Ничего не найдено. Попробуйте еще
Для чего нужны гибридные технологии и как их внедрить в обучение

Последние годы принесли школам и университетам много перемен и испытаний на прочность. Чтобы не потерять эффективности, в образовании начали появляться новые технологии и модели обучения. Одним из результатов стало распространение гибридного формата: сейчас очно-дистанционную форму занятий предпочитаютпочти 40% студентов.
В статье расскажем, как новые технологии поменяли образовательный процесс, и на примере опыта Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) рассмотрим, что нужно для организации эффективного гибридного обучения.
Как гибридные технологии поменяли образовательный процесс
Когда после продолжительного обучения в онлайн-формате университеты стали постепенно возвращать очные занятия, стало очевидно, что образовательный процесс изменился. Технологии постоянно развиваются, поэтому становится всё больше возможностей — например, теперь реально объединить студентов, находящихся в разных регионах, и при этом не терять эффективности образовательного процесса.
Чтобы не обучать студентов очной формы и онлайн по отдельности, есть гибридные технологии.
Особенность гибридного обучения — в создании особой бесшовной цифровой среды. Она позволяет собрать вместе студентов в аудитории очно и онлайн и не ограничивать преподавателя в инструментах для эффективного обучения.

Чтобы совместить участников обучения, нужно решить несколько задач:
Подготовить контент
Обычных лекций мало: нужно много видео, презентаций, а ещё важно отработать саму методологию подачи материала и организовать процесс проверки знаний.
Подобрать UX-решение
Чтобы учиться в таком формате было удобно, подобранные для работы цифровые решения должны быть понятными для всех участников. Процесс необходимо организовать так, чтобы преподаватель мог запустить трансляцию для онлайн-учеников, а они — подключиться к лекции. А ещё важно, чтобы для этого не требовалось регулярного вмешательства ИТ-специалистов.
Организовать специальное пространство
Для формата гибридного образования необходимо подготовить специальную аудиторию.
В чём польза гибридных аудиторий для преподавателей и студентов
Аудитории для гибридного обучения объединяют очное и онлайн-обучение. Это позволяет студентам и преподавателям пользоваться преимуществами обоих форматов.
Гибридные аудитории позволяют организовать эффективное обучение. Рассмотрим, как происходит их внедрение на практике.
Как подготовить гибридную аудиторию
Оборудование в аудитории для гибридного обучения можно собирать и подключать отдельно или выбрать готовый комплект. Например, использовать решение в рамках модуля МТС Линк Rooms. Сервис оказывает услуги под ключ: это собственное ПО и подбор оборудования для гибридных аудиторий. МТС Линк предоставляет оборудование Yealink и работает с уже установленными устройствами: Lenovo, HP и Logitech. Типовой комплект включает:
- дисплей для контента,
- дисплей для ВКС,
- камеру,
- саундбар,
- сенсорный дисплей,
- микрофон,
- устройства захвата экрана с носимых устройств,
- терминал.
Оборудование для гибридных аудиторий позволяет автоматически запускать контент, демонстрировать экран с переносных устройств, выводить трансляцию на два экрана, когда один дисплей транслирует видео участников в HD-качестве, а второй воспроизводит обучающий контент.
Такое решение подходит не только для оснащения гибридных аудиторий с нуля, но и для замены программного обеспечения в уже оборудованных аудиториях.
Кейс ВШМ СПбГУ: как для студентов организовали гибридные аудитории
Высшая школа менеджмента СПбГУ реализовала концепцию гибридной аудитории в кампусе «Михайловская дача» с помощью МТС Линк Rooms.
Первым этапом стал поиск подходящего помещения — с учётом методических ограничений и динамики групповой работы. ВШМ СПбГУ искала вариант, рассчитанный на 50 человек — чуть больше, чем можно было бы собирать очно. Это позволяло свободнее расставить мебель, оборудовать шесть рабочих мест для работы в группах, а также предусмотреть пространство с обычными столами и стульями для лекционной работы. Расстояние между командами помогало дать свободу группам и позволяло не мешать друг другу при обсуждениях.

Найти подходящую по размерам аудиторию недостаточно. Для гибридного метода обучения важно подготовить оборудование и программное обеспечение. Именно они дают преподавателям возможность эффективно совместить онлайн- и офлайн-студентов. Без каких элементов не обойтись?
Картинка
Чтобы участники эффективно взаимодействовали в рамках гибридной системы обучения, они должны видеть друг друга, демонстрируемый контент и саму гибридную аудиторию. Для этого помещение оснащают хотя бы одним экраном и камерой для показа преподавателя и слушателей.
В гибридной аудитории ВШМ установлена видеокамера с автотрекингом. Камера снимает портретный вид выступающего и следует за его перемещениями по аудитории. Камера общего вида транслирует картинку происходящего: такое решение помогает преподавателям свободно ходить по аудитории и поддерживать зрительный контакт между онлайн- и офлайн-студентами.
Звук
Чтобы участники слышали друг друга без помех и свободно поддерживали диалог, в гибридных аудиториях устанавливают раздельные каналы для работы в командах. Для этого набор оборудования для гибридного обучения включает микрофоны для преподавателя и студентов и базовые устройства по выведению звука. В самых простых вариантах оснащения функцию звуковой системы выполняет компьютер со встроенным микрофоном и колонками.
В ВШМ СПбГУ для передачи звука установлен микрофонный массив. Он снимает многоканальный звук узконаправленными лучами со всех точек аудитории, а благодаря аудиопроцессору очищает звук от посторонних шумов. Оборудование усиливает голоса студентов и назначает приоритет звуку с выбранных зон. Так преподаватели сохраняют мобильность и не чувствуют скованности, которая возникала бы при использовании переносных микрофонов.
Презентация информации
С помощью оборудования и ПО можно делиться учебными материалами как со всей аудиторией, так и только внутри отдельных групп. Преподаватели используют слайды, видео, записи, а также обеспечивают синхронную работу над интерактивными материалами. Например, предлагают студентам вместе отредактировать презентацию или поработать на онлайн-доске.
Чтобы демонстрировать материалы, гибридное решение для занятий предусматривает экран с проектором или дисплей. Так очные студенты видят контент на доске, а онлайн-участники — ту же картинку на экранах своих компьютеров.
В ВШМ СПбГУ так и происходит: участники работают с материалами с помощью презентационного компьютера аудитории, документ-камер и интерактивной доски.
Управление системами
Чтобы элементы гибридной аудитории складывались в единую систему, нужно подключить их к единому компьютеру. В ВШМ СПбГУ разработали для преподавателей интерактивную панель в системе контроля аудитории АМХ. Им достаточно выбрать режим обучения, чтобы автоматически настроить и управлять оборудованием. Это избавляет преподавателей от лишних манипуляций.
Если на занятии выступают онлайн-студенты с демонстрацией материалов, преподаватель просто выбирает соответствующий режим. На одном мониторе выводят лица участников, на другом — презентацию, на третьем — интерактивную доску.
Цифровая среда
Для организации курсов, подготовки учебных материалов и записей, обмена материалами во время групповой работы необходимо предусмотреть цифровое пространство и программное обеспечение. В базовом варианте подходит файлообменник или даже чат в мессенджере. В продвинутых решениях, как в ВШМ, для гибридных аудиторий используют отдельную комбинацию с ВКС-решением.

ВШМ СПбГУ проводит в гибридных аудиториях не только занятия, но и внешние мероприятия. Раньше такие события проходили офлайн с сотнями приглашённых участников, и для подготовки требовалось больше финансов и времени.
Теперь школа проводит в гибридном формате встречи представителей компаний со студентами, научные семинары и форумы. Это 120 гибридных мероприятий в месяц с 200+ участников.

Саммари
Технологии меняют образовательный процесс: способствуют появлению новых форматов обучения, дают новые возможности преподавателям и студентам, позволяют объединять преимущества онлайн- и офлайн-занятий.
Организовать эффективное взаимодействие студентов, часть из которых занимается удалённо, а часть — офлайн, проще с помощью гибридных аудиторий. Для их внедрения важно обеспечить качественную картинку и звук, подобрать решение для презентации информации и управления системами и подготовить цифровую среду.
Здесь есть варианты: можно делать это по отдельности или использовать готовые комплекты для оборудованиях гибридных аудиторий.