Повышает мотивацию и эффективность: как и зачем внедрять систему дистанционного обучения персонала

По данным исследований, каждый второй россиянин хотя бы раз обучался или повышал квалификацию удалённо. Это удобнее, быстрее и выгоднее — как для организаторов, так и учащихся. Но, несмотря на популярность дистанционного образования, некоторые всё же относятся к нему скептически. В статье разобрались, насколько такой формат эффективен для обучения персонала и как его организовать. 

Зачем нужна система дистанционного обучения персонала

Успех и стабильность бизнеса — заслуга слаженной работы команды. Поэтому грамотный руководитель всегда уделяет большое внимание обучению персонала. Обучить сотрудника, работающего в компании, выгоднее, чем привлекать новичка: немало времени пройдет, пока тот освоится и войдет в курс дел. 

Опытный специалист с первых секунд обучения будет «примерять» новые знания на бизнес-реалии компании. А это — удачная инвестиция и для руководителя. Ведь тогда сотрудник быстрее проникнется корпоративным духом и будет испытывать благодарность к компании, а значит — стараться больше.

Но собрать офлайн всех работников довольно трудно: необходимо найти помещение, спикеров, подобрать удобное для всех время, позаботиться о кофе-брейке. Расходы на такие мероприятия могут оказаться слишком велики. Выгодная альтернатива — система дистанционного обучения (СДО). Это программный продукт, который помогает легко организовать и автоматизировать онлайн-обучение. Рассмотрим, зачем персоналу дистанционное обучение:

  • по итогам успешного прохождения курсов в дистанционном формате сотрудник станет выполнять свои функции продуктивнее и быстрее, сможет находить творческие решения нестандартных ситуаций
  • повысится лояльность к работодателю, появится энтузиазм к исполнению рутинных задач
  • на корпоративных обучениях поднимается командный дух
  • HR-специалистам будет проще искать новых сотрудников — компания с разработанной системой обучения более привлекательна для соискателей
  • благодаря опыту и знаниям работников результаты работы организации прогрессируют
  • обучить своего работника финансово выгоднее (особенно в длительной перспективе), чем выбирать сотрудничество на аутсорсе
  • те, кто проходят профессиональную подготовку и заинтересован в дальнейшем электронном обучении, смогут без проблем заменять руководителя в случае необходимости (при наличии навыков управления персоналом организации).

Но у дистанционного обучения персонала есть и минусы:

  • во время прохождения обучения персонал не работает, а их коэффициент полезного действия на рабочем месте сводится к нулю
  • для больших компаний система дистанционного обучения персонала, особенно, если речь про очный формат, может быть затратна.

Методы и технология дистанционного обучения персонала

Технологии дистанционного обучения персонала помогают организовать повышение квалификации так, чтобы сотрудники не отрывались от своих рабочих мест. Это не дает просадку в общей выработке компании.

Дистанционный формат вытесняет офлайн, дает сотрудникам возможность учиться в удобное время в любом месте и требует только небольшого контроля со стороны работодателя. Но при желании компания может разработать собственные программы обучения, чтобы провести очные тренинги. Все зависит от политики предприятия, его ресурсов и делопроизводства.

Разберёмся, какие бывают методы корпоративных тренингов. Первый вид — с отрывом от производства.

Обучение с отрывом от производства
Как проходит
Первичная профессиональная подготовка
Обучение до приёма на работу, которое проводят в учебных заведениях
Повышение квалификации
Сотрудники получают дополнительные знания и компетенции и актуализируют уже имеющиеся
Переподготовка
Прокачивание навыков в новой нише. В этом случае обучение предполагает более длительный срок

Второй вид — без отрыва от производства. В рамках второй группы обучения обычно проводят инструктажи, организовывают наставничество, ротации и прочее. Исходя из используемых методов, выделим 3 группы обучения.

1. Традиционное обучение

То, что на слуху, и к чему все давно привыкли: лекции, видеообучение, семинары. Все это — технологии обучения персонала, к которым прибегали задолго до текущих реалий и которые продолжают активно использовать. Лекции и семинары не требуют больших затрат.

2. Активное обучение

Тренинги, ролевые и деловые игры, баскет-метод. Эти форматы обучения в организации ориентированы на практику и прокачку прикладных навыков.

3. Профессиональное обучение

Среди них наставничество, инструктаж, стажировка. То есть методы, нацеленные на подготовку новичков к работе с конкретными инструментами или в особых условиях.

За результат чаще всего отвечает HR-служба. Этот отдел отслеживает, какому сотруднику требуются, например, курсы повышения квалификации. Но итоговое слово остается за руководителем. Только он решает, нужны ли специфические навыки работников в бизнесе и переподготовка кадрам.

Основные форматы дистанционного обучения

Лекция: образовательная технология в бизнесе

На время обучения сотрудники становятся студентами, а начальство или менеджеры, выполняющие роль лекторов, — преподавателями.

Сегодня лекции наполнены визуалом: есть активная работа со слушателями, спикеры используют раздаточный материал и брошюры, демонстрируют презентации и вовлекают аудиторию в рассказ другими методами. Это не даёт ученикам заскучать и пропустить нужную информацию. В итоге — результат от обучения сохраняется в памяти слушателей на больший период, а вложения становятся более выгодными.

Плюсы этого формата:

  • можно охватить много людей за одно выступление
  • умеренные затраты, тем более если лекция проходит внутри компании
  • выбор учебных программ остаётся на усмотрение работодателя.

К минусам такого подхода можно отнести недостаточную обратную связь и низкую вовлечённость. Так как на лекции присутствует большое количество человек, спикер может не получить достаточной обратной связи и внимания аудитории. Поэтому метод может оказаться малоэффективным, особенно если у слушателей слабая внутренняя мотивация. Затянувшаяся лекция — скука. Часто спикер не может отследить момент, когда «перегибает» с информацией.

Семинар: как обучать персонал после лекции

В отличие от первого варианта, на обучающих семинарах упор делается на общение с аудиторией. Это помогает слушателям понять и запомнить больше.

Чаще семинары проводят после лекций, чтобы закрепить полученные знания. Классика для семинаров — это форматы мозгового штурма, командной работы, решения специальных кейсов. В результате, помимо получения знаний, укрепляется корпоративный дух, а бизнес-команды сплочаются.

Более того — на семинаре легко завести новые знакомства, наладить полезные связи, обменяться опытом с коллегами. Отсюда главный плюс формата — интерактивность и высокая вовлеченность аудитории.

Но есть и минусы:

  • семинар может дорого обойтись, особенно, если сотрудников в компании много.
  • спикеры должны быть экспертами в своих нишах и параллельно — в вопросах обучения. Это редкое сочетание, которое тоже обходится недешево.

Наставничество как часть системы профессионального обучения

Этот вариант часто более комфортный для работников и более результативный — в вопросе обучения персонала организации.

Для этого из персонала компании подбирается опытный наставник. Чаще это коллега новичка, который будет делиться с ним своим опытом. Это поможет новому работнику быстрее влиться в коллектив и адаптироваться в разрезе его должностных обязанностей.

Главная задача наставника — поддержка подопечного. Поэтому в вопросе менторства стоит применять индивидуальный подход, учитывая психологические особенности и характер человека. Но для самого наставника такое занятие обладает и негативной стороной — он тратит свое время на контроль другого человека, часто неоплачиваемый, в то время как сам мог бы развиваться и показывать лучшие профессиональные результаты.

Тренинг как метод корпоративного обучения

Главная цель онлайн-тренингов — оттачивание практических навыков. В отличие от вебинаров, этот формат предполагает больше практики и ограниченное количество участников. На тренингах спикер предлагает конкретные ситуации, которые слушатели разбирают и проецируют на свою работу. Благодаря такому подходу сотрудники проживают каждый пример, обучаясь решению проблем. Например, на тренинге о том, как справляться со стрессом, сотрудник может примерить роль недовольного начальника, а второй — виноватого подчинённого. Так люди учатся правильно вести себя в обеих ролях, управлять эмоциями. Часто в рамках тренингов используют интерактивы и элементы геймификации. Обычно хороший результат такого формата обучения достигается за счет эмоционального вовлечения участников. Для удобства ведущий может разделять участников на группы, вызывать их в эфир, использовать онлайн-доску для выполнения заданий. 

Групповая работа на онлайн-доске на платформе МТС Линк

Вебинары: продуктивная форма организации дистанционного обучения

Вебинары включают доклады и презентации, а ещё обратную связь от аудитории, к примеру, с помощью рубрики «вопрос – ответ». Это дистанционная система обучения в режиме реального времени. Формат сочетает в себе характеристики других видов: доклады, как на лекции, интерактивность, как на семинаре, элементы практики — как на тренинге. В целом спикер взаимодействует со слушателями как на классической лекции в аудитории. Он может объяснять теорию, демонстрировать видео, изображения или презентации, давать практические задания с использованием онлайн-доски, инициировать дискуссии. На вебинарах также часто используют интерактивы. Участники задают вопросы, получают ответы на них в режиме реального времени, участвуют в опросах, заполняют анкеты, проходят тесты, в том числе личностные. 

Например, платформа для онлайн-обучения и вебинаров МТС Линк Вебинары позволяет оценить вовлеченность участников мероприятия. По его завершении инструменты аналитики помогут понять, что вызывало у аудитории интерес, а что — осталось без внимания. Также участники могут посмотреть вебинар в записи, а ИИ-инструменты позволяют получить текстовую расшифровку, резюме и видеохайлайты после онлайн-мероприятия.

Интерфейс платформы МТС Линк Вебинары

Вебинары хорошо повышают мотивацию сотрудников, их уверенность в себе, понимание ценности для компании. Но самое важное — работник осознает методы, которые, во-первых, ему по силам, и, во-вторых, помогут улучшить результаты всей команды.

Автовебинары и скринкасты

Автовебинар представляет собой видеоурок, назначенный на конкретную дату. Он сам запускается и завершается спустя указанное в настройках время. В нём нет опций для управления — таймера, паузы или перемотки. Для участников трансляция выглядит как живая встреча со спикером. Люди могут общаться друг с другом в чате, но ответы на вопросы по теме вебинара получают уже после занятия.

Такой формат отлично подходит для однотипных занятий. Он позволяет экономить время организатора и сохранить вовлечённость слушателей. При этом автовебинар отличается, например, от обычной рассылки с записью лекции: видео могут не заметить, и оно менее интерактивное. В случае с автовебинаром у участников есть чёткая дата и возможность общения в чате.

Примерно по такому же принципу работает скринкаст — запись действий на экране с закадровым голосом. С помощью такого формата можно проводить, например, онлайн-обучение по работе с компьютерными программами и сервисами. Такая презентация с «говорящей головой» подойдёт для несложных теоретических курсов. Спикер в данном случае делает презентацию более живой и привлекает внимание тех, кто лучше воспринимает информацию на слух.

Диалоговые тренажёры

Диалоговый тренажер представляет собой интерактивный бизнес-кейс, он имитирует реальные диалоги и позволяет отработать навыки общения в разных ситуациях. Диалоговый тренажёр выглядит как ролевая игра, в которой вместо живого собеседника выступает виртуальный. Например, бывают кейсы по выстраиванию коммуникации с проблемным клиентом или продаже продукта. Этот формат также часто используют в корпоративном онлайн-обучении. Фактически, сотрудники проходят небольшой автоматизированный тренинг.

Тесты и опросы

Тесты обычно проводят для проверки знаний обучающихся после каждого теоретического блока или в самом конце. Опросы применяют для оценки уровня вовлечения на занятиях, а также для сбора обратной связи или мнений по определённому вопросу. Например, в онлайн-конструкторе для проведения тестов, опросов и исследований МТС Линк Формы можно запускать опросы прямо во время онлайн-мероприятия и без переключений на другие вкладки. Инструмент интегрирован с сервисами Вебинары и Встречи от МТС Линк. В одной форме возможно сочетать вопросы с графой для развернутого ответа или с выбором нескольких вариантов, а также упражнения на проверку знаний и поля для сбора обратной связи. 

Проведение теста на платформе МТС Линк

Онлайн-курсы

Онлайн-курсы могут включать несколько разных форматов: вебинары, презентации со спикером, тренинги, тесты, опросы, автовебинары и другие. Зачастую в рамках одного курса проводят и практические занятия в режиме реального времени, и уроки, в которых предполагается самостоятельная работа обучающихся. Для проведения онлайн-курсов можно использовать специальные сервисы. Так, на платформе МТС Линк Курсы можно создать урок, тест или целую обучающую программу. Сервис подходит для обучения и развития, онбординга новичков, тестов для вовлечения удаленных сотрудников, разработки полноценных курсов с уроками, экзаменами и выдачей брендированных сертификатов по окончании.

Отображение курсов в личном кабинете МТС Линк Курсов

МТС Линк Курсы интегрированы с другими сервисами МТС Линк, подходят для любого формата обучения и разнообразных типов занятий в единой структуре курса. А благодаря инструментам статистики, управления вовлечённостью, можно следить за успеваемостью и усвоением знаний.

Как работает дистанционное обучение персонала организации

СДО открывает сотрудникам двери в мир профессиональных знаний. Всё, что нужно для организации дистанционного обучения персонала— создать курс и загрузить его на специальную платформу. Поэтапно процесс проведения онлайн-обучения сотрудников выглядит так.

1. Создание программы обучения и выбор учебных материалов

Уроки должны быть понятными, интерактивными и релевантными для должности, чтобы курс помогал сотруднику достигать профессиональных целей. 

Программа может содержать экспертные выводы, практические задания и рекомендации, ситуативные задачи. После создания курса составьте график обучения. В графике темы занятий можно синхронизировать с календарём, чтобы сотрудники могли обучаться в комфортном темпе.

2. Выбор площадки

Затем загрузите образовательную программу на специальную платформу, предоставьте ученикам доступ к ней, и можно переходить к запуску.

3. Подведение итогов

После окончания обучения сотрудники обычно проходят тесты. Они помогают закрепить информацию и подсвечивают слабые места. По результатам таких тестов ученики получают сертификаты.

С технической точки зрения провести дистанционное обучение персонала — несложно. Необходимо создать курс, организовать его онлайн-хранение и предоставить клиентам доступ к нему. 

Преимущества и недостатки применения дистанционного обучения персонала

Организация дистанционного обучения сотрудника — это результативно, выгодно и рентабельно. Система дистанционного обучения помогает прокачать коллектив на удалёнке. Встречи проходят онлайн, а совершенствование профессиональных навыков документируется электронным сертификатом. Больше не нужно арендовать помещения, оплачивать командировки и готовить авансовые отчеты. Почему ещё сегодня многие выбирают СДО:

  • большой выбор образовательных учреждений
  • по итогу онлайн курсов проводится оценка персонала, и ученик получает сертификат
  • когда компания хочет организовать дистанционное обучение, руководитель нанимает экспертных спикеров — благодаря им сотрудники могут значительно повысить эффективность работы
  • дистанционное обучение персонала организации не требует затрат времени и средств на дорогу — проведение тренингов возможно на рабочих местах или даже без привязки к офису, например, из дома (если работнику будет комфортно на удаленке)
  • онлайн-курсы, в отличие от очных, не привязаны к жесткому графику обучения — они часто доступны в записи.
  • такие курсы доступны всем, нужно только подключение к интернету и гаджеты. 

К основным преимуществам использования дистанционного обучения в организациях можно отнести несколько критериев.

Экономичность

Дистанционные курсы повышения квалификации для организации обходятся гораздо дешевле очных.

Комфорт

Сотрудник может обучаться где и когда угодно.

Без отрыва от производства

Проводить вебинары несложно — работники чаще всего могут выделить рабочее время на просмотр ролика.

Периодичность

Руководитель отдела и кадры могут организовать регулярное обучение. Зачем? Часто это нужно для персонала, работающего с законодательством. Когда в него вносят изменения — кадры должны оперативно о них узнавать

Автоматизация

Настроить дистанционные технологии обучения можно один раз, а в дальнейшем — продолжить пользоваться настройками.

Мотивация

Сотрудники знают, что те, кто заинтересован в прокачке практических навыков, чаще добиваются карьерных высот.

Доступность

Прохождение курсов организовывают в соответствии с методикой «e-learning». Такие занятия — наглядные, понятные и увлекательные. Это благотворно влияет на вовлечённость и качество обучения.

Актуальность материалов

В электронной нише редактура, корректировка и обновление гораздо проще и дешевле.

Впрочем, технологии дистанционного обучения не для всех и не всегда удобны. Перечислим главные недостатки этого формата.

Чтобы организовать дистанционное обучение в организации, нужно хорошее техническое оснащение. Иначе сотрудники будут видеть зависающие трансляции, тормозящие видео, слабые образовательные программы и прочие показатели «сэкономленных» на обучении денег.

Также технологии дистанционного обучения часто лишают участников эмоционального контакта с лектором и коллегами. Сотрудникам нужна усидчивость и внимательность — и только. В классической системе обучения важны и личные отношения — в аудитории, с преподавателем. Это помогает прокачивать межличностное общение, коммуникабельность и предприимчивость — то, чего часто не хватает работникам для взлета карьеры.

Кто проводит дистанционное обучение персонала

Учебные центры

Руководитель компании может сам организовать курсы, а может — заручиться поддержкой учебных центров. Если вы решили воспользоваться их услугами, перед заключением договора проверьте лицензию (она должна распространяться на образовательный сегмент), сертификаты, документы об образовании спикеров. А ещё узнайте, как давно компания организовывает дистанционное обучение и каких успехов успела достичь. Важны и методики, с которыми работают эксперты. Технология качественного дистанционного образования включает синтез синхронного метода и асинхронного. В первом случае занятия проводятся онлайн. Во втором — ученики смотрят записи уроков или изучают отправленные материалы самостоятельно. То есть часть системы дистанционного обучения не обязывает стороны лично встречаться на созвоне.

Главные минусы обучения, организованного центрами, — слабая обратная связь и отсутствие контроля. После завершения курса сотрудникам чаще всего проблематично связаться с преподавателем и задать возникшие вопросы. Образовательный центр не всегда идет в таком случае навстречу заказчику. Кроме того, такая система обучения может не включать проверку домашних заданий и реальную оценку руководителем, насколько курс эффективен. Поэтому лучше отдать предпочтение самостоятельной организации СДО.

Владельцы компаний

Чем выше компетенции сотрудников, тем проще повысить прибыльность бизнеса. Между этими параметрами прямая связь. Руководители компании и директора нередко выходят на контакт с подчиненными в роли спикеров. Это располагает работников к лояльности, не руша при этом вертикальную иерархию и субординацию.

Директор — «первые руки», из которых лучше всего узнавать о результатах компании, а еще — слышать, какую роль в этом сыграл конкретный работник или отдел.

Руководители отделов

Эти кадры лучше всех знают, чем нужно заниматься в конкретном отделе и какие в нем работают люди. Поэтому обучение может дойти до пика эффективности в этой системе. Руководитель отдела учтет способности и навыки коллектива и даст только прикладную информацию. Плюс — подчиненные меньше «дергают» свое непосредственное начальство, если сами понимают, что и как нужно делать.

HR-специалисты по подбору персонала

Тимбилдинг, выравнивание психологического климата, презентация текущих условий на рынке труда — все это поможет сотрудникам сплотиться и понять свою ценность. HR-специалисты необязательно должны проводить жесткие должностные тренинги — достаточно описать работнику кадровые реалии. Так он поймет, пользуются ли его навыки спросом на рынке. А еще — сотрудник укрепится в команде и получит заряд мотивации.

Подпишитесь на рассылку МТС Линк Медиа

Каждую пятницу присылаем самые интересные статьи об эффективной работе и коммуникациях в онлайне на почту