателей, чтобы спикерам не приходилось оборачиваться назад. На боковых стенах размещены панели для демонстрации контента.
Автор - Александр Мышков
Александр Мышков
Технический руководитель гибридного обучения ВШМ СПбГУ

Управление системами

Чтобы элементы гибридной аудитории складывались в единую систему, нужно подключить их к единому компьютеру. В ВШМ СПбГУ разработали для преподавателей интерактивную панель в системе контроля аудитории АМХ. Им достаточно выбрать режим обучения, чтобы автоматически настроить и управлять оборудованием. Это избавляет преподавателей от лишних манипуляций.

Если на занятии выступают онлайн-студенты с демонстрацией материалов, преподаватель просто выбирает соответствующий режим. На одном мониторе выводят лица участников, на другом — презентацию, на третьем — интерактивную доску.

Без разделения видеопотоков на отдельные окна сложно организовать дискуссию: площади одного экрана не хватит для демонстрации контента, а участникам непонятно, кто с кем общается. Режим трёх окон и сенсорное управление звонком в МТС Линк Rooms отлично заходят в структуру гибридной аудитории.
Автор - Александр Мышков
Александр Мышков
Технический руководитель гибридного обучения ВШМ СПбГУ

Цифровая среда

Для организации курсов, подготовки учебных материалов и записей, обмена материалами во время групповой работы необходимо предусмотреть цифровое пространство и программное обеспечение. В базовом варианте подходит файлообменник или даже чат в мессенджере. В продвинутых решениях, как в ВШМ, для гибридных аудиторий используют отдельную комбинацию с ВКС-решением.

Для чего нужны гибридные технологии и как их внедрить в обучение | Фото imgonline com ua Resize 5bsByVFfGZzYZPkk
Устройство гибридной аудитории в ВШМ СПбГУ

ВШМ СПбГУ проводит в гибридных аудиториях не только занятия, но и внешние мероприятия. Раньше такие события проходили офлайн с сотнями приглашённых участников, и для подготовки требовалось больше финансов и времени.

Теперь школа проводит в гибридном формате встречи представителей компаний со студентами, научные семинары и форумы. Это 120 гибридных мероприятий в месяц с 200+ участников. 

Для чего нужны гибридные технологии и как их внедрить в обучение | Фото imgonline com ua Resize VsyT2u2GeaiG0
Гибридная аудитория ВШМ СПбГУ

Саммари

Технологии меняют образовательный процесс: способствуют появлению новых форматов обучения, дают новые возможности преподавателям и студентам, позволяют объединять преимущества онлайн- и офлайн-занятий. 

Организовать эффективное взаимодействие студентов, часть из которых занимается удалённо, а часть — офлайн, проще с помощью гибридных аудиторий. Для их внедрения важно обеспечить качественную картинку и звук, подобрать решение для презентации информации и управления системами и подготовить цифровую среду.

Здесь есть варианты: можно делать это по отдельности или использовать готовые комплекты для оборудованиях гибридных аудиторий.