Дистанционное обучение 2020: как школам и вузам подготовиться к новому учебному году

Дистанционное обучение 2020 (4)

После полного резких перемен учебного года 2019/2020 всех, кто так или иначе связан со сферой образования, волнует единственный вопрос: что нас ждёт в сентябре? О том, как подготовиться к новому учебному году и чего ожидать от него, мы спросили специалистов учебных заведений страны. 

Как будет организован следующий учебный год в школах и вузах?

Пойдут ли дети в школу в сентябре 2020 года? Безусловно. Но форма обучения станет другой: основной акцент будет делаться на смешанные формы работы.
Автор - Крюкова Алёна Михайловна
Автор
Крюкова Алёна Михайловна

Даже если онлайн-уроки и не будут проводиться в школах в начале года, значительные санитарные ограничения и нестабильная эпидемиологическая ситуация обязывают школы продумать их заранее. Аналогичная ситуация складывается и в высших учебных заведениях:

Большинство университетов готовы начать учебный год в традиционном формате, но велики риски, что мы вернёмся к онлайну в любой момент из-за второй волны вируса.
Автор - Лебедева Мария Юрьевна
Автор
Лебедева Мария Юрьевна

При этом некоторые университеты переходят на дистанционное обучение уже в сентябре: Санкт-Петербургский Политехнический университет им. Петра I во все курсы так или иначе вводит онлайн-составляющую, сообщила нам Калмыкова Светлана Владимировна, доцент Высшей инженерно-экономической школы. На ряде дисциплин это будет реализовано в виде возможности проходить МООК вместо обычных аудиторных лекций, где-то в онлайн перейдёт теоретическая часть курса, а практические занятия будут проходить очно.

Особую группу студентов представляет иностранный контингент — здесь гибридные форматы обучения неизбежны: из-за невозможности приехать на обучение в Россию эти студенты будут проходить обучение параллельно группе российских студентов, но в онлайн-формате.

Конечно, всё должно быть гибко: не везде онлайн нужен и возможен. Но я рекомендую преподавателям и руководителям учебных заведений не отвергать его.
Автор - Алёна Крюкова
Автор
Алёна Крюкова

Нормативные и методические рекомендации отличаются в университетах и регионах, но специалисты придерживаются мнения, что совещания учителей, родительские собрания, учёные советы, внеурочную деятельность, курсы повышения квалификации и дополнительные дисциплины в вузах необходимо переводить в формат смешанного обучения: это повысит их эффективность и позволит попробовать новые инструменты онлайна.

Могут начаться эксперименты с форматами обучения, и хочется надеяться, что они будут делаться по доброй воле, а не вынужденно.
Автор - Мария Лебедева
Автор
Мария Лебедева

Изменится ли наполнение обучения в 2020 году?

Эксперты единодушно говорят о том, что качественно образование в 2020 году останется прежним: говорить об изменении учебных планов пока рано.

 Тем не менее, некоторые особенности онлайн-обучения повлияют на конъюнктуру курсов:

Весной в онлайн перешли группы, в которых студенты уже были знакомы. Если же в онлайне придется начинать обучение еще не сплотившимся группам, то важно будет уделять особое внимание знакомству и командообразованию, которое имеет свою специфику для распределенных команд. Это, скорее всего, ляжет на плечи преподавателей.
Автор - Мария Лебедева
Автор
Мария Лебедева

Некоторые вузы и школы за время карантина открыли для себя новые возможности и форматы, отказываться от которых теперь не хочется:

В нашем вузе полный переход на онлайн невозможен: нельзя поставить спектакль онлайн. Во время карантина все практические занятия мы перенесли на август. Однако период самоизоляции открыл для нас новые возможности: мы научились работать со студентами один на один и давать им индивидуальные задания, которые оказались очень эффективными.
Автор - Потапенко Тамара Николаевна
Автор
Потапенко Тамара Николаевна

Как подготовить себя к онлайну?

Наши эксперты успешно внедрили в свою работу онлайн-формат, поэтому мы попросили их поделиться секретами успеха. На основе их ответов мы составили чек-лист из 10 лайфхаков, которые помогут легче приспособиться к онлайну:

1. Выберите единую образовательную платформу: так учителям и преподавателям не придётся осваивать разные технологии, а учащимся — иметь несколько разных логинов и паролей для разных дисциплин.

2. Используйте разные форматы работы: вебинары, индивидуальные консультации, общение в чатах.

3. Измените систему оценивания дисциплин: в университетских курсах, которые раньше подразумевали большое количество сквозных активностей, можно ввести портфолио студентов.

4. Разделите большие курсы на блоки: что-то можно делать синхронно, то есть только в аудитории, а что — асинхронно, то есть перенести в другие форматы.

5. Не будьте авторитарным держателем знаний: станьте для учеников и студентов советчиком, мотиватором, организатором дискуссии, а теоретическую базу позвольте получать через онлайн-ресурсы.

6. Обучитесь педагогическому дизайну: проректор по учебной работе Тамбовского государственного университета им. Державина Налетова Ирина Владимировна поделилась, что в их университете подобное обучение быстро увлекло преподавателей и привело к повышению качества занятий.

7. Привлекайте тьюторов и студентов старших курсов, чтобы они помогали преподавателям с технической стороной занятия.

8. Настройте систему прокторинга: в Санкт-Петербургском Политехническом университете все защиты выпускных работ весной 2020 года прошли в онлайн-формате.

9. Наращивайте онлайн-компетенцию учителей и преподавателей: чем выше будет базовый уровень подготовки преподавателя, тем больше он сможет дать ученикам.

10. Не думайте, что онлайн — это временное решение:

Не думайте, что всё временно. Такой тип мышления очень долго не позволял нашим преподавателям начать работать эффективно.
Автор - Ирина Налетова
Автор
Ирина Налетова

Что делать с мотивацией учеников и студентов?

К онлайн-занятиям должны быть готовы не только преподаватели, но и ученики. По мнению Марии Лебедевой, ключевое отличие тех, кто обучается онлайн, в том, что они приходят на занятие именно за знаниями. И популярность курса может быть обеспечена только в случае полного совпадения ожиданий обучающихся и курса.

Как этого добиться? В университете нужно работать с целями: снимать ожидания студентов в начале курса, периодически возвращаться к ним, рефлексировать.

Что делать, если курс просто не может быть интересным или, например, в школе, когда цели для учеников — понятие неопределённое? Следует создавать внешние мотиваторы. Универсальных рецептов здесь нет, но вот какие базовые рекомендации дала нам Мария Валюгина, преподаватель русского языка в Киноколледже № 40 «Московская международная киношкола».

Автор - Мария Валюгина
Автор
Мария Валюгина

1. Пропишите правила онлайна: не опаздывать, вежливо общаться в чате, заходить под своим именем, включать камеру и т. д.

2. Не пренебрегайте технической настройкой на каждом уроке: первые 5 минут тратьте на проверку звука и камеры каждого ребенка. Чтобы это время не было потерянным для урока, можно использовать его как эмоциональную настройку: включать музыку, рассказывать смешные истории, спрашивать у детей, как их дела.

3. Используйте дополнительные меры контроля: «Чтобы никто не потерялся, я просила первого подключившегося продублировать ссылку на занятие во все чаты, которые ребята используют. Если кто-то опаздывал, писала ему личное сообщение».

4. Общайтесь с детьми вне занятий: присылайте детям полезные и интересные материалы, напоминайте о домашнем задании. За пару минут до урока настройте рассылку ссылок для подключения к вебинару с какой-нибудь интригующей фразой, которая потом будет раскрыта на занятии.

5. Визуализируйте процесс обучения: на каждом занятии показывайте детям, что они уже сделали, а что ещё предстоит, используйте приёмы геймификации.

6. Будьте гибкими: на основании обратной связи (опросы, отзывы в чатах) обсуждайте, что учащимся нравится в занятиях, а что вызывает трудности, и по возможности адаптируйте подачу материала для каждой группы.

7. Не оставляйте незамеченным отсутствие ученика на занятии: так создаётся ощущение безразличия и невидимости.

На самом деле заинтересовать ученика онлайн-занятиям проще, чем очным: это их реальность, и, если обучение встраивается в неё, оно становится для них интереснее.
Автор - Алёна Крюкова
Автор
Алёна Крюкова

Выводы

Ещё весной 2020 года на образовательном форуме ММСО 2020 стало понятно, что онлайн в образовании неизбежен не только по причинам эпидемиологической нестабильности. Смешанное обучение имеет свои плюсы, и одним из главных его достоинств является развитие метапредметных навыков за счёт самостоятельной и более гибкой работы учащихся. Вероятно, в наступающем учебном году онлайн продолжит доказывать свою состоятельность.

Мы хотим пожелать, чтобы для вас он прошёл успешно и спокойно, и предлагаем свою поддержку: зарегистрируйтесь на платформе Линк Вебинары (ранее платформа Webinar.ru) и попробуйте провeсти своё первое онлайн-занятие уже сегодня.

Ищете платформу для проведения онлайн-уроков?

Зарегистрируйтесь на нашем сайте и получите доступ к платформе Линк Вебинары бесплатно!

Читайте также:

Дистанционное обучение 2020: как школам и вузам подготовиться к новому учебному году | Фото 55 Эффективные вебинары в вузах и школах обзор возможностей для преподавателей 1024x538

Эффективные вебинары в вузах и школах: обзор возможностей для преподавателей

Советы от команды Webinar и заведующей лабораторией инновационных средств обучения русскому языку Института им. А.С. Пушкина — Марией Лебедевой.