Виртуальное лидерство: как управлять командой удаленщиков
Что такое виртуальное лидерство
Виртуальное лидерство — это особый уровень управления и организации рабочих процессов в дистанционном режиме. Чтобы организовать удаленку, руководители переносят офисную работу в онлайн-пространство, меняют подходы к менеджменту и пересматривают стиль поведения. Такой подход помогает сохранить у сотрудников мотивацию и не допустить ощущения, что удаленка — это отпуск.
Руководитель распределенной команды — противоположность традиционному, то есть офисному, управленцу. Последний присутствует в офисе и в любую минуту может собрать совещание или лично решить конфликт. В этому ему помогают, например, невербальные сигналы, настроение, поза собеседника и даже тональность голоса — всё, что способствует не только рациональным выводам, но и интуитивным. На удаленке это гораздо сложнее.
Почему виртуальное лидерство востребовано
Как сообщает исследование USA Today, только в США к 2025 году 22% населения будет работать удаленно. В мире эти показатели выше. Например, в Индии это 28%, как отмечает Forbes. А в России этот показатель доходит до 36% среди молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет. При этом этот процент увеличивается, а за последние два года вырос вдвое.
Управление командой на удаленке — палка о двух концах. С одной стороны, у людей появляются проблемы с самодисциплиной, а личного контакта с руководителем нет. С другой стороны, 90% сотрудников сохранили или улучшили свою продуктивность в таком режиме по сравнению с офисом.
Наладить рабочий режим, удержать фокус на проектах и поддержать мотивацию команды — важнейшие задачи руководителя. Сегодня разбираемся, как руководителю управлять удаленной командой так, чтобы показатели компании росли.
Что делает виртуального лидера успешным
Управление распределенной командой — непростая задача для лидера. Часто люди работают из разных городов с отличными друг от друга часовыми поясами. К этому добавляется разница ментальных особенностей, восприятия, стиля общения, поведения и картины мира. Чтобы наладить климат внутри удаленного коллектива, потребуется талант управления и готовность искать подход к каждому человеку.
Вот что делает руководителя распределенной команды успешным.
Умение объединять в онлайне
Это первое и главное для удаленной работы. Такой управленец умеет грамотно донести до каждого члена команды ценности компании, даже не находясь рядом. А еще — показывает каждому сотруднику на групповых созвонах или тет-а-тет, насколько тот важен для проекта и какие его задачи приносят результат. Так появляется тот самый корпоративный дух и чувство принадлежности к команде.
Способность мотивировать на расстоянии
Идеальный вариант, когда сотрудник принимается за новый проект с энтузиазмом и искренним рвением. Не всегда, впрочем, новые проекты интересны. Особенно если нет персональной вовлеченности и личного присутствия. Поэтому задача руководителя удаленной команды — подогреть интерес подчиненных к задачам через воздействие на их интересы. Для одних людей работает денежная мотивация, для других — похвала и признание, для третьих — компенсация расходов на увлечения. Задача руководителя — понять психологию коллеги и грамотно выбрать подход для его карьерного роста.
Умение контролировать распределенную команду
В последние несколько лет лояльный руководитель стал статистическим явлением, а не исключением. На это повлияла дистанционная работа и дефицит высококвалифицированных кадров. Тем не менее лояльность не должна превращаться в неумение держать фокус. Даже если руководитель удаленной команды и подчиненные общаются на ты, находят компромиссы в гибком графике и подписаны друг на друга в соцсетях, последнее слово должно быть за начальством. Речь про приемлемую строгость: требовательность к дедлайнам, качеству работы и ее внимательной оценки.
Грамотный руководитель удаленной команды — это комбинация адаптивности и гибкости, а также ориентированности на результат, понимания рынка и процессов внутри коллектива. Терпимость и расположенность к сотрудникам не должна ослаблять авторитета. А для этого важно эффективно управлять удаленной командой.
Плюсы и минусы управления удаленной командой
У удаленного управления есть преимущества и недостатки перед офлайн-занятостью. Начнем с плюсов.
Повышенная гибкость
Руководители распределенных команд более адаптивны к изменениям на рынке, чем офлайн-руководители. Это связано с мобильностью на удаленке и возможностью быстрее принимать решения (так как не нужно созывать совещания и ждать, пока все инвесторы и спонсоры на него приедут — достаточно устроить групповой созвон). Плюс — работать можно из любой точки.
Комфортный ритм жизни
Речь про отсутствие дресс-кода и работу из удобной локации. А еще не нужно ежедневно тратить время и нервы на дорогу и пробки. Так, на удаленке проще соблюдать work-life balance. Это касается и руководителя распределенной команды, и сотрудников. За счет более комфортных рабочих будней повышается эффективность с обеих сторон.
Удобная фиксация договоренностей
Чаще всего рядовые вопросы с подчиненными решаются в сообщениях. Руководитель в любой момент может вернуться к интересующему его моменту и в дальнейшем ссылаться на него. То же и с онлайн-совещаниями: достаточно записать созвон, чтобы при необходимости его пересмотреть.
Но есть и несколько минусов.
Нет полной картины общения с сотрудником
Даже при звонке с камерой руководитель не сможет охватить вниманием жесты и оттенки мимики. Это нередко становится причиной упущения важных аспектов разговора.
Сложности в организации и адаптации ПО
Чтобы перевести команду на удаленку, руководителю потребуется надежное ПО. Например, чтобы обеспечить коллегам удаленный рабочий стол, канбан-доски и общие чаты. Порой это влетает в копеечку. Плюс, такие новации требуют времени, чтобы люди адаптировались и начали исправно выполнять обязанности. Задача лидера — содействовать коллегам, помогать и разъяснять, а это тратит его ресурсы и время, отвлекает от рабочих задач.
Полный контроль невозможен
Последние несколько лет наметился тренд на осознанный подход к работе. То есть руководители всё чаще не против, чтобы сотрудник работал, как ему комфортно, если он соблюдает дедлайны. Философия такая: какая разница, работает человек ночью или 5 часов вместо 8, если он исполняет обязанности. Это следствие в том числе практики удаленного управления. Руководитель удаленной команды физически не может контролировать подчиненных так, как это делают в офлайне. Поэтому HR-специалисты изначально ориентированы на сознательных и дисциплинированных кандидатов. Если же сотрудник не такой, к нему нужно искать особенный подход.
Как эффективно управлять удаленной командой
Руководитель распределенной команды проявляет себя в управлении. Чем крупнее команда, тем это тяжелее. Рассмотрим базовые аспекты лидерства, которые помогут построить сильную распределенную команду.
Коммуникации и связь
Это база. Налаженные коммуникации — первый шаг к лидерству в виртуальных командах. Для этого выбирают комплексное ПО. Через него команда поддерживает связь в чатах, а у руководителя есть возможность оперативно списаться с подчиненными. Также подключают видеосвязь, чтобы проводить групповые и личные созвоны. Это помогает наладить корпоративный быт. Помимо этого, команда получает инструменты, благодаря которым руководитель контролирует ход исполнения задач. Например, интерактивные онлайн-доски, почту, удаленные рабочие столы. Так лидеру удается поддерживать культуру открытости и прозрачности: члены команды в любой момент могут отследить смежные задачи и увидеть полную картину реализации проекта.
Организация рутины и корпоративного досуга
Команда — это в первую очередь люди, которым хочется комфортно работать и общаться. Уместное решение — ставить четкие задачи и быстро адаптироваться, если в рабочем процессе что-то меняется. В ходе работы успешные лидеры часто дают нетривиальные задания, которые разбавляют рутину. Например, вводят в компании практику мозговых штурмов, презентаций идей на заданную тему, соревнования проектов. А для досуга руководитель распределенной команды может подготовить интерактив или привлечь к участию в развлекательных корпоративных мероприятиях.
Поддержка и мотивация
Поддержка личного и профессионального развития руководителем распределенной команды компенсирует недостаток живого общения. Достаточно регулярно замечать и хвалить результаты сотрудников, чтобы они ощущали собственную важность и значимость. В идеале для построения командного духа удаленные коллективы регулярно встречаются на стратегических сессиях или корпоративах, проводят вместе выходные или приезжают на конференции. Руководителю распределенной команды важно выступить инициатором и поддержать в коллегах чувство принадлежности к команде.
Заключение
Виртуальное лидерство — это управление командой удаленщиков. В условиях растущего тренда на удаленную работу для руководителя критически важно развивать мягкие навыки, иначе работа с удаленной командой подчеркнет все «пробелы» в подходе руководителя. Его главные задачи — организация, мотивация и контроль результатов.