Специалист по этикету и кросс-культурным коммуникациям
Сервисы МТС Линк
Всё для общения и работы в онлайне
Видеозвонки и чаты
Вебинары и онлайн-курсы
Онлайн-доска
Ситуация: «Постоянно переписываемся с коллегами по рабочим вопросам. Заметила, что некоторые не пишут слова полностью. Вместо «спасибо» — «спс». Вместо «пожалуйста» — «пжл». Вместо «может быть» — «мб» и так далее. Как относиться к таким сокращениям и допустимы ли они в деловой коммуникации?»
Ситуацию комментирует специалист по этикету и кросс-культурным коммуникациям, лектор Дипломатической академии МИД России Ирина Яровая.
Почему люди сокращают слова в сообщениях
Использование сокращений может быть признаком принадлежности к определённой группе или культуре (например, к молодёжной среде или какой-то компании с принятым сленгом). К примеру, когда речь идёт о молодёжном сленге, то определяющий фактор — это возраст, в рамках которого формируются и закрепляются коммуникативные компетентности. Молодёжь в целом стремится к упрощению: в переписках преобладают короткие, лаконичные предложения, используются сокращения слов, а, когда нужно высказать развёрнутую мысль, вместо текстовых идут голосовые сообщения.
Некоторые интернет-пользователи, которые сокращают слова на письме, объясняют свою привычку экономией времени. Этот аргумент часто приводят те, кто не осознаёт важности соблюдения определённых правил цифровой коммуникации, или те, кто действительно верит, что такой подход к тайм-менеджменту принесёт результаты. Экономия времени — это иллюзия (чтобы написать несколько дополнительных букв, требуется меньше пары секунд). Остаётся только надеяться, что люди, которые используют сокращения в переписке, продуктивно проводят сэкономленное время.
Допустима ли такая манера в деловой коммуникации
Если рассуждать с точки зрения делового письма, то можно с уверенностью заявить, что сокращения слов недопустимы. Как минимум некоторые из них могут быть истолкованы неправильно, особенно в отсутствии контекста. Деловой стиль подразумевает ясность, чёткость и определённый уровень формальности, а такие сокращения в электронной переписке могут свидетельствовать о небрежности, неуважении к собеседнику и создавать неуместную атмосферу панибратства.
Лучше всего придерживаться более формального стиля, который требует написания слов полностью. Помните, что деловая коммуникация — это не только обмен информацией, но и создание определённого впечатления о вас и вашей компании.
Как реагировать на сокращения слов
Если такое сокращение произошло один раз и некритично повлияло на понимание сообщения, можно просто не обращать на него внимания. Однако если сокращенные слова используются в деловой переписке постоянно, то это не приветствуется с точки зрения не только личных предпочтений, но и правил деловой этики. Поэтому вполне уместно деликатно обратиться к своему коллеге с просьбой соблюдать общепринятые правила взаимодействия в цифровом мире.
Если вам некомфортно получать сообщения со словами «норм», «спс» или «пжл», то вы можете обсудить это с коллегами. Главное — выбрать путь выстраивания взаимопонимания, а не накопления недовольства и эмоционального дискомфорта.
Лучше всего обсудить это лично или по телефону, чтобы с помощью тона своего голоса наиболее точно передать доброжелательность. Если поговорить лично не получается, напишите сообщение (только не в групповом, а в личном чате). Подчеркните, что цените общение с коллегой и его вклад в работу. Спокойно объясните, почему использование сокращений в деловой переписке не самый уместный способ коммуникации, и объясните, что ваша просьба направлена на улучшение понимания и предотвращение возможных недоразумений.
Приведём пример такого сообщения: «Добрый день! Очень приятно с вами общаться по работе, вы всегда даёте компетентные, развёрнутые ответы на текущие вопросы. Но есть один момент, на который хотелось бы обратить внимание: вы часто используете в рабочей переписке сокращённые слова: «пжл», «спс», «ок», «мб». Дело в том, что в рабочих чатах часто присутствует руководство и деловые партнёры нашей компании. Подобная манера общения может произвести негативное впечатление на собеседников, из-за чего они могут сделать вывод, что сотрудники недостаточно серьёзно подходят к работе. Прошу писать слова полностью, без сокращений, — это положительно скажется на имидже всей компании. Надеюсь на понимание!»
Ещё один вариант решения вопроса — установить некие общие правила общения в своей команде. Их можно закрепить в корпоративном мессенджере для бизнеса, чтобы они сразу были видны всем коллегам. Главная цель — найти компромисс, который устроит все стороны и позволит вам эффективно работать вместе.
Одно из фундаментальных правил цифрового этикета гласит: не сокращайте там, где можно обойтись без сокращений. Особенно неряшливо выглядят сообщения с сокращёнными вариантами слов, которые используются для выражения вежливости: «спс», «плз», «пжлст».
Возможно, в дружеской переписке, где собеседники сами устанавливают правила и варианты взаимодействия, сокращение слов будет восприниматься адекватно, но в общении с коллегами важно проявлять к ним уважение, обращаться и благодарить по-человечески. Покажите собеседникам, что вы цените время и усилия, которые они тратят на общение и решение рабочих вопросов.
Если у вас есть вопрос о коммуникациях или работе в онлайне и вам нужна помощь эксперта, напишите на editors@mts-link.ru. В письме подробно расскажите про свою проблему и оставьте контакты, чтобы мы могли с вами связаться. Редакция подберёт нужного специалиста, пообщается с ним и опубликует ответ в МТС Линк Медиа. В тексте не будем использовать ваши личные данные, а ситуацию опишем обобщённо.