Дистанционные образовательные технологии: что это, виды

Дистанционные образовательные технологии: что это, виды

Дистанционные технологии в образовании в последние годы получили большое развитие. Оказывается, чтобы дать школьникам и студентам знания, не обязательно собирать учащихся в классе или аудитории. Лекции, уроки, практические занятия можно успешно проводить в режиме онлайн. Расскажем подробно об особенностях внедрения дистанционных технологий обучения. Разберемся, какие преимущества и недостатки у онлайн-образования. Выясним, как организовать обучение в цифровом пространстве.

h1 | Изображение 1

Что такое технологии дистанционного обучения

В традиционном университете или школе ученик и педагог взаимодействуют с глазу на глаз. Им не нужны специальные инструменты, чтобы видеть и слышать друг друга. Преподаватель дает задание, ученик выполняет его в аудитории и получает оценку. Технология дистанционного обучения — это набор инструментов, с помощью которых ученик и преподаватель могут взаимодействовать друг с другом в удаленном формате. Какие задачи решают эти технологии:

  • помогают передать учебный материал учащемуся;
  • обеспечивают возможность самостоятельного обучения;
  • позволяют контролировать уровень подготовки ученика и проверять, усвоил ли он материал;
  • позволяют получить обратную связь от преподавателя.

Пользователи взаимодействуют через телефонную связь, мессенджеры, электронную почту, чаты в специальных программах.

Дистанционные образовательные технологии условно делят на несколько категорий:

  • LMS. Речь идет о системах управления обучением. Это специальные платформы, функционал которых полностью «заточен» под дистанционный образовательный процесс. Здесь можно создавать электронные курсы, организовывать вебинары и лекции, устраивать мастер-классы. Для проведения аттестационных работ и контроля успеваемости предусмотрен набор инструментов. Тесты, опросы, голосования в интерактивном формате позволяют оценить уровень подготовки учащихся. LMS активно используются в заочном и асинхронном электронном видах обучения (когда очные занятия чередуются с дистанционными). Цифровые образовательные платформы предполагают высокую степень самостоятельности и требуют от учащихся самоорганизованности.
  • Электронные средства для коммуникации. Преподаватель и ученик (студент или школьник) общаются в социальных сетях, через СМС или мессенджеры. К примеру, педагог отправляет список учебников, которые пригодятся при изучении предмета. Либо скидывает ссылку на тест, который нужно пройти в сети интернет в ближайшее время. Минус этой категории образовательных технологий в том, что взаимодействие происходит на базовом, а не на профессиональном уровне. Обменяться сообщениями или файлами можно, а провести полноценное учебное занятие с проверкой знаний и выполнением практических заданий в онлайне — уже не получится.
  • Площадки в интернете для размещения учебных материалов. Сюда относят сайты компаний, где можно закрепить файлы с инструкциями, видеохостинги, площадки подкастов. Предполагается самостоятельное изучение предмета. Обучающийся знакомится с материалами, а затем сдает зачет или проходит проверку знаний.

В зависимости от выбранной технологии, материал может подаваться обезличенно или индивидуально, с учетом уровня подготовки конкретного ученика. Дистанционный формат подходит для реализации образовательных программ по любому направлению. Учебные курсы доступны пользователям всех возрастов. Главное, чтобы участники образовательного процесса хорошо ориентировались в виртуальной информационной среде и умели пользоваться компьютерными телекоммуникациями.

h1 | Изображение 2

Преимущества дистанционных технологий

Какие плюсы у технологий дистанционного образования:

  • Доступность. Чтобы начать обучение, достаточно выбрать учебное заведение, которое работает в таком формате, и подать заявку. Если у вас есть компьютер или ноутбук, подключенные к интернету, то вы без проблем сможете погрузиться в образовательную среду.
  • Экономия времени. Благодаря современным компьютерным технологиям, не обязательно лично ездить в образовательное учреждение. Обучение на расстоянии не менее эффективно при условии, что выбраны хороший вуз и грамотные преподаватели. Экономия времени особенно важна, когда речь идет о профессиональном обучении во время работы. Тогда сотруднику даже не придется отрываться от повседневных задач (главное, выделить для учебы определенные часы).
  • Универсальность. Технологии рассчитаны на широкую аудиторию. Подходят для синхронного, асинхронного и гибридного обучения.
  • Гибкий подход. Преподаватель может составить индивидуальную образовательную программу, подготовить персональное расписание, сделать акцент на тех предметах, которые учащийся знает хуже всего.

Особенностью дистанционного обучения является активное использование интерактивных инструментов. Вместо традиционного опроса проведите тест или организуйте групповую работу над проектом. Это всегда способствует более высокой заинтересованности со стороны учащихся и повышению их вовлеченности.

Недостатки дистанционных технологий

Использование телекоммуникационных технологий в образовании имеет и недостатки:

  • Зависимость от подключения к интернету. Если плохо ловит сеть, или интернет отключен за неуплату, то пользователь не сможет взять задание, получить доступ к обучающему видео или пройти опрос.
  • Сложность в проведении практических занятий. Когда речь идет о получении узкой технической или медицинской специальности, то одними видеолекциями не обойтись. Студентам нужно показать на практике, как делать швы после операции или как налаживать оборудование. Закрепление навыков возможно только на реальном, а не виртуальном занятии.
  • Трудности в налаживании коммуникации. Когда ученики и преподаватель встречаются в аудитории или классе, то контакт быстро устанавливается между всеми пользователями. Чтобы наладить общение в онлайне, педагоги используют такие способы обучения, как работа в группе или по парам.

Главный минус виртуальных университетов — необходимость постоянного самоконтроля. Учащийся должен понимать важность самостоятельного изучения программы, не пропускать занятия, вовремя выполнять задания педагога. Только в этом случае диплом об окончании образовательного учреждения будет не просто документом, а реальным подтверждением полученных знаний и приобретенных навыков.

Виды технологий дистанционного обучения

Выделяют 3 вида дистанционных сетевых технологий:

  • Кейсы. Преподаватель передает учащемуся готовый набор учебно-методических материалов. Активного взаимодействия между участниками учебного процесса не предусмотрено. Предполагается высокая степень самостоятельной работы. Такой подход во многом напоминает традиционные методы обучения, когда учитель дает конкретное задание, а ученик выполняет его отправляет на проверку.
  • Онлайн-уроки. Стороны общаются в режиме реального времени. Взаимодействие учеников и преподавателя происходит, в основном, посредством сети интернет. Можно проявить индивидуальный подход и с каждым студентом или школьником заниматься по отдельности. Либо устроить групповое обучение в интерактивной среде.
  • Видеоуроки и автовебинары. Такое обучение может быть организовано даже без преподавателя. Ученик сам ищет нужные материалы в сети и изучает их. Подразумевается полная свобода действий.

Перед тем как выбрать тот или иной формат, узнайте по поводу диплома: сколько стоит, какая информация в нем будет указана. Документ пригодится при поиске работы. Он станет подтверждением ваших профессиональных знаний и навыков. Чем крупнее и известнее университет, тем выше будет цениться образование, полученное в нем. У некоторых компаний есть требование: соискатель должен пройти обучение в конкретном вузе. Уточните условия, если уже выбрали организацию, куда отправите резюме по окончании обучения.

h1 | Изображение 3

Как организовать обучение в режиме онлайн

Предлагаем чек-лист для тех, кто планирует организовать дистанционное обучение с использованием компьютерных технологий и современных телекоммуникационных сетей:

  • Подготовьте образовательную программу.
  • Выберите способ обучения: готовые видеоуроки, работа через LMS в режиме онлайн, гибридная методика.
  • Подготовьте учеников. Сделайте рассылку с краткой информацией о самом курсе и дате его начала.

Если речь идет о корпоративном обучении, то достаточно оповестить специалистов о дате и времени запуска программы. Собираете аудиторию «с нуля»? Запустите рекламу своего образовательного учреждения. Разместите посты в соцсетях, настройте баннерную или таргетированную рекламу. Расскажите потенциальным клиентам, какие профессии можно получить с помощью мультимедийных технологий. Вкратце разберите, какие образовательные задачи будут решаться, какие методы используются в работе. Обязательно объясните понятие дистанционного образования. Потенциальные ученики должны быть уверены, что оно не менее качественное и полезное, чем классическое очное обучение.

Возможности платформы МТС Линк для дистанционного обучения

У МТС Линк есть два решения, которые подходят для организации дистанционного обучения: Встречи и Курсы от МТС Линк.

Встречи от МТС Линк

Облачное решение подходит для организации обучения на любом уровне: от занятий с репетитором до масштабных лекций и мастер-классов на тысячи участников. Взаимодействие обучающихся обеспечивается за счет общения в чатах, совместной работы с интерактивной доской, выполнения групповых задач в вебинарных комнатах. Проводите электронные лекции, устраивайте занятия в формате вебинаров.

Инструменты аналитики и статистики помогут проанализировать, как прошел урок: сколько учеников присутствовало, кто проявил себя наиболее активно. Система контроля присутствия позволит выявить тех, кто формально подключился к занятию, но не принимал участия в обсуждении важных вопросов (возможно, просто отошел от компьютера и начал заниматься посторонними делами).

Курсы от МТС Линк

Курсы от МТС Линк — профессиональная платформа для реализации любых моделей дистанционного обучения. Создавайте курсы по готовым шаблонам или разрабатывайте собственные сценарии обучения. Что можно делать с помощью платформы:

  • проводить лекции в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях;
  • давать индивидуальные задания и распределять учеников для работы в группах;
  • проводить проверку знаний и организовывать дополнительное обучение сотрудников организации;
  • отправлять дидактические материалы и методическую литературу в виде файлов;
  • прикреплять ссылки на видео, электронные учебники, тесты в онлайне;
  • принимать зачеты и экзамены.

Платформу можно использовать для общения преподавателей, обсуждения успеваемости учеников. Курсы от МТС Линк — идеальное решение для гибридного и заочного обучения в учебных центрах любого уровня. Соответствует всем образовательным стандартам.

«В течение года мы провели на платформе МТС Линк более 200 мероприятий для студентов, преподавателей и родителей. Вебинарная площадка также была удобна для записи событий. Например, мы сохраняли лекции приглашенных спикеров. На Курсах от МТС Линк обучили около 150 студентов старшей школы за полгода».
Автор - «В течение года мы провели н...
Автор
«В течение года мы провели н...

Заключение

Современное обучение с применением дистанционных образовательных технологий уже стало полноценной альтернативой традиционному очному обучению. Дистанционный формат используют для получения среднего и высшего образования, повышения квалификации, переподготовки по специальности. Профессиональные платформы для дистанционного обучения помогут сделать образовательный процесс максимально эффективным. Посредством специальных инструментов преподаватели способны применять в работе практически любые педагогические технологии, а ученики — готовиться к урокам и лекциям, сдавать экзамены и зачеты так же, как при очном обучении.

Какие технологии используются в дистанционном обучении?
В дистанционном обучении используются современные цифровые технологии. Вебинары, видео- и аудиоконференции, онлайн-лекции проводят с применением компьютера, ноутбука, смартфона, подключенных к интернету.
Какие платформы можно использовать для дистанционного обучения?
Одна из самых надежных и функциональных платформ для дистанционного обучения — Курсы от МТС Линк. Сервис подходит для проведения готовых уроков и лекций, а также для создания курсов с нуля.
Что подразумевает технология дистанционного обучения?
Подразумевается, что преподаватель и ученики (либо студенты) могут находиться на расстоянии сотен и тысяч километров друг от друга. Стороны общаются посредством специальной платформы для ВКС. Для участия в уроках и лекциях нужно иметь компьютер, смартфон, ноутбук, подключенные к интернету. Дистанционное обучение предполагает большую степень самостоятельности со стороны обучающихся.