Главные тезисы ММСО 2020

Главные тезисы ММСО 2020

Как образовательные учреждения перешли в онлайн и что будет с дистанционным образованием дальше?

Переход на удалённый формат работы — едва ли не самая обсуждаемая тема последнего полугодия. И хотя в целом удалённая работа — далеко не новое явление, для ряда организаций, особенно образовательных, она стала настоящим испытанием.

Конечно, тему перехода к дистанционным технологиям не мог обойти стороной ежегодный Международный Московский Салон Образования 2020 (ММСО 2020), проходивший в этом году в онлайн-формате в 2 этапа: 26-29 апреля и 28-30 мая.

В этой статье мы подведём итоги ММСО и обсудим, какие выводы по ММСО можно сделать об успехах и трудностях российских образовательных учреждений в связи с переходом в онлайн.

Об ММСО 2020

В работе салона приняло участие порядка 300 тысяч руководителей и специалистов образовательных организаций, органов управления образования, представителей бизнеса, учащихся и их родителей со всей России и даже из-за рубежа.

Встречи были разделены на кластеры:

  • дошкольное образование,
  • общее образование,
  • среднее профессиональное образование,
  • дополнительное образование,
  • высшее образование,
  • государственная политика и профориентация.

Тема онлайн-обучения широко обсуждалась практически в каждом кластере. Несмотря на уже пройденные и ещё предстоящие сложности, образовательные учреждения видят в новом формате возможности для развития. Разберём, какие выводы ММСО 2020 были сделаны в рамках отдельных кластеров.

Государственная политика

Кластер в целом слабо освещал вопросы онлайн-образования. Тем не менее, была сформулирована важная задача обеспечения системы образования цифровыми методистами и проектировщиками образовательных программ:

Последние события показали нам, что неготовность высшего и среднего образования в стране вывести процесс образования в онлайн была выражена не столько в отсутствии платформ, сколько в недостатке конкретных педагогических работников, которые владели бы представлением, что такое онлайн-среда вообще.
Автор - Максим Спиридонов
Автор
Максим Спиридонов

Также было принято решение о продлении приёма заявок на конкурс лучших практик в сфере неформального обучения, а именно запуска онлайн-лагерей и курсов дополнительного образования.

Дошкольное образование

Главный вывод обсуждений в кластере заключается в том, что теперь педагог дошкольного образования должен работать не с детьми, а с их родителями:

  • консультировать их в вопросах организации игрового пространства и игрового обучения,
  • помогать семьям самостоятельно организовывать обучение детей с учетом их возрастных особенностей,
  • применять дистанционные технологии и не бояться брать на себя ответственность за обучение ребёнка.

Общее образование

Пожалуй, самый результативный по количеству неожиданных выводов кластер. Например, выяснилось, что нельзя предсказать, какая школа перейдет к онлайну эффективнее и быстрее:

Стаж учителей и размер школы не влияют на выбор инструментов для дистанционного обучения. Перед дистантом все оказались равны.
Автор - Евгений Лурье
Автор
Евгений Лурье

Почему переход обучения в онлайн оказался таким сложным для родителей?

Помимо технических трудностей, значительная часть семей воспринимала школы как способ переложить ответственность за воспитание детей на учителей. Теперь же, как считает Артём Соловейчик, руководитель и главный редактор издательства «1 сентября», родители стали новыми участниками учебного процесса, не только увидев, как проходит обучение, но и поняв, как устроена школа и система её управления.

Сами школьники по-разному оценивают новое образование. Даже там, где проблем с переходом в онлайн не возникло, есть свои сложности:

Наша школа быстро освоила платформы для онлайн-уроков, но проблема в том, что нет обратной связи от учеников и говорит только учитель.
Автор - Анна Богаевская
Автор
Анна Богаевская

В целом учителя и руководители образовательных учреждений считают, что впредь следует реализовывать часть обучения дистанционно.

Некоторые школы уже успешно адаптируют программные продукты для дистанционного обучения. А некоторые руководители видят в онлайн-обучении возможность более эффективного перераспределения ресурсов:

Дистант резко сократит административные барьеры, сделав учебное время более эффективным. Наверное, настанет день, когда мы сможем конструировать индивидуальные учебные планы детей, ...перенаправлять финансовые ресурсы на то, что важно.
Автор - Нияз Гафиятуллин
Автор
Нияз Гафиятуллин

Среднее профессиональное образование

Основная сложность в переходе в онлайн среднего профессионального образования — практическая направленность обучения. Именно поэтому важно менять подход к подготовке молодых кадров в целом.

По словам методиста Люберецкого техникума имени Ю. А. Гагарина Александры Шевченко, в этом учебном году некоторые учебные заведения среднего профессионального образования уже перешли на дистанционные экзамены и консультации, но кому-то это ещё предстоит:

Главное сейчас — сделать выводы из произошедшего за эти 2-3 месяца, настроиться на то, что в сентябре часть образовательных программ перейдёт в дистанционный формат. Переход к дистанционным технологиям неизбежен — коронавирус просто его ускорил.
Автор - Александра Шевченко
Автор
Александра Шевченко

Высшее образование

Представители сферы высшего образования оценивают пробный переход к дистанционным технологиям как повод для реализации новых возможностей:

Обучение в дистанте позволило укрепить ответственность, самостоятельность, желание учиться, осознанность, дисциплину. Личная мотивация – вот главный приоритет будущих студентов.
Автор - Наталья Кармазина
Автор
Наталья Кармазина

Особые возможности предоставляет использование Big Data в дистанционном обучении: «Это позволит осуществить концепцию «много преподавателей – много студентов, разбросанных по всему миру», – резюмировал проректор по цифровой трансформации Томского государственного университета, академический руководитель «Высшей IT-школы (HITs)» Олег Змеев.

Сами студенты, по словам представителя Министерства Образования Российской Федерации Антония Шмидта, позитивно относятся к прохождению курсов в онлайн-формате, однако важно обновлять способы подачи материала на уровне всех учебных заведений, а не отдельных вузов, как это делается сейчас.

О том, какие возможности открывает онлайн-формат, рассказал Александр Альперн, генеральный директор МТС Линк.

Интернет даёт возможность реализовать новые форматы в обучении: практика и наставничество, уникальные задания для студентов с помощью искусственного интеллекта, автоматическая проверка и идентификация студента по изображению. Эти технологии уже не научная фантастика, но в реалиях нашей системы образования пока остаются мечтами. Во время пандемии действовать нужно было быстро, поэтому вузы старались воспроизвести именно традиционный формат в онлайн-среде, а МТС Линк им в этом помогал. Думаю, в будущем многие вузы продолжат внедрять онлайн-обучение и будут пробовать новые форматы.
Автор - Александр Альперн
Автор
Александр Альперн

Дополнительное образование

Большинство учреждений дополнительного образования успешно перевели свои программы в онлайн-формат, хотя столкнулись при этом с рядом сложностей.

Продюсер образовательного робототехнического проекта «РОББО» Павел Фролов отметил, что многие семьи оказались технически не готовы к онлайн-обучению: не имели компьютеров или не могли их настроить.

Пришлось поменять подход к организации обучения: проводить занятия в меньших группах и обеспечивать присутствие на занятии администратора для решения технических проблем клиентов. Эти изменения привели к снижению рентабельности: не всегда удаётся отказаться от уплаты аренды, а прибыль с каждого курса в целом становится ниже.

Совладелец сети спортивных и образовательных центров «Чемпионика» Руслан Баширов рассказал о другой проблеме: установках родителей, которые зачастую не верят, что практические и творческие навыки можно развивать удалённо. Для этого очень важно доносить до родителей идею апробации форматов работы с детьми дома и их преимущества.

Главный вывод

Общие итоги ММСО 2020 относительно перехода на дистанционные формы обучения подвёл директор и продюсер деловой программы ММСО Максим Казарновский:

Онлайн – это не технология или инструмент, а новый язык международной коммуникации. Этот язык дал несколько степеней свободы: свободу перемещения, выстраивания новых доверительных отношений, свободу организации образовательного процесса, выбора технологий и управления контентом.
Автор - Максим Казарновский
Автор
Максим Казарновский

МТС Линк всегда с теми, кто работает, учит и учится дистанционно. С нами перешли в онлайн многие образовательные учреждения, среди которых МГУ, РЭУ имени Плеханова, Гимназия имени Е. М. Примакова и другие. 

Хотите перевести обучение в онлайн?

Оставьте нам заявку. Мы свяжемся с вами и расскажем, как сделать дистанционный формат обучения удобным и эффективным.

Читайте по теме:

Главные тезисы ММСО 2020 | Фото 55 Эффективные вебинары в вузах и школах обзор возможностей для преподавателей 1024x538

Эффективные вебинары в вузах и школах: обзор возможностей для преподавателей

Советы от команды Webinar и заведующей лабораторией инновационных средств обучения русскому языку Института им. А.С. Пушкина — Марией Лебедевой.