Ничего не найдено. Попробуйте еще
Нытьё на работе приветствуется: что такое нытинги и как они могут улучшить рабочую атмосферу

Нытинг — относительно новое понятие, оно всё чаще встречается в современных технологических компаниях. Этим термином обозначают встречи, где сотрудники могут «поныть», пожаловаться на клиентов, работу и даже на руководство. Зачем нужны нытинги, как их организовать и сколько они должны длиться по времени, разобрались с бизнес-психологом Светланой Березовой.
«Делай своё дело и молчи»
Светлана Березова даёт следующее определение нытинга: это неформальная встреча, на которой сотрудники могут выражать своё недовольство и претензии, высказывать переживания. По словам эксперта, нытинги нужны, чтобы руководитель мог понять, что действительно беспокоит сотрудников. Ведь каждый сотрудник — это в первую очередь человек со своими эмоциями и переживаниями.
По мнению эксперта, в некоторых компаниях действует негласное правило: «Делай своё дело и молчи». Но если не давать людям высказываться, то они будут чувствовать себя неуслышанными и, соответственно, ненужными. Получается, одна из задач нытинга — дать сотрудникам понять, что они нужны и их мнение ценно (даже если оно негативное). Если сотрудник будет чувствовать заботу, то это гарантированно будет способствовать улучшению микроклимата в коллективе. Ощущение своей нужности на работе — одна из лучших мотиваций (иногда даже более весомая, чем финансовый аспект).
«Нытинг помогает выплеснуть эмоциональное напряжение. Если разобраться, то у многих людей с этим проблемы, особенно когда человеку с детства внушали, что плакать — это плохо, а нытьё — это неправильно. Человеку бывает просто не с кем обсудить проблемы на работе и пожаловаться на усталость или непонимание со стороны коллег. То есть нытинг — отличная возможность „вынести мусор из головы“ и не думать о нём постоянно», — рассказала Светлана Березова.
Что обсуждают на нытингах
По словам Светланы Березовой, на нытинги чаще всего выносят следующие моменты
- недовольство рабочими процессами
- недовольство условиями труда
- взаимоотношения с коллегами и руководством
- обсуждение клиентов.
Чаще всего нытинги в команде посвящены рабочим вопросам. Нередко во время нытингов рождаются новые идеи, как решить ту или иную задачу или как лучше выстроить тот или иной процесс. Главная польза таких встреч в том, что они позволяют увидеть рабочие процессы изнутри.
Нытинг может быть посвящён отдельно взятой, узкой теме. К примеру, в начале встречи объявляется: «Сегодня обсуждаем только клиентов» или «У коллектива накопилось недовольство по поводу новых неудобных стульев. Обсуждаем стулья». То есть на этом мероприятии не обсуждаются нерабочие компьютеры (условно) или другие проблемы.
В некоторых компаниях сотрудникам также позволяют «поныть» и на личные темы: пожаловаться на домашнюю обстановку, на вторую половинку, на детей. По мнению эксперта, это правильно: если у человека есть какие-то переживания, душевные боли и недовольство, то он на них сфокусирован и это отвлекает от работы. Можно провести аналогию с вкладками в браузере. Чем больше открыто вкладок, тем хуже работает компьютер. Так же и с личными переживаниями: если сотрудник постоянно думает о проблемах с детьми, кредитах, скандальных соседях, то это отразится на его работоспособности. Понятно, что решить эти проблемы на нытинге не получится. Но то, что человек проговорит их, уже может быть приравнено к терапевтической сессии. Даже обратная связь не важна. Главное — «вынести из себя то, что беспокоит», озвучить непрожитые эмоции.

Нужно ли приглашать на нытинг руководителя
По словам Светланы Березовой, здесь нет однозначного ответа. Всё зависит от степени доверия к руководителю и от вопросов, вынесенных на повестку нытинга. Когда речь идёт о рабочих моментах, взаимоотношениях с клиентами, вопросах, связанных с производством, присутствие руководителя желательно. Также нужно позвать руководителя, если он настоящий лидер, для которого имеют значение не только рабочие моменты, но и атмосфера в коллективе, и при этом он хочет сблизиться с коллективом. Если руководитель выполняет чисто «менеджерскую функцию», то лучше обойтись без его присутствия, чтобы сотрудники «не закрылись» и могли честно высказаться. Тогда нытинг проходит под началом HR или директора по персоналу.
«Большой плюс для руководителя, если он присутствует на таких встречах. Так он может узнать о какой-то проблеме из первых уст», — пояснила Светлана Березова.
Но точно не стоит звать руководителя, если сотрудники собираются обсуждать непосредственно его, жаловаться на принципы работы. Также от руководителя не требуется участие в нытинге, когда планируется просто «нытьё» по любому поводу, без строгой привязки к рабочим моментам.
Сколько должен длиться нытинг
По словам эксперта, продолжительность зависит от количества участников. Не допускается формальность в ключе «у каждого есть 2 минуты, после чего расходимся». На первом месте должна стоять душевность и искренность. Нужно дать высказаться каждому сотруднику.
Безусловно, есть такие люди, которых сложно остановить, когда они начинают говорить. Поэтому в самом начале встречи следует обозначить тайминг. Например: «Коллеги, давайте постараемся, чтобы всем хватило времени. Поэтому на каждого человека отводится по 10 минут». Получается, если в группе до 10 человек, то нытинг может длиться около часа (или немного больше). Когда собралось больше 20 человек, то на встречу отводится максимум 1,5-2 часа.
Кто должен управлять нытингом
По мнению Светланы Березовой, у хорошего нытинга должен быть модератор или фасилитатор. Его задача — обозначить формат и тему встречи, определить тайминг, установить очерёдность.
По ходу встречи фасилитатор может увидеть, какие темы вызывают у коллектива наибольший отклик. Он может зафиксировать их и в будущем собрать новый нытинг по этому вопросу. Светлана Березова уверена: если нытинг не будет модерироваться, то встреча может закончиться «революцией или восстанием». На фоне общего недовольства в коллективе может появиться лидер, который соберет «профсоюз» и пойдёт «свергать власть».
Как сохранить конфиденциальность
По словам бизнес-психолога, никто не может гарантировать стопроцентную конфиденциальность. Однако важно всё-таки прописать правила и обозначить в них, что стороны договариваются сохранять секретность. Как вариант, можно анонимно собрать претензии и обсудить их на встрече.
«Если меня не устраивает, как себя ведёт Маша, то я могу делать это только в присутствии самой Маши. Обсуждение за спиной недопустимо», — рассказала Светлана Березова.
Она рекомендует: если по итогам нытинга было принято какое-то решение, то нужно сообщить о нём коллективу без подробностей. Чтобы не было обсуждения, кто на кого пожаловался и как к этому решению пришли. Решение сообщается без какой-то персонализации.
Вместо заключения
Если в компании не принято проводить нытинги, то альтернативой могут стать синки или встречи one-to-one. Формат — на выбор участников: очный разговор или онлайн-встреча. Руководитель приглашает подчиненного на беседу тет-а-тет, чтобы узнать, какое у сотрудника настроение, что происходит в жизни. Если давать сотруднику выговориться, то он будет осознавать: он важен и нужен компании. Для руководителя такие встречи тоже полезны: можно понять, что происходит с сотрудниками, какие у них проблемы. Не исключено, что работник в данный момент нуждается в поддержке и помощи. Преимущество встреч one-to-one в том, что их можно проводить в любой компании, независимо от численности сотрудников.
Когда речь идёт об удалённой работе, то для проведения синков используют сервисы для онлайн-звонков. Если команда работает офисе, то можно приглашать кого-то из сотрудников в кабинет к руководителю или даже назначать встречу в неформальной обстановке (к примеру, в коворкинге или кофейне). Тогда над сотрудником не будет «висеть» офисная атмосфера и он сможет избежать немедленных вопросов от коллег: зачем вызывал руководитель? о чём был разговор? что спрашивал? В неформальной обстановке больше шансов получить подробные честные ответы.
Подпишитесь на рассылку МТС Линк Медиа
Каждую пятницу присылаем самые интересные статьи об эффективной работе и коммуникациях в онлайне на почту