«Онлайн-коммуникации требуют большей вовлеченности, чем офлайн», — маркетолог о работе на удаленке
Многие сотрудники, которые работают удаленно, жалуются на дефицит общения. Но директор по маркетингу МТС Линк Любовь Смертина проводит на созвонах 27 часов в неделю. В статье она рассказала, как планирует свой рабочий день и перерывы и чем компенсирует недостаток живой коммуникации с коллегами.
Удаленка вместо переезда
Первый опыт работы в удаленном и гибридном режимах я получила во время пандемии. Сейчас работаю в распределенной команде на удаленке уже два года. Выбрала такой формат, потому что моя компания-работодатель находится в другом городе. Удаленная работа — хорошая альтернатива переезду.
Приступаю к задачам до начала рабочего дня
Официальные часы работы в компании — с 9:00 до 18:00 по московскому времени. Я стараюсь придерживаться графика, но обычно приступаю к работе раньше на два-три часа: у меня другой часовой пояс (плюс 2 часа к Москве). Кроме того, по натуре я жаворонок, и мои самые продуктивные часы — утро.
Днем я сама варьирую нагрузку. Работа на удаленке позволяет удобно приспосабливать свое расписание, так чтобы успевать больше и по работе и про личным делам. Но гибкий график допускаю только при условии, что все рабочие задачи закрыты. Если у меня есть личные дела утром, то в этот день начинаю работать по московскому графику и заканчиваю по нему же.
Во время рабочего дня у меня не возникает потребности отвлекаться на посторонние дела. Всегда составляю план на день: какие задачи сделать, в каких встречах поучаствовать — всё отмечено в календаре. И я строго следую расписанию.
Не работаю в пижаме
На работу собираюсь так же, как и те, кто работает в офисе. Кажется, что удаленка ассоциируется с работой в пижаме, но я так не считаю. И не обязательно работать на кухне или в спальне. У меня есть отдельное рабочее место. Иногда снимаю рабочее место в коворкинге.
В перерывах обычно пью чай, могу прогуляться. Во время обеда не жарю котлеты и не варю суп, а заказываю доставку или иду в кафе поблизости. Когда работаю в коворкинге, приношу еду с собой. Действую по ситуации с учетом плотности графика.
На онлайн-встречах всегда включаю камеру
В течение рабочего дня активно пользуюсь цифровыми инструментами: корпоративным мессенджером, почтой, планировщиками, программами для созвонов, онлайн-досками для совместной работы. Общаться с коллегами предпочитаю текстом или созвонами.
Созваниваться приходится очень часто. Последний отчет ИИ показал, что за неделю я потратила на онлайн-встречи 27 часов (в сервис МТС Линк Встречи встроен ИИ-помощник, который подсчитывает количество встреч и общее время на них, анализирует разговоры и готовит резюме по каждой беседе – ред.). Каждый созвон в среднем длится один час. Во время встреч я всегда включаю камеру, так как считаю это проявлением уважения к собеседникам.
Не испытываю дефицита общения на удаленной работе
Знаю, что некоторые испытывают дефицит общения на удаленке, но у меня такой проблемы нет. Я много времени провожу на онлайн-встречах, поэтому коммуникации очень много. Правда, иногда не хватает обычного общения. Поговорить пять минут на кухне с коллегой или поболтать в лифте всегда приятно, а на ВКС мы обычно говорим исключительно по делу.
Во время отдыха я люблю готовить, путешествовать с семьей и друзьями. В этом году успела побывать в Нижнем Новгороде, Сочи, Санкт-Петербурге. Были и заграничные путешествия: летала в Баку и Анталью. Любимый вид транспорта — самолет. Я начинала карьеру маркетолога в авиакомпании и с тех пор очень люблю самолеты.
Для поддержания физического здоровья хожу в спортзал. Предпочитаю сайкл и силовые тренировки.
Вечером «иду» с работы домой
Чтобы защитить себя от переработки, нужно регулировать рабочую нагрузку: закрывать ноутбук в конкретное время и переключаться на домашние дела или идти в магазин. Мой совет «делать» прогулку с работы домой: завести привычку, символизирующую переход к отдыху. Это может быть даже песня, которую надо включить в наушниках за пять минут до окончания рабочих дел, а потом со спокойной душой идти отдыхать.
Удаленка расширяет географию работы, но требует вовлеченности
Удаленка научила меня самоорганизации, планированию рабочего и личного времени, самоконтролю. Появилось понимание, что онлайн-коммуникация требует большей вовлеченности, чем офлайн. Сложно считывать эмоциональное состояние человека по ту сторону экрана, а иногда это важнее всего при переговорах.
Преимущество дистанционки в том, что она открывает безграничную географию работы. Но мне нравится живое общение. Если появится возможность работать в офисе в моем городе, то я с большим удовольствием буду в него ходить.
Тем, кто хочет перейти на удаленку, но не решается, могу сказать одно: пробуйте! Главное — обустроить удобное место, которое вы будете использовать исключительно для работы. И заведите ритуалы начала и окончания рабочего дня. Остальное настроится в процессе.
Что касается карьерных возможностей на удаленке, в распределенной команде у всех шансы равны, особенно если расти в качестве специалиста или линейного руководителя. Но вырасти с джуна до топа, ни разу не появившись в офисе, мне представляется нереалистичным.