Эффективные вебинары в вузах и школах: обзор возможностей для преподавателей

Чем отличается вебинар в школе или вузе от классического офлайн-урока? Какая должна быть структура занятия? Какие инструменты и формы работы могут помочь в проведении интерактивного вебинара?

Команда МТС Линк совместно с Марией Лебедевой, заведующей лабораторией инновационных средств обучения русскому языку Института Пушкина, ответили на все эти вопросы.

Мария Лебедева

Вебинар для школьников: что это такое

Разберемся, как работает вебинар для школьников: что это, и как он может помочь в учебе. Бывают ситуации, когда в школе уместен только дистанционный формат обучения (например, в одном или нескольких классах объявлен карантин по гриппу). Или ученик занимается с репетитором, который живет в другом городе — личные встречи тоже невозможны. Тогда на помощь учителям приходят специальные сервисы для проведения вебинаров. В назначенное время педагог начинает прямую трансляцию. К ней присоединяются ученики. Урок проходит в режиме онлайн. Для участия в обучающем вебинаре школьникам нужен только компьютер или смартфон с выходом в интернет. Получается, учитель выступает в качестве ведущего и спикера, ученики — в качестве зрителей и слушателей. В удаленном режиме школьники получают все те же знания, что и на настоящем уроке. То есть никакого ущерба учебному процессу даже в тех случаях, когда проведение реальных занятий невозможно.

Как организовать вебинары для школьников:

  • Выберите любой сервис для проведения мероприятия. В интернете много программ для бесплатных вебинаров.
  • Сообщите ученикам и их родителям, на какой площадке будут проходить бесплатные занятия. Пользователи должны зарегистрироваться на сайте. Обратите внимание, что не все сервисы требуют заполнения данных на странице регистрации.
  • Отправьте участникам ссылку на онлайн семинар. В назначенное время им нужно просто перейти по ссылке. Если есть требования к браузеру, сообщите об этом заранее.
  • Начните урок. Убедитесь, что все ученики хорошо вас видят и слышат. Откройте им доступ к комментариям: тогда они смогут письменно задавать вопросы, не выкрикивая замечания и не мешая спикеру.
  • В самом начале эфира нажмите кнопку записи, если на платформе предусмотрена такая функция. Тогда после окончания урока вы сможете скинуть запись ученикам по электронной почте. Если кто-то не понял тему, то он в любой момент пересмотрит эфир и повторит отдельные моменты.

Когда речь идет о разовых занятиях в дистанционном формате, то для проведения онлайн уроков подойдут бесплатные сервисы для ВКС. Если онлайн встречи с учениками нужно проводить регулярно, при этом число участников составляет 10-20-30 человек и больше, то лучше всего проводить трансляции с использованием платных площадок. Платформа Линк Вебинары идеально подходит для дистанционного обучения школьников, студентов, сотрудников компаний. Ее преимущество — не только в высоком качестве изображения и живом звуке, но и в большом выборе полезных инструментов. Голосование, тестирование, МТС Линк Доски, демонстрация экрана — эти и другие функции помогают сделать образовательный процесс более эффективным.

Во время карантина, когда подготовка к ЕГЭ во многих школах фактически остановилась, мы с помощью Линк Встречи смогли предоставить качественную подготовку к экзаменам для тысяч школьников по всей стране.
Автор - Специалисты образовательного центр...
Автор
Специалисты образовательного центр...

Особенности коммуникации в формате вебинаров

Многим кажется, что вебинары — это формат, ограничивающий коммуникацию с учениками. Однако умелый преподаватель сможет превратить даже вебинар в живое занятие!

Для этого на вебинарах нужно выстраивать мультимодальную коммуникацию, а именно:

  • Аудиальный канал: преподаватель говорит — ученики слушают
  • Визуальный канал: преподаватель включает камеру/демонстрирует презентацию, экран — ученики смотрят
  • Кинестетический канал: преподаватель задаёт задание что-то написать в чате/на презентации/в документе или поставить реакцию вебинару — ученики делают что-то руками

Какие инструменты есть у преподавателя во время вебинара?

Чат

Чат есть практически в любом сервисе для вебинаров и видеозвонков. Это базовый инструмент взаимодействия с учениками на протяжении всего вебинара, особенно когда участников много.

Голосовое общение

Ученики могут подключать микрофон и общаться с преподавателем голосом. Например, для ответа на вопрос или выступления с докладом. На профессиональной платформе Линк Вебинары единовременно использовать камеру и микрофон может до 8 человек. Но даже если группа большая, можно подключать учеников по очереди.

Аннотирование

Или работа с обработкой информации с помощью презентации, электронных досок и документов. На платформе Линк Вебинары доску для фиксации и иллюстрации важных моментов можно включить одним кликом прямо внутри вебинара. Также можно использовать доступные внешние решения, например, Доски от МТС Линк.

Индикаторы активности

Это любые реакции учеников на действия преподавателя. Лайки (на платформе Линк Вебинары они реализованы как огонёк, который можно нажимать, если тебе нравится вебинар), ответы в чате.

Опросы и тесты

Эти инструменты отлично подходят для разогрева в начале занятия (например, чтобы вспомнить предыдущую тему урока), а также для завершающих этапов: в конце изучения темы или всего занятия. На платформе Линк Вебинары опросы и тесты можно создавать внутри вебинара, но также можно использовать и внешние ресурсы: Google-формы — для опросов, Мастер-Тест — для тестов.

Опрос на Mts-Link.ru

Пример заполненного опроса на платформе Линк Вебинары.ru

Демонстрация экрана

Особенно удобен этот инструмент в ситуациях, когда вы хотите показать ученикам, как проще решить задачу. Также можно демонстрировать открытый в другой вкладке электронный учебник и вместе со студентами практиковаться на упражнениях.

Вовлечение реального мира

Не забывайте о реальном мире. Его всегда можно включить в онлайн-урок. Например, в работе с младшими классами использовать игрушки в качестве дополнительных персонажей. А учеников постарше организатор может попросить использовать предметы из дома: любимую книгу и т. д.

Внешние ресурсы

Кратко мы уже привели некоторые из них в пунктах выше. Это могут быть тесты, опросы и квизы, созданные с помощью внешних сервисов, видео на YouTube-каналах, аудио файлы, электронные учебники, работа в группах в облачных документах. Чем больше разнообразных задач и форматов работы вы используете, тем эффективнее урок и активнее ученики.

Начало вебинара

  1. Проверка связи:перед самим вебинаром сделайте тест системы и проверьте, что всё работает. О том, как провести вебинар без технических сбоев, мы писали здесь. Важно, чтобы во время выступления спикера изображение и звук не зависали. В начале вебинара удостоверьтесь в том, что все ученики слышат и видят вас хорошо.
  2. Дождитесь всех участников (желательно): чтобы не повторять всё заново, пока опоздавшие будут добавляться.
  3. Настройте всех на работу: огласите тему и план урока, добавив их на первые слайды презентации.
  4. Разогрейте и подведите к теме: поиграйте в лёгкую игру, сделайте перекличку в чате или голосом.

Как сделать это интересно?

Старайтесь каждый раз давать на разогрев что-то новое. Например, можно попросить учеников нарисовать на доске их настроение, загадать ребус из смайлов или поиграть в да/нет, правду или ложь.

Выбрать настроение

Вариант для разогрева: покажите картинку студентам и попросите прислать в чат ту цифру, которая отражает их настроение

Ребус про интересы преподавателя

Вариант для разогрева: создайте ребус про себя и попросите учеников его разгадать

Основная часть

  1. Презентуйте материал: если это требуется. Однако помните о том, что на вебинаре ученикам зачастую сложнее сохранять концентрацию внимания, поэтому не затягивайте с теоретической частью. А лучше всего попробуйте работу по методу перевёрнутого класса, когда ученики до занятия осваивают материал самостоятельно.
  2. Сформируйте навык: организуйте практику по изученному материалу. Чередуйте форматы: опрос, тест, работа с доской, просмотр ролика, голосовые ответы, викторина, работа с учебником.
  3. Ответьте на вопросы: на вебинаре особенно важно постоянно контролировать состояние учеников и просить не стесняться задавать вопросы. Поэтому после каждого этапа уточняйте, есть ли у ребят вопросы.
  4. Проработайте ошибки и сложные места: на этот случай всегда имейте в запасе дополнительное задание. Применяйте индивидуальный подход: тем, кто не понял, дайте одно задание, а всем остальным другое.

Дополнительные формы работы

Визуальные материалы в презентации

Используйте инфографики, видеоролики, таблицы, комиксы и другие возможные форматы визуализации.

Эффективные вебинары в вузах и школах: обзор возможностей для преподавателей | Фото  2

Вариант комикса для упражнения по иностранному языку

Групповая работа

Командную работу можно организовать разными способами:

  • В чате вебинара или социальной сети.
  • На электронной доске.
  • В гугл-документе.
  • А также используя удобный инструмент деления на группы внутри самого вебинара.

В последнем варианте ученики делятся на разные «комнаты» одного вебинара и работают в командах, не покидая платформы.

Такой инструмент на платформе Линк Вебинары сейчас в разработке. Если вы хотите протестировать функцию, оставьте заявку здесь. Группе самых первых желающих мы подключим бета-версию.

Кратко о функциях инструмента разделения на группы:

  • Ведущий сможет делить участников на равные группы.
  • Задавать временной промежуток на командную работу, по истечении которого все участники автоматически вернуться к основному вебинару.
  • Указывать задание, над которым команда должна работать.
  • Менять состав группы при необходимости.

Игры

Данетки, правда или ложь, ребусы, кроссворды, викторины, морской бой, виртуальные кости — это малая часть того, что можно адаптировать под онлайн-формат. Подберите хорошие игры, которые соответствуют вашим методическим задачам, и используйте их.

Эффективные вебинары в вузах и школах: обзор возможностей для преподавателей | Фото  в кости 1

Пример интерактивного задания: ученики бросают электронный кубик на сайте online-generators.ru

и отвечают на вопрос под тем номером, который им выпал

Завершение вебинара

  1. Соберите обратную связь: например, с помощью опроса или подключения голосом при небольшом количестве учеников.
  2. Подведите итоги занятия 
  3. Задайте и поясните домашнее задание: отразите его на слайде, проговорите голосом и убедитесь в том, что всем всё понятно.
  4. Сделайте анонс следующей встречи и темы урока
  5. Продублируйте информацию в ваш командный чат: скорее всего, у вас есть такой в соцсетях или мессенджере. А если нет, обязательно создайте для быстрого взаимодействия с учениками в период дистанционного обучения.

Заключение

В дистанционном формате проводятся не только вебинары для учеников, но и лекции для студентов, тренинги, мастер-классы и любые другие обучающие мероприятия. Если выбрать тему, интересную и актуальную для участников, добавить много полезной информации и творчески подойти к организации, то вебинары будут даже более эффективны, чем реальные конференции.

Что делают на вебинаре?
Участники через смартфон или компьютер смотрят и слушают выступление спикера, который для наглядности может использовать дополнительные материалы: презентации, документы, таблицы, видеоролики.
Для чего нужен вебинар?
Вебинары организуют с разными целями: провести обучение в дистанционном формате, прорекламировать продукт, продать услугу или товар.