Скринкаст — это короткая видеозапись того, что происходит на экране смартфона или компьютера. Такие записи нужны, чтобы наглядно объяснить принцип работы программы, сделать разбор ошибок в тесте, показать пример выполнения задачи или дать обратную связь по проекту. Вместе с ведущим продуктовым маркетологом МТС Линк Ксенией Нестерец и продуктовым директором True Education Мариной Войтович разобрались, как сделать хороший скринкаст, какие плюсы и минусы у этого формата и как он может помочь в корпоративном онлайн-обучении.
Короткие видеозаписи экрана с закадровым комментированием или без него подходят для объяснения небольших задач. Например, за 10 секунд можно объяснить, как запускается демонстрация экрана на платформе МТС Линк, или за 7 секунд рассказать, как делить участников на группы во время онлайн-встречи. Если задача более сложная, то и времени требуется чуть побольше. Ещё скринкасты подходят для решения следующих задач:
Обучающие инструкции
С помощью скринкаста можно показать, как использовать мобильное приложение, на какие кнопки нажимать, чтобы включить ту или иную опцию. К примеру, новым пользователям стримингового сервиса присылают скринкасты уроков, как зарегистрироваться на платформе, как загружать видео, как собирать статистику просмотров.
Демонстрационные видео
Если нужно показать аудитории особенности и преимущества продукта, то скринкаст идеально подходит для этой цели. Видео демонстрирует сам продукт, а эксперт за кадром рассказывает о характеристиках. К примеру, разработчики мобильного приложения для заказа такси показывают на скринкасте, как выглядит софт, а голос за кадром объясняет, в чём отличие от аналогичных сервисов.
Разбор ошибок
Наставник может скинуть обучающемуся видео с разбором ошибок в тесте или аттестационной работе. Подробное объяснение, где и что было сделано неправильно, поможет лучше усвоить тему и закрепить материал.
Онбординг
Скринкасты со звуком, записанные для новых сотрудников, позволят быстрее вникнуть в работу. К примеру, руководитель объясняет, как выполнять те или иные операции с оборудованием, как зарегистрироваться на корпоративном сайте, как сдавать отчёты или как работать с платформой для корпоративного обучения сотрудников.
Продуктовый директор True Education Марина Войтович объясняет: хороший скринкаст позволяет быстро усвоить материал. Но это не единственное преимущество подобного формата обучающих материалов. Эксперт назвала ещё ряд плюсов.
Наглядность
Информация подаётся доступно и просто. На видео демонстрируется, что именно нужно делать, а голос за кадром даёт подробные разъяснения.
Максимальная практикоприменимость
После просмотра скринкаста обучающийся может сразу начать применять полученные знания на практике. Скринкаст объясняет всё пошагово. Это касается не только использования какого-то софта (например, пользователь учится работать с мобильным приложением), но и других задач. К примеру, в медицине с помощью скринкастов можно обучать, как правильно накладывать шину на перелом или как делать перевязку.
Асинхронность
Скринкаст — это запись. Следовательно, пользователь может пересмотреть её столько раз, сколько требуется. Кому-то достаточно пары просмотров, чтобы усвоить материал, кто-то может пересмотреть видео несколько десятков раз. Сделать это можно в любой момент, без привязки к определённому времени.
Мультиформатность
Скринкаст для обучения можно записать в формате видео, без голоса, просто показав процесс. При необходимости видеоряд стоит сопроводить закадровым объяснением от эксперта, чтобы пояснить, в чём суть каждого действия. Скринкаст также можно сделать в виде комбинированного видео, где чередуются кадры с лицом эксперта и записью экрана. Такое многообразие форматов позволяет выбрать наиболее удачную и актуальную подачу материала для разных задач.
Что касается минусов, то Марина Войтович отмечает: скринкаст — это автономный обучающий материал и в этом его недостаток. Сотрудник смотрит видеоинструкцию, и на этом его обучение в рамках скринкаста заканчивается. Организатор не может собрать метрику, получить обратную связь или проверить, до какого момента просмотрено видео и усвоил ли ученик тему.
По словам Марины Войтович, скринкасты не подходят для задач, которые связаны с развитием софт-скиллс («мягких» навыков). К примеру, с помощью видеоинструкций сложно научить сотрудника гибкости, коммуникабельности, умению вести переговоры. Такие обучающие задачи нужно решать по-другому: давать теорию и контролировать, как сотрудник самостоятельно учится применять её на практике с помощью бизнес-симуляций или тренировочного чат-бота.
Кроме того, скринкасты — неподходящий формат для объяснения узкоспецифических тем. Например, эксперт с помощью видеороликов объясняет, как устроен процесс производства на металлургическом комбинате. Если это видео посмотрит сотрудник, не связанный напрямую с производственными процессами (к примеру, менеджер отдела продаж), то для лучшего усвоения темы ему наверняка захочется задать дополнительные вопросы или попросить подробнее остановиться на тех или иных моментах. Но формат скринкастов не предполагает обратной связи, поэтому, когда речь идёт о специфичных темах, лучше выбрать другой метод обучения (это может быть вебинар с возможностью задавать вопросы в чате).
Как создавать скринкасты
Марина Войтович рассказала, что скринкасты обычно записываются по этапам. Продолжительность ролика составляет всего несколько минут, поэтому каждая секунда должна быть полезной и информативной. Для этого нужно:
определиться с целью ролика
написать сценарий (текст должен соответствовать действиям, происходящим на экране)
установить тайминг по кадрам и тексту.
Чтобы записывать скринкасты, используются специальные сервисы (платные и бесплатные). Ведущий продуктовый маркетолог МТС Линк Ксения Нестерец рассказала, как записать видеоинструкцию в сервисе МТС Линк Встречи.
Шаг 1
Запустите сервис МТС Линк Встречи и активируйте функцию онлайн-записи экрана. В верхней части экрана, справа от названия встречи, есть мигающая красная кнопка. Нажмите на неё, чтобы включить или отключить запись.
Чтобы управлять функцией записи, нажмите на мигающую красную кнопку
Выберите, что именно хотите записать: работу на онлайн-доске,в документе или показ презентации. Также можно записать скринкаст экрана: показать, как пользоваться сайтом, зарегистрировать личный кабинет, составлять резюме.
Выберите тот элемент, который хотите показать другим участникам
Шаг 2
Запишите инструкцию. К примеру, объясните зрителям, как работать с шаблонами-айсбрейкерами в МТС Линк Досках. Эти шаблоны пригодятся, если планируется встреча-знакомство с коллегами или вы хотите провести традиционный рабочий созвон в неформальной обстановке.
Выберите подходящий шаблон
Шаг 3
После того как закончите объяснение, завершите встречу. Найдите мероприятие в списке завершённых и откройте запись (она доступна только вам). Скачайте мероприятие и отредактируйте видео. К примеру, обрежьте вступление или удалите лишние кадры.
Поставьте галочку, чтобы ссылка на скачивание записи пришла на вашу почту
Ксения Нестерец объяснила, что во время записи для наглядности можно поделиться любой вкладкой из браузера.
5 ошибок при создании скринкастов
Скринкасты успешно используются для корпоративного обучения сотрудников. Но, по словам Марины Войтович, некоторые создатели скринкастов допускают ошибки, способные перечеркнуть всю пользу.
1. Видеоряд не совпадает со звуковым сопровождением
Такое часто встречается в так называемых любительских скринкастах, где инструкцию даёт частный эксперт. На видео показывают одно, а речь идёт совершенно о другом. У зрителя возрастает когнитивная нагрузка и возникает путаница. Высок риск, что он просто закроет такой скринкаст и никогда к нему не вернётся.
2. Нет сценария
Эта ошибка тоже характерна для любительских видеороликов. Эксперт не готовится заранее, а импровизирует. Из-за этого усложняется восприятие: спикер может неожиданно переключаться с одной темы на другую, менять картинку без предупреждения, делать отступления, возвращаться к тому вопросу, который уже обсудил.
3. Скринкаст длится слишком долго
По словам Войтович, оптимальная продолжительность скринкаста — 5–7 минут. Но некоторые корпорации создают видеоинструкции длительностью 50–60 минут с подробным описанием платформы и тщательным разбором деталей. Зрителю сложно сконцентрироваться и сохранить внимание.
4. Материал не обновляется
Создатели скринкастов должны постоянно следить за актуальностью материалов. Особенно когда речь идёт о правилах использования мобильных приложений, знакомстве с интерфейсом, возможностях софта. Бывает, что ПО обновляется, появляются новые функции, меняется интерфейс, а видеоинструкция остаётся прежней. И зрители, просматривая видео, не получают актуальной информации и в результате зря тратят время на просмотр.
5. Скринкасты используются как основной формат обучения
Марина Войтович уверена: скринкасты должны быть дополнительным, а не основным форматом корпоративного обучения. В идеале в корпоративном обучении должны быть задействованы разные форматы: вебинары и автовебинары, тесты, тренинги, деловые игры, скринкасты. Только при таком подходе обучение будет по-настоящему результативным и качественным.