7 лайфхаков, как повысить эффективность смешанного обучения

Потеря мотивации, нехватка времени, сложности в понимании материала, а параллельно дедлайны на работе и домашние дела — это лишь часть вызовов, с которыми сталкиваются взрослые обучающиеся. Создателям курсов важно найти формат, который будет по-настоящему эффективным. Одно из решений — смешанное обучение,которое позволяет учиться из любого места, в удобном темпе и при любой загруженности. 

В статье эксперты в сфере обучения поделились лайфхаками, как удерживать внимание студентов в смешанном формате, помогать им осваивать материал и использовать возможности продуктов Вебинары, Формы и Курсы от МТС Линк для организации эффективного образовательного процесса.

Какой бывает смешанная форма обучения

Обучение в смешанном формате бывает нескольких типов: 

  • синхронное: онлайн- и офлайн-слушатели одновременно посещают лекции, вебинары и практические занятия, только одни занимаются в аудитории, а другие — на онлайн-платформах
  • асинхронное: слушатели не взаимодействуют в реальном времени — записанные занятия можно пересматривать в удобное время 
  • коллаборативное: может быть синхронным или нет, предполагает сотрудничество и обмен знаниями между обучающимися в мессенджерах.

Ниже — лайфхаки, которые помогут получить максимум эффективности от любого типа смешанного обучения. 

Лайфхак 1: сделайте обучение доступным

Наиболее эффективна гибкая модель смешанного обучения. Вебинары, конспекты, чаты с одногруппниками, тесты и другие материалы курса должны быть доступны, чтобы обучающийся не испытывал трудностей с подключением к занятию или загрузкой презентаций.

На платформе для создания онлайн-курсов и организации обучения МТС Линк Курсы учебные материалы, записи встреч и задания доступны круглосуточно. Платформа работает в веб-версии на операционных системах Windows, macOS и Linux, а также на смартфонах iOS и Android. Все версии синхронизируются между собой и имеют одинаковый набор функций.

7 лайфхаков, как повысить эффективность смешанного обучения | Фото image8 3

Вебинар в мобильном приложении

Кроме удобства и безопасности, курсы должны быть гибкими. Автор телеграм-канала «Тренды образования», методический директор в EdTech Кристина Геворкян считает, что у участников должен быть выбор форматов. 

«Предложите альтернативы: видео или текст, обсуждение или эссе, самостоятельная работа или проект в паре. Обучающиеся должны ощущать контроль над процессом обучения», — добавляет эксперт.

Лайфхак 2: добавьте разные форматы контента

В 1992 году новозеландские исследователи Нил Флеминг и Колин Миллс предложили теорию VARK. Согласно ей, каждого человека можно отнести к одной из четырёх групп по типу восприятия информации: 

  • V (Visual) — визуалы получают информацию с помощью зрения
  • A (Aural) — аудиалы лучше понимают информацию в формате звуков
  • R (Read/write) — дискреты (или дигиталы) воспринимают логические связи, текст и цифры
  • K (Kinesthetic) — кинестетики получают знания через обоняние и осязание. 

На практике отнести обучающегося к одной определённой группе невозможно. Некоторые дисциплины человек может лучше воспринимать на слух, а другие — с помощью осязания или зрения. 

Именно поэтому эксперты рекомендуют подключать как можно больше органов чувств при обучении и использовать максимум интерактивных возможностей.

«Например, платформа для коммуникаций, обучения и совместной работы МТС Линк позволяет не просто вести лекцию в формате „говорящая голова и слайды“, но и включать формы и тесты, добавлять видеоэссе, делиться ссылками на аналитические статьи. Это держит внимание аудитории, вовлекает в процесс», — рекомендует сооснователь сообщества Digital Learning Павел Безяев.

Эффективный урок смешанного обучения будет состоять из видео, конспектов, заданий на онлайн-доске, креативных домашних заданий и других активностей. 

7 лайфхаков, как повысить эффективность смешанного обучения | Фото image1 6 1

Интерактивные занятия в МТС Линк Курсах

Лайфхак 3: объедините офлайн и онлайн

Заниматься исключительно онлайн удобно, но чтобы вовлечённость и мотивация не упала, добавьте офлайн-встречи в программу курса. 

Организовать такую встречу можно в одном городе, а если группа распределённая, то в нескольких. Например, предложите обучающимся из разных городов встретиться небольшими группами и вместе выполнить домашнее задание. 

7 лайфхаков, как повысить эффективность смешанного обучения | Фото image4 4

Тем, у кого не найдётся компании в их городе, можно провести занятие в коворкинге — главное, выйти в офлайн

Создать эффективную систему смешанного обучения позволяют Вебинары и Курсы от МТС Линк. Так, учебный центр «Содействие» в 2024 году перешёл на МТС Линк и проводит курсы с участием преподавателей для онлайн- и офлайн-участников, запускает вебинары в записи, проверяет, как обучающиеся усвоили знания. Благодаря смешанному формату количество клиентов увеличилось вдвое — до 2 500 тысяч человек в 2024 году. 

Лайфхак 4: следите за количеством обучающихся

Руководитель отдела обучения и клиентского опыта МТС Линк Инна Колесникова акцентирует внимание на том, что для эффективного смешанного обучения важно не перегружать группу большим количеством участников и уделять особое внимание дистанционным обучающимся. 

«В потоковом вещании, где спикер просто говорит, количество участников может быть любым. Но если требуется вовлечённость, групповая работа или выполнение упражнений, лучше ограничить число участников. Оптимально — не более 12 участников в соотношении один к трём, где треть обучающихся — в онлайне», — поясняет эксперт.

Сосредоточиться в онлайне сложнее, чем в аудитории, прямо перед лектором. Поэтому преподавателю или тренеру нужно акцентироваться на онлайн-участниках, вовлекать их в активность, подключать тестовые форматы, предлагать ставить реакции и задавать вопросы в прямом эфире.

Кроме того, важно, чтобы обучение было одинаково понятно и доступно всем. Например:

  • если в аудитории идёт обсуждение в мини-группах, онлайн-участников тоже нужно разделить по комнатам, чтобы они обсуждали ту же тему или выполняли то же задание
  • результаты работы можно фиксировать в общем пространстве — например, на онлайн-доске или в журнале курса.

Это поможет создать ощущение единого пространства.

7 лайфхаков, как повысить эффективность смешанного обучения | Фото  на группы

Разделение на группы

Лайфхак 5: организуйте пространство для общения

В общем пространстве обучающиеся обмениваются опытом, помогают друг другу увидеть тему под новым углом, укрепляют нетворкинг. 

«Социальное взаимодействие — неотъемлемая часть эффективного смешанного обучения. С точки зрения конструктивизма знание формируется в процессе взаимодействия. Особенно в контексте обучения взрослых, где важно не только „что“, но и „как“, и „зачем“», — говорит Кристина Геворкян.

Комьюнити, по мнению эксперта, не возникает само. Его нужно проектировать и сопровождать — особенно в онлайн-среде, где естественного общения нет. Для организации сообщества эксперт рекомендует:

  • назначить фасилитатора или модератора встречи
  • создать пространство с разными форматами (форумами, чатами, вебинарами)
  • стимулировать активность участников реакциями, опросами, рефлексивными практиками
  • интегрировать задания, требующие кооперации (совместные проекты, дебаты, заполнение шаблонов-айсбрейкеров).

С возможностями платформы МТС Линк организаторы могут фантазировать и придумывать новые форматы взаимодействия обучающихся. Например, ЭГО Университет проводит встречи разговорного англоязычного клуба в МТС Линк Вебинарах. Участники свободно общаются и выполняют практические задания в парах и группах.

7 лайфхаков, как повысить эффективность смешанного обучения | Фото image9 2 1 1 1 1 1

Онлайн-занятие в разговорном клубе ЭГО Университета

Лайфхак 6: используйте разные методы оценки

Способы проверить усвоенные знания в смешанном обучении не ограничиваются тестами с выбором правильного ответа. Например, в МТС Линк Курсах сделать это можно с помощью: 

  • контрольных заданий с выбором одного, нескольких вариантов или свободным ответом 
  • презентации, эссе, видеопроекта — на платформу можно загружать изображения, аудио, текст, видео и другие типы файлов или добавлять ссылки на сторонние ресурсы, например Rutube или «Яндекс Диск»
  • обратной связи в формате peer-to-peer (P2P) с проверкой 2-3 работ друг друга и получением такого же количества отзывов на свою работу, которую затем проверяет эксперт курса.
7 лайфхаков, как повысить эффективность смешанного обучения | Фото image1 6 1 1

Возможность дать развёрнутый ответ или высказать мнение помогает преподавателям лучше понимать уровень освоения материала

Тесты, квизы и опросы можно также собрать в сервисе МТС Линк Формы

Кристина Геворкян добавляет, что оценивать достижения можно по рефлексивным заданиям. Например, по дневникам самооценки и менторингу. Такие инструменты позволяют измерить прогресс и собрать обратную связь о курсе.

Лайфхак 7: подключите игровые механики

Геймификация, то есть добавление игровых элементов в обучение, вовлекает в занятия, помогает лучше усваивать информацию. 

Павел Безяев считает, что геймификация не напрямую улучшает восприятие информации, а мотивирует эту информацию воспринимать, делает процесс обучения интереснее и живее.

«На первый взгляд, вариантов геймификации много, но на самом деле базовых рабочих механик всего несколько. Например, соревновательные элементы (рейтинги, таблицы лидеров, доски почёта), истории и квесты для исследователей, коллекционирование (сбор артефактов) и коллективные цели (задания, за которые бонус получает вся группа и которые требуют активной коммуникации)», — говорит он.

Эксперты подчёркивают, что важно не перегрузить курс и не включить в него все форматы сразу — такая нагрузка только отвлечёт от важной информации. 

«Геймификация нужна не чтобы веселить, а чтобы мотивировать и увлекать за счёт структурированного игрового опыта. Важно не подменять педагогические цели игровыми элементами. Геймификация ради геймификации — путь в никуда», — добавляет Кристина Геворкян.

Любой геймифицированный компонент, по мнению эксперта, должен служить конкретной учебной задаче: повторению материала, формированию навыков или повышению мотивации. Например: 

  • прогресс-бары и уровни визуализируют пройденный путь и дают ощущение движения
  • микронаграды за микроуспехи добавляют удовлетворённости от достижений
  • элементы соревнования работают, если встроены в поддержку, а не в токсичную конкуренцию
  • сторителлинг эффективен в кейс-методах и обучении мягким навыкам
  • виртуальные аватары и персонажи полезны в имитационных тренажёрах и ролевом обучении.

Инна Колесникова рекомендует создавать полноценные легенды с заданиями, баллами и соревнованием между группами.

«Этот лайфхак работает и для обучения, и для корпоративных мероприятий. Например, участники могут выполнять персонализированные или групповые упражнения, зарабатывать баллы, обменивать их на призы», — добавляет эксперт. 

Бонус: чек-лист для реализации смешанного обучения

В качестве бонуса делимся чек-листом для организации эффективного гибридного обучения без технических неполадок. Отмечайте пункты, чтобы ничего не забыть.

7 лайфхаков, как повысить эффективность смешанного обучения | Фото Frame 2131331467 1

Подпишитесь на рассылку МТС Линк Медиа

Каждую пятницу присылаем самые интересные статьи об эффективной работе и коммуникациях в онлайне на почту