Как правильно дружить с коллегами на удаленке и зачем это нужно
Дружба с коллегами в офисе делает работу приятнее и интереснее. Но есть ли смысл выстраивать отношения, если работаешь на удаленке? Вместе с экспертом по коммуникациям, руководителем консалтинговой компании «Масштаб» Александром Сурковым разобрались, в каких случаях неформальное общение помогает построить карьеру и как это может отразиться на бизнесе в целом.
Кому и зачем нужно неформальное общение
Некоторые люди предпочитают держать дистанцию в общении с коллегами, а есть и те, кому коммуникации жизненно необходимы. Такие люди быстро выстраивают неформальные связи, и это здорово помогает в решении рабочих вопросов. Увеличивается эффективность работы, улучшается моральный дух в коллективе, повышается вовлеченность и снижается текучесть кадров.
Александр Сурков считает, что неформальное общение вне рабочего процесса — хороший инструмент повышения эффективности команды.
Но не всегда отношения с коллегами складываются гладко. Если процессы строятся хаотично, например, коллеги начинают дружить «против кого-то», — это плохо и для самих сотрудников, и для бизнеса в целом. Отношения в коллективе становятся токсичными, снижается вовлеченность, падает продуктивность. Поэтому хорошо, когда неформальное общение — часть корпоративной культуры компании и регулируется извне.
Когда нужно поддерживать отношения с коллегами на удаленке
По мнению эксперта, бывают случаи, когда неформальные отношения между командой нежелательны. Например, такая стратегия реализована в некоторых сервисных бизнесах, связанных с IT-поддержкой. В таких компаниях всё регламентировано: общение должно проходить строго по задачам компании, а сотрудникам запрещено общаться вне рабочих чатов.
Бывает и так, что неформальное общение в корпоративных правилах не прописано, но в компании есть HR-культура. Например, принято делать оценку персонала методом 360°, 180° или 90° — это методы оценки персонала через опрос окружения сотрудника. 90° — получение обратной связи только от руководителя сотрудника, 180° — от руководителя и коллег, 360° — от руководителей, коллег, подчиненных и клиентов сотрудника. Соответственно, если не налажены неформальные коммуникации, отчеты покажут проблемы, и о продвижении по карьерной лестнице можно забыть.
Если же речь о творческой работе, то здесь без неформального общения не обойтись. Это часть корпоративной культуры.
Бывает и так, что корпоративной культуры в компании нет, а неформальное общение никак не урегулировано. В этом случае многое зависит от зрелости команды. Если сотрудники давно работают вместе, то отношения, как правило, уже выстроены, просто надо их поддерживать и смотреть, насколько они эффективны.
«Но нужно помнить, что, если вы настроены на построение карьеры в компании, где принято неформальное общение, нужно стать частью этой культуры», – считает Александр Сурков
Как правильно поддерживать отношения на удаленке, если вы нацелены на карьерный рост
Удаленным сотрудникам сложнее быть «на одной волне», чем тем, кто работает бок о бок. К тому же, поддерживать неформальные отношения со всеми коллегами довольно трудозатратно. Александр Сурков предлагает преимущественно строить неформальные отношения с теми людьми, от которых зависит ваш карьерный рост.
Сделайте карту отношений
Выпишите, с кем из сотрудников вы чаще всего взаимодействуете и от кого зависит ваш карьерный рост. Например, этот человек — мой наставник, и с ним важно выстроить хорошие неформальные отношения.
Обозначьте интересы коллег и отслеживайте их социальный статус. Важно знать, чем интересуются коллеги, чтобы ненароком их не обидеть. Например, коллега переживает по поводу своей фигуры, а вы случайно пошутили про бодипозитивных женщин.
Одним из полезных инструментов для тех, кто нацелен на быстрый карьерный рост, может стать карта отношений. На ней отмечают значимые и незначимые контакты — чем шире линия, тем выше значимость. Точки соприкосновения: какие темы и поводы можно использовать, чтобы наладить контакты со значимыми людьми, и сопутствующая информация.
Развивайте коммуникативные навыки
Это soft skills, которые способны значительно улучшить качество жизни. Коммуникативные навыки не врожденные. Их можно и нужно развивать.
Учитесь слушать
Уметь слушать, что говорит собеседник, — полезная компетенция и основа человеческих взаимоотношений. Сосредоточьтесь на сути рассказа, не прерывайте его репликами типа «А вот у меня была ситуация…». Задавайте наводящие и уточняющие вопросы и не лезьте с непрошенными советами
Узнавайте людей лучше
Находите общие интересы, создавайте воспоминания. Каждый человек по-своему интересен. Важно научиться это видеть.
Развивайте эмоциональный интеллект
В процессе общения важно понимать чужие эмоции и управлять своими. Чувствовать, когда и что уместно сказать, а когда лучше промолчать. Если понимаете, что вам не хватает эмпатии, возможно, стоит ее прокачать.
Не дружите «против кого-то»
Если в компании есть конфликты, не примыкайте ни к одной из конфликтующих сторон. Соблюдайте нейтралитет. Не сплетничайте и не обсуждайте в негативном ключе ни коллег, ни руководство. Не льстите и не подставляйте коллег.
Создавайте моменты для неформального общения
Подпишитесь на коллег в соцсетях. Реагируйте на их посты, задавайте наводящие вопросы в комментариях. К тому же соцсети могут здорово помочь при составлении карты отношений. Из соцсетей можно узнать и о «внерабочих» проектах коллег: волонтерских, благотворительных и т. д. и принять в них участие. И не забывайте заглядывать во флуд-чаты. Естественно, в разумных пределах.
Какие сложности возникают при построении неформальных коммуникаций с коллегами на удаленке
Скажем сразу, что основная сложность — недостаток невербальных коммуникаций.
Американский антрополог Рэй Бердвистел писал, что вербально, то есть через письмо или речь, передается лишь до 35% информации. Остальную информацию мы получаем невербально — через эмоции, мимику, жесты. Поэтому при общении на удаленке информация может искажаться.
Как исправить
- По возможности общайтесь голосом и включайте камеру. Так вы задействуете невербальные каналы.
- Добавьте движения в свой диалог — подкрепляйте речь жестами.
- Сконцентрируйтесь на собеседнике. Временно постарайтесь игнорировать происходящее вокруг. Собеседник должен видеть и понимать, что сейчас он — главный объект вашего внимания.
- Встречайтесь в офлайне. Поводом может стать корпоратив, обучение или конференция.
В погоне за карьерой не предавайте себя. Не нужно инициировать близкое общение, если коллега вам неприятен. Такой контакт не принесет пользы — люди чувствуют фальшь. В этом случае достаточно просто поддерживать нейтральные отношения.