«Знания — это динамический конструкт…»

«Знания — это динамический конструкт…» | Фото 1

На следующей неделе, 26 апреля, МТС Линк (ранее Webinar Group) и COMDI проведут третью онлайн-конференцию EdTech Space. В прямом эфире приглашенные эксперты расскажут о новейших тенденциях и технологиях в области онлайн-образования.

Главный вопрос весенней EdTech Space — новые методики онлайн-обучения, связанные с приходом бизнеса в цифровую образовательную среду. Накануне конференции копирайтер  Webinar Group Тимур Постоев пообщался с Дмитрием Аббакумовым, руководителем Центра психометрических исследований в онлайн-образовании НИУ ВШЭ и спикером EdTech Space.

«Более 100 лет назад впервые задумались, можно ли измерять знания и способности…»

Тимур: Расскажите в двух словах, что такое психометрика обучения?

Дмитрий: Давайте начнем с общей психометрики. Психометрика — это наука об измерениях в образовании и психологии. Она появилась более 100 лет назад в Кавендишской лаборатории физики и математики Кембриджского университета: тогда впервые задумались, можно ли измерять знания, способности и другие психологические характеристики. В основе психометрики лежит математическая статистика: мы моделируем статистически различные латентные конструкты и переменные.

Тимур: Что это значит?

Дмитрий: Латентный — значит, невидимый, ненаблюдаемый. Допустим, знания — это латентный конструкт: мы же не можем пронаблюдать, сколько знаний в голове у человека. В этом случае мы переходим к наблюдениям: придумываем тесты, опросники, задачники, чтобы на основе ответов — верных или неверных — и с помощью специально разработанного математического аппарата установить связь между нашими наблюдениями и интересующими нас латентными переменными. Поэтому психометрика как наука развивалась — и развивается — в двух направлениях. В университетах, где существуют магистерские программы по психометрике, студентов учат, с одной стороны, задавать правильные вопросы, создавать правильные задания, разрабатывать правильные задачи — то есть правильно собирать наблюдения. А с другой стороны, их учат математически моделировать, чтобы результат получался точным и достоверным. То, что я вам сейчас описал, — это психометрика тестирования: по большому счету, мы имеем в основе тестовые задания, связанные с помощью математики с тем, что мы измеряем, — с латентными переменными.

Тимур: Отличается ли психометрика обучения от психометрики тестирования?

Дмитрий: Психометрика обучения формируется с ростом интереса к персонализированному обучению: последние десять лет ведется разработка специальных моделей, которые отличаются от моделей в классической психометрике. Психометрика тестирования рассматривает знания как константу, как нечто неизменное: мы измеряем с помощью тестов, что есть в голове человека здесь и сейчас. Психометрика обучения, в свою очередь, рассматривает знания как динамический конструкт, который постоянно изменяется: прирастает с каждым просмотренным видеороликом, с каждым решенным заданием — и в то же время угасает в связи с забыванием. Именно моделирование динамических процессов отличает психометрику обучения от психометрики тестирования.

Тимур: Где применяется психометрика обучения? Может ли она применяться в офлайне — или только онлайн?

Дмитрий: Говоря о психометрике обучения, мы подразумеваем любое обучение. Но, на самом деле, речь чаще всего идет об онлайне. С развитием онлайн-обучения у нас появился доступ к информации о большом количестве студентов. Психометрические модели строятся на больших массивах данных: в офлайн-классе, где сидит 30 человек, данных для применения психометрики недостаточно.

«Никакие бездушные машины не способны измерить блеск в моих глазах…»

Тимур: Вы уже упоминали магистерские программы по психометрике. С каким бакалаврским образование можно идти в такую магистратуру?

Дмитрий: Да, психометрика — это специализация: бакалаврских программ по психометрике не существует. На магистерские программы по психометрике чаще всего поступают специалисты в области математики или образования и психологии: это связано с двумя наиболее востребованными на сегодняшний день разновидностями психометрики — прикладной и вычислительной. Прикладная психометрика располагается на пересечении психологии, педагогики и базовой статистики: она занимается разработкой тестов, анкет, опросов и обработкой собранных с их помощью данных для измерения знаний, способностей и психологических особенностей человека. Вычислительная психометрика — новая область, комбинирующая методы компьютерных наук — например, интеллектуальный анализ данных — и теоретическую психометрику для более глубокого моделирования и объяснения поведения человека. Приведу пример: информация о том, сколько попыток решить задание сделал студент, какой вопрос задал на форуме, как часто пересматривал видео-лекцию на онлайн-платформе, позволяет сделать более точные выводы о его знаниях.

Тимур: То есть — возвращаясь к бакалаврскому образованию — это может быть педагогика или математика?

Дмитрий: Да, это может быть методист, который хорошо знает свою предметную область, или математик, разрабатывающий модели и симуляции. Иногда на выходе получается специалист-универсал, который хорошо знает математику и умеет задавать правильные вопросы.

Тимур: А почему вы стали заниматься психометрикой? Насколько осознанно вы выбрали эту профессию?

Дмитрий: Я окончил лицей-интернат для одаренных детей. На первом курсе университета, когда начали внедрять тестовую систему оценки знаний, я провалил все тесты, которые можно было провалить. Спустя какое-то время ректор университета поинтересовался, как дела у лицеистов: оказалось, что с тестами неважно у всех. Ректор сделал вывод, что проблема не в детях, а в инструменте. Он пригласил специалистов из МГУ, чтобы те научили профессоров составлять правильные тесты. Так получилось, что я организовывал экскурсию для московских специалистов: один из них стал расспрашивать меня про тесты. Я тогда ответил, что никакие бездушные машины не способны измерить мои знания и блеск в глазах. После этого он пригласил меня, первокурсника, в московскую лабораторию, чтобы показать, как правильно создавать тесты. То есть все началось с провала — и вот уже 15 лет я занимаюсь психометрикой.

Тимур: А подробнее: чем именно?

Дмитрий: Я разрабатываю новые инструменты, провожу тренинги, но больше занимаюсь вычислительной психометрикой — в частности, математическим моделированием.

Психометрика обучения рассматривает знания как динамический конструкт, который постоянно изменяется: прирастает с каждым просмотренным видеороликом, с каждым решенным заданием — и в то же время угасает в связи с забыванием.
Автор - Дмитрий Аббакумов
Автор
Дмитрий Аббакумов

«Мы работаем с огромным количеством параметров…»

Тимур: Психометрика — это только про измерение? Может ли психометрика вырабатывать рекомендации для дальнейшего обучения?

Дмитрий: В классической психометрике вероятность того, что студент правильно решит задание, есть функция двух параметров — уровня знаний студента и уровня сложности задания. Если уровень знаний студента выше уровня сложности задания, то он с большой вероятностью решит его правильно. Это самая простая модель. А теперь представим, что студент, не зная правильного ответа, сможет его угадать. Появляется еще один параметр — вероятность того, что студент может угадать правильный ответ. Для базового измерения хватит двух или трех параметров, но для понимания того, как учатся студенты, и последующей выработки рекомендаций требуется гораздо больше параметров.

Теперь обратимся к психометрике обучения: здесь мы работаем с огромным количеством параметров. Например, количество видеолекций, которые просмотрел студент, или его активность на учебном форуме, или даже его социально-демографические характеристики: пол возраст, цели, с которыми он начал проходить тот или иной онлайн-курс. Все это может объяснить, какой он даст ответ — верный или не верный. Но психометрика идет дальше: допустим, первый студент ошибся в одном месте, второй — в другом. Мы начинаем анализировать, как связаны эти ошибки. Если ошибки не связаны друг с другом, скорее всего, проблема в студентах. А если ошибки образуют систему, то проблема в преподавании: видимо, что-то было объяснено неправильно, если все студенты ошибаются в одном месте или на схожих вопросах. Тогда мы можем указать преподавателю на проблемный или сложный контент.

Тимур: А что насчет рекомендаций для самих студентов?

Дмитрий: Мы можем использовать подобные модели для навигации студента по курсу. Например, студент ошибся несколько раз, отвечая на вопросы на определенную тему. Система может подсказать ему необходимый контент для того, чтобы он восполнил пробел в знаниях. Все данные, которые собирает Центр психометрических исследований в онлайн-образовании НИУ ВШЭ, руководителем которого я являюсь, мы используем в двух направлениях. Во-первых, мы помогаем профессорам делать более качественный контент и найти проблемные места, которые без аналитики не очевидны. Во-вторых, мы помогаем студентам быть более эффективными в обучении: скажем, в те задания, с которыми у студента возникли трудности, мы встраиваем ссылки на соответствующий раздел контента.

«Я вернусь в Россию как носитель уникальных знаний…»

Тимур: С какими барьерами сталкивается развитие психометрики в России? Насколько мы отстаем от мировых практик?

Дмитрий: Флагманы психометрики в мире — это Нидерланды, Бельгия, Великобритания и США. В начале XX века психометрика развивалась и в России, пока в 1936 году не вышло Постановление о педологических извращениях в системе Наркомпросов. Педологией в России называли науку об измерениях в образовании: это такая «психометрика по-русски». Еще долго педология вместе с генетикой и кибернетикой были под запретом. Во многом поэтому российская психометрика до сих пор находится в «догоняющем» положении. Простой пример: первая магистерская программа по психометрике — я первый ее выпускник — появилась в 2010 году, в то время как на западе такие программы существуют давно. За рубежом существует даже докторантура — по вычислительной психометрике: свою диссертацию я пишу в Бельгии — в России такой возможности нет. Интересно, что каждая докторантура, где пишут диссертации будущие психометрики, имеет свой фокус. Например, в Великобритании занимаются моделированием психологических особенностей человека и много работают с данными из социальных сетей, а в бельгийской докторантуре, где я учусь, фокусом является именно образование.

Тимур: Заметны ли изменения в российской психометрике?

Дмитрий: Безусловно, заметны. Появились российские образовательные платформы, например, Национальная платформа открытого образования, «Образование на русском» Института Пушкина, Лекториум. Доступны глобальные платформы — Coursera и edX. Это дает возможность собирать огромное количество данных — возникает запрос на психометриков. Свою задачу я вижу так: в следующем году я защищу докторскую диссертацию — и вернусь в Россию как носитель уникальных знаний, которых не получить сегодня в России и которые я буду передавать молодым специалистам. Уже сейчас мы набираем стажеров в наш вышкинский центр.

Тимур: Может быть, у вас есть свой прогноз?

Дмитрий: Есть, он простой: ни одно изменение в обучении — тем более, в персонализированном обучении — невозможно без психометрических исследований. Сейчас специалистов-психометриков не хватает, а спрос на них будет только расти. Он будет удовлетворяться за счет приглашаемых зарубежных специалистов — и молодых российских. А если говорить про саму науку, модели будут усложняться: скажем, если раньше мы анализировали только правильный/неправильный ответ на задание, то теперь мы можем наблюдать, как студент коммуницирует с этим заданием, сколько ему потребовалось попыток для прохождения, реагировал ли он на подсказки платформы. То есть один параметр заменяется целым паттерном наблюдений, которые мы можем анализировать. А если растет сложность моделей, то растет и их точность и надежность.

«От ученого многое зависит…»

Тимур: На осенней конференции мы много говорили об искусственном интеллекте в обучении. Повлияет ли психометрика на развитие машинного обучения?

Дмитрий: Когда мы «учим» машину принимать какие-либо решения, мы используем ту или иную модель. Психометрические модели легко встраиваются в машинное обучение. Например, когда мы «учим» машину давать студенту релевантные вопросы и задания, мы загружаем в нее психометрическую модель, которая учитывает предыдущие ответы студента и поможет подобрать оптимальное задание в будущем. То есть прежде, чем машинное обучение становится возможным, машина «учится мыслить» на основе психометрических моделей.

Тимур: В таком случае, нужен ли для психометрических исследований человек? Или мы можем «научить» этому машину?

Дмитрий: Человек, конечно, нужен. Приведу простой пример. Когда мы прогнозируем ситуацию с пробками на дорогах, нам не важен механизм — нам важен точный прогноз: через час будет такой-то балл пробок. В обучении нам важно не только знать, что студент дал неверный ответ, но и понимать, почему он ошибся: нам нужно проанализировать механизм, определить связь между ошибками, узнать количество попыток, контролировать прогресс студентов. Для этого нужен специалист, который сможет проинтерпретировать результаты машинного анализа и принять определенное решение. То есть сложные объясняющие и прогнозирующие модели может построить только человек, но простой психометрический анализ — например, анализ сложности задания — можно полностью автоматизировать. Сейчас мы в Вышке в рамках программы «Современная цифровая образовательная среда» разрабатываем автоматизированный сервис психометрической аналитики: разработчики онлайн-курсов смогут выгрузить с платформы данные по своему курсу, импортировать их в наш сервис и получить выкладку по заданиям, по контенту, а также рекомендации по оптимизации курса. Но если мы говорим о развитии науки, без ученого здесь не обойтись: ученый придумывает новые параметры и связи между ними, строит гипотезы и предположения. От ученого многое зависит — и будет зависеть в ближайшем будущем.

[/vc_column][/vc_row]