Ничего не найдено. Попробуйте еще
Стать заложником дофамина: почему голосовые вызывают зависимость и когда их уместно отправлять

Ситуация: «Мне часто приходится общаться с коллегами в мессенджерах. И у некоторых из них есть особенность: вместо текстовых сообщений они присылают исключительно голосовые записи. Но если я сижу на совещании, нахожусь в шумной обстановке или еду в общественном транспорте, то у меня нет возможности прослушать сообщение. Из-за этого срочные вопросы остаются без ответа, что впоследствии становится причиной недовольства со стороны руководства. Как объяснить коллегам, что есть определённая этика общения в рабочих чатах и что в такой коммуникации лучше общаться текстом, а не голосом?»
Ситуацию комментирует бизнес-психолог Вероника Кромбергер
«Мы ищем самые лёгкие и простые пути»
Соцсети подсадили нас на быстрый дофамин. Это одна из причин, почему по ночам мы часами листаем рилсы или залипаем в ленте. По этой же причине мы записываем голосовые сообщения вместо текстовых: мозг воспринимает это как быстрое решение поставленной задачи, и организм испытывает лёгкий выброс дофамина. То есть мы испытываем удовольствие от того, что легко справились с заданием.
Когда человек находится на рабочем месте, то у него тоже есть список задач. Естественно, сотруднику хочется максимально облегчить и упростить те или иные рабочие процессы. Голосовые сообщения — один из таких способов экономии энергии. Даже когда человек понимает, что собеседнику будет сложнее прослушать или расшифровать сообщение, он всё равно делает выбор в пользу того, чтобы упростить жизнь себе.
Но есть и исключения. Речь идёт о коммуникациях, которые представляют наибольшую значимость. К примеру, если вы регулярно начнёте говорить, что у вас нет возможности послушать запись или на смартфоне не работает динамик, то тем самым вы будете ставить собеседника в безвыходное положение: ему каждый раз придётся переписывать словами то, что он уже наговорил. В итоге у этого человека выработается на вас условный рефлекс. Конкретно вам он будет писать текстом, а остальным продолжит записывать голосовые сообщения.
Пересылка голосовых сообщений: норма или моветон
В рабочей коммуникации есть важный момент, связанный с пересылкой чужих голосовых сообщений. Это делают для того, чтобы передать суть задачи или объяснить какой-то вопрос, который уже кто-то сформулировал ранее. Однако это неправильно и некрасиво по отношению ко всем сторонам: и к тому, кто изначально записал войс, и к тому, кому вы его пересылаете.
Если вам прислали сообщение, значит, оно предназначалось именно вам, а не кому-то другому. Но в крайнем случае нужно спросить разрешения на пересылку у автора сообщения. Обязательно укажите, кому планируете переслать войс. Также нужно уточнить у получателя, готов ли он получить голосовое сообщение от определённого человека. Только получив согласие всех сторон, можете переслать войс.
В каких случаях голосовые сообщения действительно уместны
Это уместно только в одном случае — когда собеседник сам дал добро на отправку голосового сообщения. Перед отправкой спросите у второй стороны, удобно ли прослушать войс, есть ли такая возможность. Это может быть разовый вопрос или постоянная договорённость.
Некоторые воспринимают войсы как привычный формат общения в рабочих чатах и ничего не имеют против них. Но, повторюсь, это нужно уточнять у каждого человека отдельно. Если вы начинаете диалог с новым собеседником, обязательно уточните, как он относится к голосовым сообщениям.
Правила войсов
У человека, который слушает голосовое сообщение, только одна цель — понять сказанное. Что ему может помешать:
- длинная, витиеватая, неструктурная речь;
- помехи (ветер, шум, плохо работающий микрофон);
- чрезмерные эмоции.
Когда мы говорим о личной коммуникации, то всё это имеет меньшее значение (особенно эмоции). Но когда речь идёт о правилах общения в рабочем чате, стоит отметить, что голосовые сообщения не нужно эмоционально окрашивать. Важно говорить чётко и по делу, чтобы не отнимать время собеседника.
Как попросить собеседника перестать присылать войсы
Голосовые сообщения могут раздражать, если собеседник отправил их без предварительного согласования и предупреждения. Поэтому самое естественное, что мы можем сделать, — это прямым текстом попросить перестать их присылать. Ситуация осложняется, когда этот собеседник — руководитель. Есть стереотип, что у руководителя больше прав и привилегий в плане коммуникации и подчинённые должны всегда идти на уступки. Действительно, в некоторых моментах руководители не готовы перестраиваться в угоду коллективу. Даже после неоднократных просьб они продолжают присылать войсы вместо текста. У сотрудников несколько вариантов, чтобы обозначить границы:
- проявить принципиальность и на свой страх и риск игнорировать голосовые сообщения, не отвечать на них;
- ещё раз донести до руководителя, что вам неудобно слушать голосовые сообщения;
- искусственно приучить руководителя к тому, чтобы он писал текстом (мы говорили об этом выше: можно сказать, что войс не воспроизводится или есть проблемы со звуком).
В любой из перечисленных ситуаций сотрудник может столкнуться с дополнительным раздражением в свою сторону. Здесь всё зависит от того, насколько принципиально сотруднику «переучить» руководителя. С одной стороны, есть риск потерять работу, с другой — есть все шансы добиться поставленной цели.
С точки зрения современной бизнес-психологии есть такое правило, как инклюзивность подхода к командообразованию. В современных компаниях принято учитывать мнение всех участников команды. Также важно учитывать темперамент разных видов деятельности. К примеру, когда речь идёт о технических процессах или работе, связанной с финансами, то здесь реже встречаются люди, предпочитающие общаться голосовыми сообщениями. Если же мы говорим о креативной работе (маркетинге, создании контента), то там голосовые сообщения вызывают меньше сопротивления, так как людям комфортнее их воспринимать просто по своему темпераменту.
Вместо заключения хочу отметить: всегда устанавливайте рабочие договорённости и старайтесь их выполнять. Это касается не только голосовых сообщений, но и всех остальных форм деловых коммуникаций и правил поведения.
Подпишитесь на рассылку МТС Линк Медиа
Каждую пятницу присылаем самые интересные статьи об эффективной работе и коммуникациях в онлайне на почту