13 распространенных трудностей в подготовке презентации

13_problems of presentation

Презентация помогает спикеру сделать точечные акценты на информации, а аудитории — запомнить важные цифры, факты, посылы. Хорошая презентация дополняет вебинар и повышает его эффективность, а неправильная – может убить мероприятие.  

Мы выделили 13 критично важных ошибок: некоторые из них допускают новички, а некоторые — даже опытные спикеры. В статье расскажем, как сделать ваши слайды лучше.

Базовые ошибки в подготовке презентации

1. Сложный дизайн

Стараясь сделать красиво, люди часто перегружают презентацию лишними элементами — картинками, иконками, смайлами, разными шрифтами и анимацией. Все это отвлекают от темы и затрудняет восприятие.

design_presentation

О чем слайд — понять невозможно, настолько здесь все сложно. Источник: myshared.ru

Хорошая презентация — простая презентация. Окинул ее взглядом и за секунды и понял, о чем идет речь.

2. Несколько мыслей на одном слайде

В презентации для вебинаров нет никаких ограничений по количеству слайдов. Пусть их будет 50, 60 или еще больше, главное — придерживаться правила «1 слайд — 1 мысль». Да, возможно, времени на подготовку презентации по такому принципу уйдет больше. Зато ее ценность для решения ваших задач будет выше — аудитории будет легче осознать и запомнить информацию.

Хорошая презентация — та, где каждый слайд посвящен только одной мысли.

13 распространенных трудностей в подготовке презентации | Фото  1 1

Даже рассказ о трех книгах на одном слайде — уже перебор. Источник: pronetworking.ru

3. Нелогичная последовательность слайдов

В начале презентации спикер представляется, затем говорит о теме вебинара, далее начинает раскрывать каждый из заявленных тезисов. Если мероприятие маркетинговое, например, вводный урок в большом платном курсе, то после информационный части логично встроить коммерческую — рекламу платного обучения — и подкрепить ее результатами выпускников. Если сделать наоборот и начать выступление с коммерческой части, можно потерять часть аудитории. Участники пока недостаточно заинтересованы и не понимают, почему их приглашают купить какой-то курс, а не рассказывают полезную информацию бесплатно.

С презентациями та же история. Слайды должны соответствовать текущей мысли, озвучиваемой спикером. Если ведущий рассказывает, как продавать ручку на собеседованиях, а на слайде рекомендации, как одеваться в первый рабочий день, презентация нелогична.

Хорошая презентация имеет логичную структуру. Знакомство с темой и спикером — детальная проработка каждого пункта — переход к платному продукту.


На платформе Линк Вебинары можно загрузить презентацию в формате PPT, PPTX или PDF в раздел «Файлы» и переключать слайды внутри вебинара.


13 распространенных трудностей в подготовке презентации | Фото pasted image 0 1

4. Слишком много текста

Презентация не должна перетягивать на себя внимание и отвлекать слушателя от выступления докладчика. Большие блоки текста испортят вебинар — вас не будут слушать, все внимание уйдет на чтение со слайдов.

Пишите короткие тезисы, используйте крупный простой шрифт: не напоминающий рукописный текст или готику, без засечек. По такому же принципу разрабатывают мобильные телефоны для пожилых людей. Просто, крупно, хорошо видно, не напрягает.

Хорошая презентация — та, в которой на каждом слайде небольшое количество текста, набранного читаемым шрифтом.

Вот пример хорошего слайда: текст легко читается, при этом сразу можно уловить основную мысль:

13 распространенных трудностей в подготовке презентации | Фото 3 13 1

А вот неудачный пример — слайд будет отвлекать аудиторию от выступления спикера:

bad_slide

5. «Выворотка» — белые слова на черном фоне

Белый шрифт на черном фоне в какой-то период применяли многие — в том числе и эксперты, которые готовили презентации для вебинаров. Школьный курс физики сообщает, что черные объекты на белом фоне лучше воспринимаются глазом – белый отражает все цвета радуги, а черный является их смешением.

От «выворотки» быстро устают глаза, рассеивается внимание — в результате вас слушают вполуха, эффективность вебинара падает.

Хорошая презентация — это классический темный шрифт на белом или очень светлом фоне.

Ниже — не очень удачный пример. Приходится прикладывать усилия, чтобы уловить всю информацию. А как мы писали выше, презентация — дополнение к докладу спикера. Она должна восприниматься легко и быстро.

vyvorotka

6. Дублирование речи спикера

Нередко спикер просто читает текст со слайда.

Со стороны слушателей это выглядит нелогично. Они не понимают, зачем спикер проговаривает то, что они и так могут прочитать. Начинают скучать. В итоге снижается вовлеченность аудитории в мероприятие, слушатели начинают уходить с вебинара.

Хорошая презентация — та, которая работает как «шпаргалка» для спикера, не позволяя ему упустить важное, но и не дублируя его речь.

Пример от редактора блога: на слайде — основной тезис: «Руководство для авторов упрощает работу и повышает эффективность корпоративного блога». В этот момент спикер рассказывает, как разрабатывал мануал, какие в нем разделы, дает практические советы.

big_manual

7. Ошибки и опечатки

Грамматические, стилистические, пунктуационные ошибки снижают доверие к специалисту, чем бы он ни занимался.

Хорошая презентация — написана грамотно и не дискредитирует спикера.

8. Слайд «Спасибо за внимание» в конце презентации

Лучше всего аудитория запоминает первую и последнюю мысль. Если ваша задача не показать, что вы вежливый человек, а продать продукт или пригласить аудиторию на обучение, откажитесь от этого слайда. Замените его названием вашего платного продукта с оффером и длительностью акции, подберите картинку, которая будет привлекать внимание, а поблагодарите аудиторию на словах.

Хорошая презентация заканчивается важной информацией.

На сайте en.ppt-online.org нашлась презентация не только с бесполезным слайдом, но и с большим количество восклицательных знаков на нем:

final_slide

Другой вариант – добавить на последний слайд контакты спикера. Уместно, например, если нет специального предложения для слушателей:

final_slide_good

Пока ведущий отвечает на вопросы, слушатели видят его контактные данные. Это повышает вероятность, что кто-то напишет на почту.

Чек-лист, чтобы не допускать базовых ошибок

Все эти ошибки лежат на поверхности. Чтобы не допустить их, после завершения презентации отложите ее на 1-2 дня, а затем пройдитесь свежим взглядом и проверьте:

  • Насколько легко воспринимается информация?
  • Логична ли структура, создает ли она эффект «скользкой горки», когда человек легко, без напряжения переходит от слайда к слайду?
  • Можно ли понять смысл каждого слайда за 10 секунд?
  • Помогает ли презентация не забыть о важных деталях?
  • Нет ли в презентации ошибок, опечаток, лишних или забытых запятых?
  • Что видит человек на завершающем слайде, и насколько это соответствует задаче презентации?

Ошибки, которые допускают даже опытные спикеры

Копаем глубже и смотрим на сложности, с которыми могут столкнуться даже опытные специалисты, за плечами которых не один десяток вебинаров.

9. Информация неправильно визуализирована

Проблема встречается, когда спикер говорит о нематериальных вещах, которые нельзя визуализировать. В самом деле, как показать, например, личностный рост или саморазвитие?

Где нельзя зайти через цифры и факты, используйте аллегории, эмоции и истории. Например, чтобы показать саморазвитие, возьмите картинку саженца и огромного дерева — это и наглядно, и убедительно.

samorazvitiye

Продемонстрировать личностный рост можно, показав известную личность в разные годы жизни — в начале карьеры и в расцвете славы. Например, Арнольд Шварцнеггер: раньше был бодибилдером, потом стал актером, а сейчас еще и губернатор:

13 распространенных трудностей в подготовке презентации | Фото 10 5 1

10. Неверно подобранные картинки-иллюстрации

Бесплатные стоковые фотографии с улыбающимися белозубыми людьми — не лучшая тема. Как правило, их используют многие и в разных контекстах. Есть вероятность, что часть вашей аудитории уже видела их. Возможно, в презентациях ваших конкурентов.

Такие фотографии не помогут вызвать доверие к спикеру. Посмотрите в сторону фотобанков, где можно купить уникальные изображения. Это показатель уважительного отношения к аудитории. Также можно обратиться к популярным фильмам, вставлять сцены в качестве иллюстраций.

bad_image
bad_image_2

Когда одна картинка находится на десятках сайтов с разными подписями — это снижает доверие к спикеру.

11. Отсутствие конкретики

Общими фразами грешат многие — «специалист с многолетним опытом работы», «головокружительные результаты», «изменение жизни к лучшему» кочуют из презентации в презентацию не реже стоковых фото. Но общие фразы не продают, не убеждают и не выглядят достоверными. «10 лет работы» лучше, чем «много лет», «увеличение дохода на 50%» лучше «головокружительных результатов», а «у вас появится больше свободного времени для общения с семьей и глубокое понимание своих желаний» информативнее «изменения жизни к лучшему». Работайте с каждой фразой на слайде, вычищайте банальности и штампы.

12. Подгонка выступления под презентацию

Желательно сначала составить план выступления, сделать прогон выступления, оценить тайминг каждой части вебинара, и лишь после этого начинать подготовку презентации. Так вы избежите ситуации, когда один слайд зависает на экране на 10 минут, а другой показывается едва ли на 30 секунд. Если мысль важна, вы готовы посвятить ей 10 минут выступления, то рационально будет подготовить для нее не меньше 3 слайдов, чтобы вебинар выглядел динамичным.

13. Слишком большое количество деталей

Предположим, вы честно подготовили презентацию по принципу «1 слайд — 1 мысль». Но даже при иллюстрации одного тезиса, можно перегрузить слайд — не только текстом, но и визуальными компонентами. Придерживайтесь правила 7 деталей — размещайте на одном слайде не более 7 элементов. Например, 5 буллитов, 1 график, 1 вывод. Или 3 картинки, 3 подписи, 1 вывод. Больший объем информации аудитория просто не запомнит; она превратится для слушателей в «белый шум».

slishkom_mnogo_detaley

На скриншоте выше не самый удачный вариант: слишком много деталей. Внимание рассеивается, сконцентрироваться на главной информации сложно.

Выводы

Советы, которые помогут не допустить ошибок в презентации и не испортить выступление:

  • Подготовьте сначала выступление, а затем презентацию.
  • Отведите на подготовку презентации не менее 5 дней с учетом, что нужно дать ей «отлежаться», а затем исправить очевидные ошибки.
  • Следите, чтобы вся презентация была подчинена решению одной задачи, а не выглядела набором разнородных слайдов.
  • Серьезно отнеситесь к подбору иллюстраций — без них презентация выглядит неинтересно.
  • Подумайте над завершающим слайдом презентации — его можно сделать не только очевидно полезным, но и неожиданным и запоминающимся.
  • Покажите презентацию корректору — даже человеку с очень высоким уровнем грамотности это точно не помешает.