Small talk: как разговор ни о чём помогает выстроить дружелюбную коммуникацию

Вы участвуете в важных переговорах, на которых собираются партнёры и сотрудники компании со всей страны. Волнение, ожидание, много незнакомых людей — обстановка перед мероприятием напряжённая. Коллега решает разрядить атмосферу и начинает с вами разговор о погоде или интересной книге. Так выглядит small talk — формат беседы на отвлечённую тему, который помогает снять напряжение и наладить коммуникацию. О том, как правильно вести small talk и чем он может быть полезен, рассказали в статье.

Что такое small talk и зачем он нужен

Small talk — это светская беседа, или короткий разговор на нейтральные темы между малознакомыми людьми. Он приносит пользу в личном и профессиональном плане. Так, неформальные разговоры:

  • создают атмосферу доверия и комфорта
  • увеличивают шансы на успех в переговорах
  • укрепляют связи внутри команды
  • формируют положительный имидж — личный и компании
  • развивают мягкие навыки 
  • расширяют круг знакомств.

О чём говорить, когда сказать особо нечего

Мы собрали несколько тем и вопросов, с которых можно начать беседу.

Тема
Что спросить
Путешествия и отдых
Вы любите путешествовать? / Где вам больше нравится отдыхать — на море, в горах или в городе? / Я недавно был в [город или страна]. Вы бывали там?
Погода
Как вам сегодняшняя погода? / Сегодня так пасмурно/жарко/ветрено. Вам такая погода нравится? / Мне больше нравится осень/весна/лето. А у вас какой любимый сезон?
Культура и искусство
Вы смотрели новый фильм? Как впечатления? / Здесь так шумно. Прямо как на концерте. Вам нравятся концерты?
Хобби
Чем вы обычно занимаетесь в свободное время? / Я недавно прошёл [название игры]. А вы предпочитаете настольные или компьютерные игры? / Какую книгу вы сейчас читаете?
Еда
Как вам канапе здесь? А кофе? / Любите пробовать новую еду или предпочитаете проверенные блюда? / У вас есть любимый ресторан? Можете посоветовать?

В беседе small talk лучше избегать тем, способных вызвать дискомфорт. Не стоит начинать знакомство с разговора о политике, религии, финансовом положении. Также стоит воздержаться от вопросов о здоровье, возрасте, семейном положении.

«Какую бы тему вы ни выбрали, главное — взаимная доброжелательность и искренняя заинтересованность в словах собеседника. Если их нет, один из участников может солировать, перетягивать внимание на себя. Такое хорошо считывается и может навредить будущим переговорам. Для меня идеальный small talk — это затронуть несколько тем, по отклику найти ту, в которой комфортно мне и собеседнику, и слегка её развить», — рассказала руководитель по маркетинговым коммуникациям с ПАО МТС Татьяна Апрельская.

Как не стесняться и правильно вести small talk

Чтобы разговор принёс пользу всем сторонам, придерживайтесь семи главных принципов small talk.

1. Готовьте темы и вопросы заранее

Перед деловой встречей узнайте о собеседнике: чем он занимается в компании, какие у него профессиональные интересы и достижения. Эта информация поможет продемонстрировать искренний интерес. 

2. Ищите общую тему

Следите за реакцией собеседника: мимикой, жестами, интонацией. Если ответы короткие, а поза закрытая, человек не вовлечён. Тогда мягко смените тему.

3. Будьте доброжелательны

Улыбайтесь, сохраняйте открытую позу и проявляйте искреннюю заинтересованность.

4. Задавайте открытые вопросы

Вместо вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет», используйте те, что провоцируют развёрнутый ответ. Например, вместо «Вам нравится это блюдо?» спросите: «Какое канапе вам понравилось больше всего?»

5. Слушайте внимательно

Показывайте, что слушаете. Кивайте, поддерживайте зрительный контакт, используйте поддерживающие реплики: «Интересно», «Расскажите подробнее».

6. Сохраняйте баланс общения

Не превращайте беседу в монолог. Дайте собеседнику возможность высказаться.

7. Завершайте разговор на позитивной ноте

Подведите итог с благодарностью: «Было приятно пообщаться!». При необходимости предложите продолжить обсуждение позже.

Как вести small talk в онлайне

Короткая беседа помогает выстраивать коммуникации и в онлайн-формате. Здесь работают те же техники small talk: доброжелательность, открытые вопросы, внимание к собеседнику. Разница в том, что в онлайне можно использовать возможности цифровой платформы. Например, в сервисе для онлайн-встреч и совещаний МТС Линк Встречи это:

  • чат и вкладка «Вопросы» — инструмент для вопросов и поддержки коллег
  • реакции — способ выразить одобрение без прерывания
  • поднятая рука — сигнал, который позволяет вежливо попросить слово.

В МТС Линк Встречах можно проводить встречи с коллегами и партнёрами, удалённые собеседования и обучающие тренинги. 

Начните встречу с приветствия в чате

Убрать волнение и страх в начале беседы поможет функция бьютификации. Включите опцию, чтобы не переживать о внешнем виде и сфокусироваться на главном — на разговоре. 

На платформе для коммуникаций, обучения и совместной работы МТС Линк можно менять внешний вид, как захочется. Когда мне по видеосвязи звонит бабушка, я иногда „надеваю“ шляпу шерифа 🙂

Автор - Линки
Линки
Виртуальный амбассадор ИИ-функций в продуктах и сервисах МТС Линк

Беседа легко завяжется, если команда примерит маски и аватары. Они меняют внешний вид или вовсе превращают участников встречи в виртуальных персонажей.

Аватар хипстера в МТС Линк Встречах

Среди масок есть необычные очки, цветочный венок, шлем богатыря, кокошник и хипстер с синей бородой. Забавные элементы добавят юмора и помогут разрядить обстановку перед серьёзным обсуждением рабочих вопросов.

Подпишитесь на рассылку МТС Линк Медиа

Каждую пятницу присылаем самые интересные статьи об эффективной работе и коммуникациях в онлайне на почту