Исследование МТС Линк и hh.ru: только 5% российских компаний используют ИИ в процессе найма сотрудников

МТС Линк и hh.ru, крупнейшая российская платформа онлайн-рекрутинга, провели исследование уровня цифровизации и автоматизации HR-процессов в российских компаниях. 42% респондентов реализуют все HR-процессы вручную. При этом в 77% компаний проводят онлайн-собеседования.

Исследование МТС Линк и hh.ru: только 5% российских компаний используют ИИ в процессе найма сотрудников | Фото image 44

Среди сервисов для онлайн-собеседований в российских компаниях лидируют общедоступные мессенджеры Telegram и WhatsApp*. Из российских решений наибольшей популярностью пользуются Яндекс Телемост и МТС Линк. Похожее распределение касается процесса онбординга: в топ-10 нет российских решений, а лидерами стали Telegram, WhatsApp и Discord. Примечательно, что крупный бизнес (более 3000 сотрудников) предпочитает использовать для онбординга внутренние порталы (72%).

Наш опыт и недавние исследования показывают, что российские компании сегодня активно тестируют и внедряют отечественное программное обеспечение. Однако в процессе найма они всё еще полагаются на зарубежные решения. Вероятнее всего, это связано с их распространенностью среди рядовых пользователей — соискателям привычнее подключаться к интервью через Telegram или WhatsApp*, которыми они пользуются каждый день. Даже несмотря на то, что на собеседованиях сотрудники компаний как правило не делятся чувствительной информацией, применение общедоступных приложений может быть связано с риском утечки данных. Именно поэтому, на наш взгляд, компаниям следует постепенно переходить на российские ВКС-системы и мессенджеры для проведения собеседований.
Автор - Илья Потапенко
Автор
Илья Потапенко

Автоматизация HR-процессов и искусственный интеллект

Исследование МТС Линк и hh.ru: только 5% российских компаний используют ИИ в процессе найма сотрудников | Фото image 43

62% опрошенных считают, что автоматизация HR-процессов повышает эффективность подбора персонала. Тем не менее, у 42% российских компаний HR-процессы не автоматизированы. Чем крупнее компания, тем выше вероятность автоматизации. Если среди микропредприятий (с менее 50 сотрудников) полностью вручную работают 52%, то 72% крупнейших компаний (с более 3000 сотрудников) так или иначе используют автоматизацию.

Помимо автоматизации, респонденты назвали средством повышения эффективности HR-процессов использование соцсетей (38% опрошенных). Особенно соцсети оценили в крупных компаниях (от 500 до 1000 человек), где их пользу отметили 49% опрошенных.

Искусственный интеллект в процессе подбора и адаптации сотрудников используют лишь 5% компаний. Только 46% планируют внедрение инструментов на основе ИИ, остальные 49% таких планов пока не строят. Почти треть респондентов считает, что ИИ справляется с первичным скринингом и ранжированием резюме кандидатов, столько же людей доверило бы алгоритмам ранжирование откликов на вакансии. Четверть опрошенных считает, что ИИ уже сейчас способен оценивать качество резюме, а 18% — что он может информировать участников рынка труда о компании.

Исследование МТС Линк и hh.ru: только 5% российских компаний используют ИИ в процессе найма сотрудников | Фото image 42

Особенности и барьеры к внедрению онлайн-найма

Почти половина респондентов (49%) проводят в онлайне первое собеседование, а далее настаивают на очных встречах с кандидатами. 27% компаний готовы проводить собеседования в онлайне на всех этапах (интервью с HR-специалистом, с руководителем и выполнение тестового задания). При этом онлайн-формат наиболее актуален для крупнейших компаний: среди них 42% проводят онлайн-собеседования на всех этапах, и еще 51% — для первого знакомства с соискателем.

Онлайн-собеседования оказались наиболее актуальными для компаний из Москвы и Санкт-Петербурга. Московские респонденты проводят больше всех онлайн-собеседований на первом этапе (55%). Тем временем Санкт-Петербург — лидер по доле онлайн-собеседований на всех стадиях (35%). Для сравнения, в остальных российских регионах только 22% компаний проводят все этапы интервью в онлайне и 48% процентов прибегают к этому формату при первом знакомстве.

У 22% компаний решение о проведении онлайн-собеседования зависит от роли потенциального сотрудника. В целом среди тех, кто проводит онлайн-интервью, большинство использует формат при подборе менеджеров по продажам и работе с клиентами (40%), а также при поиске программистов и разработчиков (26%). В тройку лидеров также вошли бухгалтеры и экономисты (25%).

Исследование МТС Линк и hh.ru: только 5% российских компаний используют ИИ в процессе найма сотрудников | Фото image 41

Основной причиной проведения онлайн-собеседований большинство респондентов назвало экономию рабочего времени. Также в топ-3 причин входит поиск кандидатов в других городах (50%) и удобство в организации встреч с кандидатами (45%). При этом последний критерий наиболее актуален для московских компаний (51% столичных респондентов против 42 в Санкт-Петербурге), в то время как петербургским компаниям важнее экономия времени (70% против 64% в Москве).

Исследование МТС Линк и hh.ru: только 5% российских компаний используют ИИ в процессе найма сотрудников | Фото image 40

Главной сложностью онлайн-найма респонденты считают необходимость контролировать удаленных сотрудников — об этом заявили 68% опрошенных. Более трети отмечают неудобный формат онбординга удаленных сотрудников, каждый четвертый – долгий документооборот.

Исследование МТС Линк и hh.ru: только 5% российских компаний используют ИИ в процессе найма сотрудников | Фото image 39

В опросе hh.ru и МТС Линк приняли участие 388 респондентов — лиц, принимающих решение о найме, из компаний разного размера — от микропредприятий с менее, чем 50 сотрудниками, до крупнейших организаций со штатом более 3000 человек. Наибольшее число принявших участие в исследовании — HR-менеджеры и специалисты по подбору персонала (55%), 27% — HR-директора и руководители отделов по управлению персоналом. Остальные респонденты — это руководители департаментов, топ-менеджмент (включая CEO) и внештатные рекрутеры.

*принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в России