16 000 студентов учатся онлайн: кейс БФУ им. Канта

Задача: организовать синхронный учебный процесс в онлайн-формате

Решение: перевести онлайн-мероприятия на МТС Линк

Результат: создали образовательную платформу для 16 000 студентов

Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта — крупнейший образовательный, научный, культурный, просветительский центр самого западного региона России. Вуз удерживает лидирующую позицию в области образования и науки в Северо-Западном федеральном округе, является одним из 10 федеральных университетов России.

Задача: организовать синхронный учебный процесс в онлайн-формате

В 2021 году Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта начал развивать собственную электронную информационно-образовательную систему на базе Microsoft Teams. Платформа закрывала базовые потребности вуза в организации онлайн-обучения — от создания курсов, онлайн-мероприятий и практических заданий до расписания занятий и инструментов контроля учебного процесса.

После ухода иностранных компаний из России БФУ начал искать решения для дальнейшего развития онлайн-среды. Понимая тренд импортозамещения, вуз начал искать альтернативу среди отечественных разработчиков и сформулировал базовые требования к новой платформе:

Безопасность данных

Чтобы избежать риска потери данных, университет искал провайдера с серверами на территории РФ и высоким уровнем защиты от DDoS-атак.

Экосистема сервисов

Университет планировал развернуть электронную информационно-образовательную среду на базе нескольких сервисов, связанных в экосистему. Платформа должна была поддерживать сквозную авторизацию и шифрование, связывать ресурсы между собой. Это обеспечило бы дополнительную безопасность и практическое удобство.

Удобный интерфейс

Интерфейс платформы должен был быть достаточно интуитивным, чтобы преподаватели могли самостоятельно создавать и администрировать онлайн-мероприятия.

16 000 студентов учатся онлайн: кейс БФУ им. Канта | Фото unnamed 2
Интерфейс вебинарной комнаты МТС Линк

Автоматическая запись вебинаров

Записи онлайн-мероприятий полезны студентам и слушателям ДПО для повторения пройденного материала. Важно, чтобы пользователи имели постоянный доступ ко всему учебному контенту.

Стоимость платформы также повлияла на решение университета. Ценовое предложение, которое компания сделала для университета, было оптимальным и выглядело не дороже уже используемых аналогичных кейсов от Microsoft Teams. Соотношение цены, качества и доступных возможностей получилось оптимальным.
Автор - Рушан Саберов
Рушан Саберов
Директор по организации образовательной деятельности

Решение: перевести онлайн-мероприятия на МТС Линк

В августе 2023 года Балтийский федеральный университет перешел на МТС Линк. Платформу задействовали для проведения потоковых лекций, семинаров, лабораторных работ и массовых мероприятий с абитуриентами.

Потоковые лекции

Вуз традиционно обучает студентов в очном формате, однако потоковые лекции удобнее проводить онлайн. На вебинарах преподавателям проще отслеживать вовлеченность: в виртуальной комнате нет последних рядов — все студенты одинаково в фокусе. Активность аудитории зависит только от мастерства педагога.

16 000 студентов учатся онлайн: кейс БФУ им. Канта | Фото 1 1
Онлайн-лекция Балтийского федерального университета в МТС Линк

Семинары и лабораторные работы

Если учебная программа позволяет организовать практическое занятие в дистанционном формате, университет может провести в онлайне семинар и даже лабораторную работу. Например, вуз удаленно обучает программистов, когда студентам не требуется лицензионное ПО, установленное в компьютерном классе. Как показала практика, вовлеченность студентов при организации таких занятий в онлайн-формате выше.

16 000 студентов учатся онлайн: кейс БФУ им. Канта | Фото 2 1 1
Практическое занятие Балтийского федерального университета на МТС Линк

Рабочие встречи

Сотрудники и преподаватели БФУ начали чаще проводить в онлайн-формате совещания, заседания комиссий и быстрые встречи. Для синхронизации процессов специалистам не нужно перемещаться между отдаленными корпусами вуза. МТС Линк стал для педагогов повседневным рабочим инструментом, который повышает скорость принятия решений.  

16 000 студентов учатся онлайн: кейс БФУ им. Канта | Фото 3 2
Совещание с директорами Балтийского федерального университета

Программы ДПО

В зависимости от образовательной программы университет предлагает слушателям ДПО очный или дистанционный формат обучения. Онлайн-формат помогает вузу охватить аудиторию за пределами региона и привлекать к обучению специалистов из любой точки мира.

16 000 студентов учатся онлайн: кейс БФУ им. Канта | Фото 4 2
Обучение магистров Балтийского федерального университета

В рамках внутренней системы оценки качества обучения Балтийский федеральный университет опрашивает студентов и узнает, какой формат занятий для них более предпочтителен.

Студенты гуманитарных специальностей, в том числе языковых направлений, предпочитают встречаться в очном формате. По мнению некоторых преподавателей, онлайну не хватает эмоционального контакта. Мы стараемся придерживаться грамотной диверсификации, отталкиваясь от потребностей студентов. Если занятие уместно и удобно провести в дистанционном формате, мы используем эту возможность и упрощаем коммуникацию.
Автор - Рушан Саберов
Рушан Саберов
Директор по организации образовательной деятельности

Результат: создали единую образовательную платформу для 16 000 студентов

Экосистема МТС Линк стала единой образовательной платформой и официальным программным обеспечением университета. Раньше преподаватели могли использовать другие сервисы вместе с Microsoft Teams, но теперь все онлайн-коммуникации проходят на одной площадке.
Балтийский федеральный университет обучает в онлайне около 12 000 студентов. Вместе со слушателями курсов ДПО аудитория дистанционного формата достигает 16 000 пользователей.

В среднем БФУ проводит не менее 4 онлайн-занятий в неделю. В моменты пиковой загрузки посещаемость платформы достигает 8 000 слушателей в день.

16 000 студентов учатся онлайн: кейс БФУ им. Канта | Фото 7 3
Статистика посещаемости онлайн-мероприятий Балтийского федерального университета на платформе МТС Линк с января по март 2024 года
После перехода на МТС Линк мы продолжили выстраивать цепочку действий по развитию онлайн-сервисов. Например, развернули новый личный кабинет для преподавателей и наполнили его нужными функциями. Сейчас продолжаем развивать наши электронные учебно-методические комплексы и курсы для педагогов.
Автор - Рушан Саберов
Рушан Саберов
Директор по организации образовательной деятельности

Ключевые возможности и функции

Важными плюсами для специалистов Балтийского федерального университета стали возможности платформы, которые ускоряют рабочую коммуникацию, повышают интерактивность онлайн-занятий и помогают анализировать эффективность проводимых вебинаров и встреч.

Быстрые встречи

Сотрудники университета могут запустить встречу в 2 клика, отправить коллегам ссылку и оперативно приступить к работе.

Контроль внимания

Контроль внимания помогает отслеживать вовлеченность студентов в реальном времени. Наблюдая за индикатором активности, преподаватели могут определить тех, кто отвлекается, и обратиться к ним, либо заметить общий спад активности и изменить формат взаимодействия.

16 000 студентов учатся онлайн: кейс БФУ им. Канта | Фото unnamed 3
Контроль внимания в МТС Линк

Голосование

На совещаниях и рабочих встречах сотрудники университета используют голосование, чтобы оценить мнение аудитории или принять коллегиальное решение.

Деление на группы

При проведении вступительных испытаний или на проектной работе преподаватели дают студентам практические задания для командного взаимодействия. МТС Линк позволяет разделить участников по комнатам и установить таймер, чтобы ограничить время выполнения задачи.

16 000 студентов учатся онлайн: кейс БФУ им. Канта | Фото unnamed 4
Деление на группы в МТС Линк

Детализированная статистика

Помогает специалистам университета оценивать успех внеучебных онлайн-мероприятий: организационных встреч, конференций и вебинаров, — а также планировать будущие активности на основе запросов аудитории.

16 000 студентов учатся онлайн: кейс БФУ им. Канта | Фото Frame 2087326979
Подробная статистика участников мероприятий доступна в формате xls в личном кабинете МТС Линк

Транскрибация текста

На совещаниях сотрудникам университета нужно фиксировать результаты обсуждения и план действий. Транскрибация в МТС Линк выполняет функцию протоколирования: переводит слова участников в отдельные реплики и формирует саммари с ключевыми тезисами.

Реакции

Дополнительные инструменты вовлечения МТС Линк — реакции «огня» и «поднятой руки». Возможность эмоционального отклика помогает создать более интерактивную и насыщенную среду для коммуникации со студентами.

Мы видим, как сервис совершенствуется, и постоянно открываем для себя новые фишки. Например, нам требовалось вести протокол на совещаниях — мы открыли транскрибацию, которая значительно ускорила его подготовку. Преподаватели начали глубже изучать платформу и выходить за рамки базовых возможностей. Нам нравится, что МТС Линк предоставляет взвешенный набор функций, который не слишком перегружен для пользователей, но при этом не является конечным — платформа продолжает развиваться и выпускать обновления.
Автор - Рушан Саберов
Рушан Саберов
Директор по организации образовательной деятельности

Планы на будущее

В конце 2025 года мы планируем запустить новый кампус университета, который станет физическим и цифровым пространством одновременно. Задача метакампуса — предоставить студентам возможность самостоятельно развиваться и выстроить кастомизированный жизненно-образовательный маршрут. Проект выходит за рамки индивидуальной траектории обучения и связан с развитием студенческих сообществ и целым комплексом образовательных событий — с определенной цифровой маркировкой и подготовленными пространствами. Кроме того, БФУ планирует развивать гибридный формат и оснастить аудитории кампуса соответствующим оборудованием, иначе не получится полноценно погрузить студентов в учебный процесс. Также важно развивать методические навыки преподавателей, учить взаимодействию в смешанном формате. Удерживать внимание удаленной и очной аудитории — отдельное мастерство, над которым нужно работать.
Автор - Рушан Саберов
Рушан Саберов
Директор по организации образовательной деятельности

Советы коллегам

Опираясь на собственный опыт запуска образовательной онлайн-среды, Рушан Саберов сформулировал несколько советов, которые помогут разобраться в сервисах и эффективнее использовать цифровые продукты в повседневной работе.

Разграничьте задачи и инструменты

Создайте для себя майнд-карту, чтобы разграничить задачи очного и дистанционного обучения, а затем подбирайте инструмент для решения каждой. Например, вебинары будут полезны для массовых мероприятий, встречи — для практических занятий, транскрибация — для протоколирования совещаний. Общая картина наглядно покажет запрос пользователей и поможет более точно сформулировать требования к платформе.

Не бойтесь онлайна

Невозможно отрицать, что онлайн прочно вошел в нашу жизнь — за ним будущее. Страх онлайна возникает именно тогда, когда не получается четко разграничить форматы и понять, какие действия будут эффективны. Не нужно вдаваться в крайности и полностью переходить в онлайн или отказываться от него. Нужна грамотная диверсификация инструментов и гибкость в применении онлайн.

Свяжите сервисы в экосистему

Все используемые инструменты должны интегрироваться в электронную информационно-образовательную среду. Бесшовная интеграция нужна, чтобы обеспечить большую безопасность и предоставить возможность авторизации в одном месте, с единственным логином и паролем. Помните: онлайн — это про простоту. Усложняя путь пользователей, вы создаете дополнительные препятствия для полноценной и комфортной коммуникации в онлайне.