Ничего не найдено. Попробуйте еще
Искусственный интеллект в образовании: больше помогает или мешает?
Искусственный интеллект постепенно проникает в нашу жизнь: технологии активно используют не только в корпоративной, но и в академической среде. По данным платформы для оценки уровня осведомлённости и использования генеративных нейросетей в России «Нейростат», 82% россиян от 18 до 24 лет знают о генеративных моделях, а 60% уже используют их для создания презентаций, написания студенческих работ и решения учебных задач. Вместе с менеджером по продукту бизнес-юнита «Обучение» МТС Линк Владимиром Казаковым и экспертом HR-tech & AI Николаем Писаренко разбираемся, какие функции ИИ уже используют в обучении, могут ли нейросети мешать образованию и какие изменения ожидают нас в будущем.
Как технологии уже облегчают образовательный процесс
С развитием искусственного интеллекта обучение становится доступнее и эффективнее. Владимир Казаков считает, что ИИ не решит всех проблем образования и не заменит человека, но точно может стать хорошим помощником преподавателям и студентам.
В некоторых образовательных сценариях искусственный интеллект активно используют уже сейчас. Вот несколько из них.
Создание контента с помощью языковых моделей
Благодаря нейросетям педагоги, методологи и обучающиеся могут экономить время на создании контента и фокусироваться на человеческом взаимодействии. В плане применения ИИ в обучении первыми на ум приходят языковые модели. Например, ChatGPT, Claude, российские GigaChat и YandexGPT помогают обрабатывать большие объёмы текста и генерировать его с помощью запросов. Это самый простой и популярный способ задействовать искусственный интеллект в обучении уже сейчас, и он доступен буквально каждому.
«Яндекс Практикум» с помощью языковых моделей формирует краткое содержание уроков. Студенты изучают выжимку и решают, готовы ли переходить к итоговому тесту.
ИИ-инструменты в сервисах Встречи и Вебинары от МТС Линк позволяют получить текстовую расшифровку, резюме и видеохайлайты после онлайн-встречи. Их можно использовать для создания базы конспектов и тезисов лекций и курсов. По мнению экспертов, благодаря нейросетям преподаватели могут в 4-5 раз сократить время на подготовку к занятиям.
Цифровые копии используют для создания не только текстов, но и аудио. Например, NotebookLM от Google даёт возможность мгновенно генерировать подкасты из любого текстового контента.
Чтобы наполнить курсы и презентации на вебинарах, преподаватели и методологи всё чаще используют генерацию изображений. Или задействуют комплексные инструменты, которые могут по запросу делать презентации целиком. Например, для создания обучающего контента можно использовать российский стартап Evolve. В нём получится генерировать образовательные курсы из любого исходного материала: презентаций, документов и видео. Можно всего за несколько часов сделать готовый курс и загрузить его в корпоративную базу знаний.
Тестирование знаний и создание планов обучения
Кроме создания образовательного контента, с помощью ИИ можно отслеживать уровень знаний и формировать программу обучения. Например, iMocha позволяет анализировать и оценивать компетенции соискателей и сотрудников. А Degreed помогает создавать персонализированные образовательные треки для развития навыков с учётом бизнес-целей.
AI-модели доверили проверять ответы школьников в «Турнире Ломоносова» — искусственный интеллект не снизил качество оценивания, при этом ускорил процесс в разы. Эксперты выборочно проверили работы, прошедшие оценку с помощью ИИ, и результат совпал с их на 95%.
TutorAI формирует планы развития обучающихся на основе их индивидуальных потребностей и стиля обучения. На сайте и в Telegram-канале ВШЭ есть чат-бот: абитуриенты могут писать о себе и своих интересах, а бот порекомендует подходящие образовательные программы.
МТС Линк скоро запустит новый сервис Формы для создания тестов, опросов и квизов в удобном конструкторе. С помощью ИИ-помощника можно будет проверять ответы студентов и сотрудников как на закрытые, так и на открытые вопросы. Сначала в формате «правильно/неправильно», а потом и с подробным комментарием.
Когда технологии ИИ становятся лишними
Искусственный интеллект в сфере обучения открывает множество возможностей, но новые технологии не всегда оказываются полезными. Николай Писаренко считает, что перед внедрением ИИ в образовательный процесс стоит ответить на вопросы: «Для чего это нужно?», «Какого результата хотим добиться?» и «На что повлияем?». Когда эти вопросы игнорируют, инструменты искусственного интеллекта часто становятся как минимум неуместными.
В каких ещё случаях ИИ в обучении сотрудников и студентов становится бесполезным и даже вредным?
Злоупотребление нейросетями
Когда обучающиеся слишком полагаются на искусственный интеллект, теряется смысл образования. Но желание списать и сэкономить время не новое явление. Вместо запрета на использование искусственного интеллекта в обучении лучше разрабатывать политику использования. Так преподаватели и учащиеся будут понимать, как можно использовать ИИ.
А ещё при разработке образовательных программ можно фокусироваться на заданиях, которые требуют контекста. В этом случае сгенерировать ответ с помощью нейросети не получится.
Отсутствие фактчекинга
Искусственный интеллект пока часто ошибается или отвечает неточно. Это основной риск, который отмечают компании при внедрении ИИ. Чтобы технологии не приносили вред, преподавателям и студентам лучше проверять материалы и проводить фактчекинг.
Избыточная автоматизация
Одна из главных проблем при внедрении искусственного интеллекта в обучение персонала и студентов — избыточная автоматизация. Желая упростить процессы, компании и образовательные организации могут слишком сильно полагаться на автоматизированные системы там, где критически важно человеческое взаимодействие.
Например, автоматизированные системы оценки могут не учитывать индивидуальные особенности студентов, уровень их креативности и нестандартные подходы к решению задач. Это влияет на качество образования и может вести к потере мотивации. А ещё чрезмерная автоматизация создаёт иллюзию, что весь процесс обучения реально контролировать с помощью технологий. Но многие процессы требуют гибкости и адаптивности, и их не всегда могут обеспечить алгоритмы нейросети.
По мнению Владимира Казакова, лишним или вредным в образовательном процессе может оказаться не сам ИИ, а его непродуманное использование. Например, когда мы рассчитываем, что технологии полностью возьмут на себя нашу работу и адаптируют курс под конкретного человека.
Будущее ИИ в обучении
Развитие ИИ-технологий помогает образовательному процессу эволюционировать. Попробуем спрогнозировать, как он изменится в ближайшем будущем.
Улучшение образовательного процесса
Владимир Казаков рассчитывает, что использование ИИ в обучении будет направлено не на создание контента, а на улучшение процесса обучения.
Сейчас при обучении студентам часто дают задание и предлагают варианты ответов. В будущем можно избежать вопросов с односложными ответами. И вместо условного «сколько будет дважды два?» попросить студента объяснить, почему он ответил именно так. И дополненную версию тоже обрабатывать с помощью ИИ.
Единый ансамбль из нейросетей
В будущем ИИ станет играть всё более важную роль в оценке знаний и предоставлении обратной связи. Автоматизированные системы смогут не только проверять тесты и задания, но и анализировать письменные работы, учитывать креативность и оригинальность идей. Так преподавателям будет проще сосредоточиться на важных аспектах обучения: индивидуальной работе со студентами и развитии их навыков.
В чуть более далёком будущем Владимир Казаков прогнозирует активное использование комплексных ИИ-платформ. Много разных нейросетей объединятся в гармоничный ансамбль, чтобы это работало примерно так. Ученик выполняет задание, сканирует или фотографирует страницу. Одна нейронка распознаёт текст, вторая создаёт структурированный ответ и переписывает, передаёт в третью. Она проверяет задание по существующим критериям оценки и формирует рекомендацию. А четвёртая нейросеть с учётом рекомендаций выбирает нужные главы из учебников.
Очевидно, что ИИ в обучении будет развиваться и дальше, оказывая всё больше влияния на образовательный процесс. Но здесь важно помнить, что успешное внедрение технологий требует внимательного подхода и учёта этических и социальных аспектов.
Саммари
Искусственный интеллект всё активнее используется в процессе образования: с его помощью генерируют контент и иллюстрации, создают структуру вебинаров и курсов, готовят конспекты и базы знаний.
Чтобы технологии не оказались вредными, лучше направлять их развитие: продумывать политики использования, чётко представлять цели, которые должны решать нейросети, и думать о том, чтобы применение искусственного интеллекта было оправданным.
Если прогнозировать, как ИИ будет помогать в обучении в будущем, эксперты считают, что основное развитие коснётся непосредственно образовательного процесса. Упор будет не на предварительном создании контента, как это часто происходит сейчас, а на использовании ИИ внутри обучения. Например, чтобы улучшить взаимодействие между преподавателями и учениками, сделать образование более персонализированным, учесть особенности и потребности сотрудников и студентов.