Ситуация: «В нашем рабочем чате около 50 сотрудников. Чат создан специально, чтобы задавать вопросы по работе или обсуждать проекты. Но есть несколько человек, которые постоянно флудят: каждый день присылают открытки-поздравления с разными праздниками, рассказывают домашние новости и обсуждают рецепты блюд. Когда раздаётся звук уведомления, открываешь чат, чтобы прочитать важное сообщение, а видишь очередной мем из интернета — флуд мешает сосредоточиться. Как относиться к флуду в рабочих чатах? Это норма или признак неуважения к коллегам?»
Ситуацию комментирует Мария Кожухова, фасилитатор, трекер, соосновательница агентства Make It Easy Team, более 15 лет работающая в стратегическом маркетинге IT-продуктов.
«Шумный рынок посреди тихой библиотеки»
Флуд в рабочих чатах можно сравнить с шумным рынком посреди тихой библиотеки: вместо того чтобы сосредоточиться на важной информации, сотрудники вынуждены пробираться через поток не связанных с работой сообщений. В итоге внимание рассеивается, а работа откладывается на потом.
Флуд в чатах мешает по следующим причинам:
Теряется фокус, размывается концентрация, замедляется выполнение задач.
Происходит перегруз информацией. Важные сообщения теряются среди потока, что затрудняет поиск нужных данных.
Замедляется принятие решений. Вместо быстрого решения проблемы мы получаем длительные обсуждения, которые могут затянуться до бесконечности.
Размываются границы рабочего времени. Личные темы стирают границы между работой и отдыхом, что может привести к выгоранию.
Почему люди флудят в чатах
Причин несколько. Основная — это социальная потребность. Мы все — социальные существа, и чаты — это не только работа, но и возможность пообщаться, что особенно актуально для распределённых команд. Если в компании нет ясных норм по использованию мессенджеров и корпоративных порталов, сотрудники могут воспринимать их как свободную площадку для общения.
Ещё одна причина — стресс и скука. В условиях высокой нагрузки или рутинной работы люди ищут способы отвлечься. Это своего рода психологическая перезагрузка — краткий момент отдыха от задач.
Корпоративный флуд может восприниматься как имитация активности. Обсуждение тем, не относящихся к работе, создаёт иллюзию занятости, вовлечённости, но не приводит к реальным результатам.
С другой стороны, флуд иногда служит защитой в особо интенсивные периоды, когда команде или конкретному человеку просто нужна поддержка, внимание и «глоток свежего воздуха». Поэтому важно понимать, что происходит с командой в эмоциональном плане. Само по себе общение на внешние темы (если для этого есть выделенная линия и границы согласованы с командой) — отличный «социальный клей» для сотрудников, и иногда даже элемент сильной корпоративной культуры.
Если не чистить чаты, то со временем пыль (флуд) накапливается и без контроля затрудняет работу. Для меня удаление флуда в мессенджере не очень рабочая схема, я за превентивные меры и устойчивость систем. Иначе вам всё время придётся чистить чаты, а это может задеть отдельных сотрудников.
Что можно сделать, чтобы система была саморегулируемой:
совместно с командой рассмотреть проблемы, которые возникают из-за постоянных посторонних обсуждений;
выработать правила общения в чате;
создать отдельный чат для флуда или беседы по интересам;
совместно договориться о том, каким будет наказание за флуд.
Если правила не работают с отдельными сотрудниками, то можно вынести вопрос на one-to-one.
Важно понимать: следить за чистотой чатов должна вся команда, а не один человек. Это создаёт атмосферу взаимной ответственности и сотрудничества. Необходимо, чтобы каждый участник осознавал свою роль в поддержании порядка и следил за соблюдением установленных правил.
Для более эффективного контроля можно назначить модераторов или ответственных лиц, которые будут следить за соблюдением правил и помогать разрешать конфликты или недоразумения. Эти модераторы могут быть ротационными, чтобы избежать перегрузки одного человека и обеспечить вовлечённость всех членов команды.
Запрет может сыграть злую шутку: поток энергии в любом случае куда-то перетечёт, и вряд ли на рабочие задачи, возможно даже, что в другие каналы и секретные чатики. Плюс неформальные коммуникации тоже важны, и для них тоже нужно оставить пространство. Чтобы отучить сотрудников флудить в чатах, можно установить чёткие правила. Вот несколько универсальных решений для любой компании.
Карта чатов
Используйте отдельные чаты для разных проектов и команд. Всё, что не связано с проектами и рабочими задачами, обсуждайте в специальных чатах (пусть карта чатов находится в постоянном закрепе). Вступайте только в те чаты, которые непосредственно касаются вашей работы. Избыточное участие в ненужных чатах ведёт к информационной перегрузке.
Контроль целесообразности сообщений
Они должны быть связаны с рабочими задачами и проектами. Избегайте отправки сообщений, не имеющих отношения к текущим делам команды.
Этикет общения
Будьте вежливы и уважительны к коллегам. Грубые выражения, оскорбления и поведение, унижающее достоинство, недопустимы. Не используйте жаргон и аббревиатуры, которые могут быть непонятны другим участникам команды. Не отправляйте сообщения в нерабочие часы, если это не экстренный случай.
Использование уведомлений
Отключайте звуковые уведомления в нерабочее время. Поощряйте использование реакций на сообщения вместо длинных ответов.
Ответственность участников
Важно разъяснить, что все члены команды несут ответственность за поддержание порядка в чатах. Можно назначать модераторов, которые будут следить за соблюдением правил и помогать решать возникающие конфликты.
Конфиденциальность
Соблюдайте конфиденциальность информации, обсуждаемой в чатах. Не распространяйте информацию, которая не предназначена для общего доступа.
Поощряйте обратную связь от команды по поводу того, насколько удобны и полезны созданные правила.
«Делитесь неформальным контентом в отдельных чатах»
Комментарий от менеджера по внутренним коммуникациям МТС Линк Лианны Палян
Наличие флуда в чатах действительно может смещать фокус внимания. Флуд мешает работе: в потоке сообщений легко упустить что-то важное и нужное. Кроме того, постоянные уведомления отвлекают от рабочих задач. Отключение уведомлений тоже не выход: можно пропустить важные сообщения.
Стоит отметить один момент. Неформальные сообщения в общих каналах могут расцениваться некоторыми коллегами как флуд, но на самом деле это не так: флуд обычно начинается в комментариях и обсуждениях. В этих случаях можно просить коллег ограничиваться вопросами или переходить в личные переписки. А за чистотой чатов могут следить администраторы каналов.
МТС Линк Чаты удобны в работе тем, что здесь есть возможность делить участников на команды, заводить треды, каналы, устраивать обсуждения. Всё это позволяет разграничивать общение и не терять нужные сообщения в большом потоке информации.
Команды в МТС Линк Чатах
Вариантов борьбы с флудом, на мой взгляд, несколько:
можно прописать правила работы в каналах и запретить флуд в чатах;
в официальных каналах можно просто ограничить права, чтобы только определённый круг сотрудников писал посты, что, собственно, мы и сделали в общем канале для сотрудников General;
отключить все уведомления.
Наиболее оптимальный вариант — создать отдельный канал для флуда, чтобы все желающие могли делиться неформальным контентом в специально предназначенном для этого месте.
Флуд в чатах отвлекает от работы — это факт. Поэтому если в вашей команде есть любители поболтать на отвлеченные темы, то оптимальный выход — создать отдельный чат для неформального общения. Тогда все останутся в плюсе. Те, кто занят исключительно работой, больше не будут тратить время на просмотр ненужных сообщений. А те, кто любит обсудить погоду, здоровье и родственников, смогут спокойно это делать, не вызывая раздражения остальных коллег.
Если у вас есть вопрос, связанный с коммуникациями и работой в онлайне, и вам нужна помощь эксперта, чтобы разобраться в нем – напишите на editors@mts-link.ru. В письме подробно опишите свою проблему и оставьте свои контакты, чтобы в случае необходимости мы могли с вами связаться. Редакция подберет необходимого специалиста, пообщается с ним и опубликует ответ в МТС Линк Медиа. В опубликованном тексте не будем использовать ваши личные данные, а ситуацию опишем обобщенно.
Общайтесь комфортно с коллегами в МТС Линк Чатах
За этику в переписках отвечаете вы, а вот техническую сторону доверьте
МТС Линк Чатам. Это удобный и функциональный мессенджер, где можно не только переписываться, но и созвониться по видео