Перешли с MS Teams и перезапустили образовательный процесс в онлайне. Кейс ДВФУ

Задача: бесшовно перенести дистанционные занятия на российскую платформу

Решение:
перевести лекции и онлайн-занятия на МТС Линк

Результат: до 20 000 участников онлайн-мероприятий в 2023 году

Дальневосточный федеральный университет — федеральный университет во Владивостоке, основанный в 2011 году в результате объединения четырех вузов: ДВГУ, ТГЭУ, ДВГТУ и УГПИ. Ведет свою историю от Восточного института — первого высшего учебного заведения на Дальнем Востоке.

Задача: бесшовно перенести дистанционные занятия на российскую платформу

Дальневосточный федеральный университет расположен в кампусе на острове Русский. В силу географических особенностей добраться до университета можно только через мост — погодные условия могут стать причиной переноса занятий в дистанционный формат.

В сентябре на территории кампуса ежегодно проходит Восточно-экономический форум (ВЭФ) при участии лидеров дружественных стран Тихоокеанского региона, президента России и крупных индустриальных партнеров. Начало учебного года совпадает с окончанием ВЭФ, и чтобы вернуться к занятиям, университету нужно восстановить все переоборудованные корпуса. 

Когда провести занятие очно было невозможно, университет использовал Microsoft Teams, но в 2022 году сервис покинул российский рынок. Руководители ДВФУ начали рассматривать образовательные платформы отечественных разработчиков. Сервисы МТС Линк соответствовали запросам вуза и общим требованиям к организации высшего образования:

Интеграции по API

В университете установлена внутренняя информационная система, где у каждого преподавателя и студента есть личный кабинет. В личном кабинете пользователи видят расписание и следующую активность — очное или онлайн-занятие со ссылкой для входа. Важно было связать образовательную платформу и внутреннюю систему через API.

Понятный интерфейс

Сервис должен быть достаточно простым и интуитивным, чтобы пользователям и студентам не потребовалось много времени на обучение.

Перешли с MS Teams и перезапустили образовательный процесс в онлайне. Кейс ДВФУ | Фото imgonline com ua Resize BrCyQgNlrJL6
Интерфейс онлайн-встречи на МТС Линк

Контроль присутствия

Автоматический мониторинг присутствующих упрощает работу преподавателей и позволяет не тратить время на перекличку.  Чтобы университет засчитал посещение занятия, студенты должны отметиться в специальном всплывающем окне платформы.

Перешли с MS Teams и перезапустили образовательный процесс в онлайне. Кейс ДВФУ | Фото webinars 7 1920.fc7d5ee scaled
Контроль присутствия на платформе МТС Линк

Техническая поддержка 24/7

Из-за разницы часовых поясов университет искал платформу с круглосуточной техподдержкой, чтобы обратиться за помощью можно было в любое время.

Решение: перевести лекции и онлайн-занятия на МТС Линк

На этапе внедрения сервиса команда университета и сотрудники МТС Линк мониторили запуск в прямом эфире. ДВФУ работает в другом часовом поясе — специалисты подключались к мероприятиям в ночную смену, переходили между онлайн-классами и наблюдали за ходом занятий.

Также команда МТС Линк провела несколько бесплатных вебинаров для демонстрации возможностей и обучила 80% преподавателей. Переход с Teams стал достаточно комфортным для сотрудников университета — после обучения участники быстро оценили все плюсы, минусы и узкие места системы.

Когда мы тестировали платформу, я наблюдал такой кейс: специалист техподдержки подключился к занятию и в реальном времени помогал с настройками. Преподаватель только озвучил вопрос вслух, как специалист моментально отреагировал и предложил решение. Конечно, это частный случай, но эксперимент был приятным. Мы смогли быстро отлавливать ошибки в пилотном периоде и оперативно их исправлять.
Автор - Никита Дербенцев
Никита Дербенцев
Заместитель директора по трансформации образовательной деятельности

Дальневосточный федеральный университет традиционно обучает студентов в очном формате. Сервисы МТС Линк стали вспомогательными инструментами для помощи в сложных ситуациях, когда провести обучение в стенах вуза невозможно. Университету удалось перевести в онлайн несколько типов мероприятий.

Потоковые лекции

Чтобы эффективнее использовать время преподавателей, университет объединяет студентов в потоки по дисциплинам. Потоковые лекции посещают до 150 человек. Аналогичная модель обучения реализована в формате вебинаров.

Административный блок заполняет расписание студентов и ставит метку «онлайн-занятие» — система автоматически генерирует ссылку и создает мероприятие. Назначенные группы формируются в поток. Вместе с оповещением о занятии студенты получают ссылку для доступа к вебинару.

Перешли с MS Teams и перезапустили образовательный процесс в онлайне. Кейс ДВФУ | Фото Frame 2087327024
Онлайн-лекция ДВФУ на МТС Линк

Групповые занятия

Классические занятия для учебных групп численностью до 50 человек в формате онлайн-встречи. В отличие от лекционного формата на онлайн-занятии участники более тесно взаимодействуют с преподавателем, могут задать вопрос и вступить в дискуссию.

Перешли с MS Teams и перезапустили образовательный процесс в онлайне. Кейс ДВФУ | Фото Frame 2087327025
Групповое онлайн-занятие ДВФУ на МТС Линк

Внеучебная деятельность

Пиковая нагрузка на платформу МТС Линк приходится на начало учебного года в период восстановления кампуса. В остальное время сервисы помогают во внеучебной деятельности — для проведения занятий, инициированных студентами, групповой работы и консультаций с преподавателями.

Есть и другие кейсы использования МТС Линк. Например, мы тестировали в онлайне программы ДПО и проводили семинары — коллеги из Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ подключали к семинару преподавателей со всей России. В некоторых случаях, когда образовательная траектория студентов предполагает формат смешанного обучения, мы организуем для них дистанционные занятия.
Автор - Никита Дербенцев
Никита Дербенцев
Заместитель директора по трансформации образовательной деятельности

Результат: до 20 000 участников онлайн-мероприятий в 2023 году

Перешли с MS Teams и перезапустили образовательный процесс в онлайне. Кейс ДВФУ | Фото Frame 2087327020

В начале учебного года университет зафиксировал около 10 значений пиковой нагрузки — часть занятий переводили в онлайн из-за погодных условий. В остальное время платформу используют для внеучебной деятельности — платформой пользуются до 500 человек ежемесячно.

Функции МТС Линк, которые отметил университет

Контроль внимания

ДВФУ протестировал инструмент на внутреннем совещании. Индикаторы вовлеченности показывают снижение активности аудитории: спикер начинает говорить громче — и активность повышается. Преподаватели применяют «контроль внимания» в обучении — это помогает держать студентов в тонусе, отслеживать интересные и скучные моменты вебинара и понимать, в каких случаях студенты совсем перестают быть вовлеченными.

Перешли с MS Teams и перезапустили образовательный процесс в онлайне. Кейс ДВФУ | Фото unnamed 14 2
Контроль внимания в МТС Линк

Заметки

В заметках студенты могут делать записи, конспектировать лекции, фиксировать результаты групповой работы по проектной деятельности.

Раздел «Вопросы»

Полезен университету во время массовых мероприятий с посещаемостью свыше 500 участников. Организаторы вебинара предлагали слушателям задавать вопросы в отдельной вкладке вместо чата, а потом ранжировали важность вопросов по количеству пользовательских реакций.

Планы на будущее: участвовать в развитии сервисов и осваивать новые функции

Мы продолжаем работать с командой МТС Линк над развитием сервисов и постоянно делимся обратной связью. Рынок динамично меняется: глобализация помогает отечественным компаниям брать новые фишки на вооружение. Наблюдая за новациями конкурентов, мы делаем аналогичные запросы на разработку функций. Конкуренты регулярно приходят к нам с предложениями, но мы выдерживаем партнерскую позицию: кто-то всегда убегает вперед — нам же важна стабильность и качество на длинной дистанции.
Автор - Никита Дербенцев
Никита Дербенцев
Заместитель директора по трансформации образовательной деятельности

Совет коллегам: обучать преподавателей и студентов цифровой культуре

Считаю важным регулярно повышать цифровые компетенции преподавателей, административного состава и студентов — обучать их цифровой культуре и гигиене. Вопреки распространенному стереотипу, что студенты родились с телефоном в руке, на практике многим требуется базовая помощь. Это нормально, и мы готовы помогать студентам по всем вопросам.
Автор - Никита Дербенцев
Никита Дербенцев
Заместитель директора по трансформации образовательной деятельности