Почему ваш онлайн-курс не работает
Уже на этой неделе, 26 апреля, МТС Линк и COMDI проведут третью онлайн-конференцию EdTech Space, посвященную новейшим тенденциям и технологиям в области онлайн-образования. Во время предыдущих конференций мы много говорили о когнитивных особенностях студентов, машинном обучении и использовании VR-технологий в учебных заведениях. Накануне «EdTech Space 2018: весна» мы решили сделать шаг назад — и рассказать, с чего начинается эффективный онлайн-курс.
Прежде, чем начать…
Школьники обожают не те предметы, по которым нужно сдавать ЕГЭ, а те, на которых интересно. Взрослые не такие честные: сидят и слушают скучные лекции профессоров, чтобы, закрыв дверь аудитории, все благополучно забыть. Мы привыкаем к скучной и бесполезной учебе — и напрасно.
Не так давно я решил пройти курс на Coursera. Первая лекция понравилась: лектор показался приятным, рассказывал интересно. Но после пары лекций возвращаться к курсу не хотелось: запомнить ничего не удавалось, примеры только запутывали, лектор раздражал. Теперь я понимаю, что курс был спроектирован не очень грамотно: после теоретических блоков не было проверки знаний, термины объяснялись впопыхах, все примеры приводились из американской практики.
Как же построить программу онлайн-курса, чтобы он был эффективным? За последние десять лет сформировалась целая наука — педагогический дизайн. Ученые в области педдизайна совместно с когнитивными психологами разрабатывают универсальные обучающие приемы: например, проводят эксперименты на восприятие и память, изучают процесс формирования навыков. Основная задача педдизайна — сделать любую образовательную программу (от двухдневного тренинга до школьного курса) осознанной, дать ей инструменты для эффективной работы с аудиторией и измерения результата. После нескольких лет экспериментов были сформированы принципы, о которых я расскажу в этой статье.
Подготовка
При планировании любого обучения обычно опираются на общее представление о предмете, количество часов и общую цель обучения — например, сдачу ЕГЭ. Такой подход будет малоэффективным, если среди ваших слушателей окажутся те, кому необходимо подтянуть базовые знания, или те, кто готовится к олимпиадам. Поэтому первым делом при планировании курса изучите вашу аудиторию.
Конечно, преподаватель курса на Coursera, о котором я рассказывал, вряд ли представляет своих студентов и потому говорит о том, что ему ближе, — об Америке. Но на курс подписываются слушатели со всего мира — они далеки от американской действительности.
Пока вы не узнали, кто ваши слушатели, курс не принесет большой пользы. В начале занятий — а лучше еще до начала — определите вашу аудиторию и выясните, какой результат ожидается от вашего курса. Если проанализировать аудиторию заранее или на первых этапах невозможно (как в ситуации с курсом на Coursera), четко пропишите в анонсе, для кого предназначен ваш курс. Так вы заранее избавите слушателей от разочарований и подготовите их к форме подачи информации во время курса.
Кроме того, в начале занятий можно уделить внимание базовым понятиям — проговорить основные термины, привести в пример общеизвестные ситуации. Так вы сможете убедиться, что находитесь с вашими слушателями в одной «системе координат».
Обучение
Если вы задумались о создании онлайн-курса, вы наверняка уже успели изучить кучу специальной литературы с советами, рекомендациями и лайфхаками. В этом разделе я приведу 6 основных советов, которые помогут вам создать свой провести ваш первый онлайн-курс на профессиональном уровне и сделать его интересным для слушателей.
1. Объясните структуру курса
Новая информация усваивается с трудом, если преподаватель не сумел заранее разъяснить аудитории структуру курса. Периодически напоминайте слушателям, как каждый этап обучения соотносится с конечным результатом, что вы уже успели изучить и какие темы еще не осветили.
2. Закрепите материал
Все бывали на таком уроке: учитель объясняет — все ясно, спрашивает — все молчат. Чаще всего слушатели не усвоят новую информацию с первого раза: чтобы закрепить теоретический блок, разберите задачу по пройденному материалу и предложите решить аналогичную самостоятельно. Старайтесь менять контекст задачи, чтобы ученики сами находили решение и легко обращались к теории в нужный момент. Чем больше информации ваш слушатель «прорешает» самостоятельно, тем вероятнее, что информация уложится в долговременной памяти.
Кроме того, делайте лаконичные и легко запоминающиеся выводы после каждого теоретического блока, чтобы еще раз закрепить основные идеи.
3. Приведите примеры
Не задерживайтесь на теории: самое интересное — ее применение. Предложите слушателям придумать, где им может понадобиться новое знание и как именно оно поможет в конкретной ситуации. Понимание того, что новое знание что-то меняет в реальной жизни, даст слушателям чувство удовлетворения.
4. Проверьте знания
Тесты и контрольные задания — неотъемлемая часть любого курса: так вы сможете не только проконтролировать, как ваши слушатели усвоили материал, но и определить наиболее сложные или непонятные моменты курса.
Смешивайте в тестах вопросы из разных теоретических блоков: так слушатели научатся самостоятельно отбирать нужную информацию и структурировать ее для себя. Хорошо, если решение задач не будет напрямую следовать из теоретической базы, а заставит слушателей задуматься.
5. Дайте попробовать
Основная цель любого курса — не в зубрежке: запланируете отдельные задания в виде кейсов, чтобы слушатель смог решить задачу самостоятельно от начала и до конца.
Как показывают исследования, лучше всего запоминается то, что вызвало трудности в процессе обучения. Поэтому не забудьте обсудить распространенные ошибки в практических заданиях, чтобы еще раз закрепить пройденный материал.
6. Соберите обратную связь
Первый поток слушателей на вашем курсе — отличная возможность оценить качество и способ подачи вашего контента. Соберите обратную связь, чтобы выявить проблемные и непонятные места и уделить им больше внимания в будущем.