Перспективы удалённой работы в России глазами владельцев и сотрудников компаний

В период самоизоляции онлайн-совещания стали популярным форматом рабочих коммуникаций для российских компаний.

С марта по май 2020 года среднемесячное количество проведённых онлайн-совещаний на платформе Линк Вебинары (ранее  Webinar.ru) выросло в 15,5 раз по сравнению со средним показателем за аналогичный период в 2019 году. 

Безусловно, переход многих российских компаний в режим удалённой работы способствовал росту спроса на формат онлайн-совещаний и на платформы видеосвязи.

Чтобы оценить перспективы развития рынка видеосвязи, мы изучили мнения владельцев и сотрудников российских компаний об удалённой работе: продолжают ли они работать вне офиса, как оценивают эффективность «удалёнки», какие факторы мешают или, наоборот, помогают работать из дома и т.д.

С помощью Левада-Центра мы опросили 300 владельцев и 500 сотрудников компаний из 20 различных отраслей, среди которых торговля, IT, производство, строительство, образование, недвижимость и другие.

Основные результаты исследования

Больше половины работодателей предоставляют сотрудникам возможность работать удалённо после отмены режима нерабочих дней.

Несмотря на отмену режима «нерабочих дней», многие компании по-прежнему предоставляют сотрудникам возможность работать удалённо. 56% опрошенных руководителей компаний ответили, что их сотрудники работают удалённо. У 62% из них доля удалённых сотрудников превышает 25%.

Удалённая работа в целом не оказала негативного влияния на эффективность сотрудников.

Только треть опрошенных владельцев бизнеса, чьи сотрудники работают удалённо, считают работу из дома менее эффективной по сравнению с офисной. 45% оценивают эффективность офисной и удалённой работы на одинаковом уровне, а 19% ответили, что сотрудники эффективнее работают из дома.

Среди сотрудников тоже только треть ответили, что в офисе они работают эффективнее, чем дома.

Среди факторов, снижающих эффективность при работе из дома, большинство сотрудников выделило домашние дела (44%), отсутствие оборудованного рабочего места (34%) и отсутствие границ между свободным и рабочим временем (30%). По мнению 48% владельцев бизнеса, ещё одним негативным фактором, снижающим эффективность, является проблема самоконтроля.

Среди факторов, которые повышают продуктивность при работе из дома, сотрудники выделили качество сна (39%), экономию сил на дорогу до офиса (37%) и снижение стресса (29%).

Почти половина руководителей компаний ответили, что готовы полностью или частично ввести удалённую работу после отмены ограничений.

45% руководителей готовы полностью или частично ввести удалённую работу после отмены ограничений в связи с пандемией COVID-19. 39% не готовы ввести режим удалённой работы, а у 8% такая возможность была и до пандемии.

Удалённая работа — выбор молодых.

Только четверть из опрошенных сотрудников до 30 лет ответили, что хотят работать в офисе.

Сотрудники поколения X (40-55 лет) работают из дома эффективнее, чем более молодые люди.

С точки зрения эффективности труда для «зуммеров» и поколения «игрек», скорее, нет разницы, работают они в офисе или из дома — 38% и 32%. А среди представителей «иксов» (40-55 лет) самая высокая доля тех, кто считает, что дома работает эффективнее — 17%. Миллениалы в своём большинстве считают, что эффективнее работают в офисе — 34%.

Большинство владельцев бизнеса считают главным плюсом «удалёнки» экономию на аренде и технике.

Владельцев бизнеса удалённая работа привлекает прежде всего из-за экономии на аренде офисных помещений, техники и пр. (59%), а также из-за упрощения найма сотрудников из других регионов и стран (34%) и повышении удовлетворённости сотрудников условиями работы (26%).

Только 30% опрошенных руководителей считают онлайн-совещания менее эффективными, чем традиционные.

При этом у 42,6% респондентов из этой группы сотрудники не работают удалённо.
Среди опрошенных руководителей, чьи сотрудники продолжают работать удалённо, 41% считает онлайн-совещания такими же эффективными, как и совещания в офисе, а 9% считает, что онлайн-совещания эффективнее.

Интересно, что сотрудники более лояльны к онлайн-совещаниям, нежели руководители. Всего 16% сотрудников считают удалённые совещания менее эффективными. А это в 2 раза меньше, чем среди опрошенных руководителей (30%).

Большинство владельцев компаний продолжит использовать сервисы видеосвязи для встреч с клиентами из других регионов.

64% планируют проводить встречи с клиентами из других регионов. 51% будут использовать сервис для общения с удалёнными сотрудниками, а 24% будут таким образом экономить на командировках. Это говорит о том, что спрос на инструменты для видеосвязи не упадёт даже после отмены всех ограничений, связанных с пандемией.

Больше интересных результатов читайте в полной версии исследования:

Все результаты исследования доступны по ссылке:

Читайте также:

Как зарядить команду на удалёнке

5 онлайн-инструментов для зарЯжения команды на удалёнке

Как поддержать команду в период карантина и не дать обстоятельствам понизить мотивацию и эффективность сотрудников? Вместе с экспертом по корпоративным ивентам собрали 5 онлайн-решений. Абсолютно удалённо и совершенно бесконтактно:)