Гибридный режим обучения в школе: что это, форма, график, модель, система
Гибридная форма обучения в школе реализуется в нескольких регионах в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» уже несколько лет. Проект предполагает совмещение цифровых технологий и очного обучения в школьных образовательных организациях. Такой учебный процесс и называют гибридным или смешанным. В статье мы подробно рассмотрим определение этого формата и его особенности, а также расскажем, что потребуется для его внедрения.
Что такое смешанное обучение
При организации гибридной среды очный формат в образовательных программах дополняется электронным обучением. Например, традиционная работа с учителями в аудиториях сочетается с просмотром дополнительных видеоуроков. Или же для проведения обычных занятий используются онлайн-инструменты: учащиеся проходят тесты на ПК или используют интерактивные доски для совместного решения задач.
Формат подразумевает сочетание в программе асинхронных и синхронных занятий. Первые доступны обучающимся в любое время, их можно проходить самостоятельно в собственном темпе. Второй тип уроков включается в режиме реального времени и весь класс занимается вместе с учителем.
Один из новых возможных форматов внедрения гибридного обучения — полностью цифровизованная программа занятий. Все уроки и экзамены проходят дистанционно. Они также могут быть синхронными и асинхронными. Такой подход чаще применяют к среднему специальному и высшему образованию.
В начальных, средних и старших классах школ его вводили временно во время пандемии, но впоследствии решили полностью не отказываться от дистанционных образовательных технологий. Теперь они используются как вспомогательное решение.
Можно быть онлайн и офлайн участником современных смешанных уроков
Преимущества смешанного обучения
Учет индивидуальных потребностей учеников
Гибридный график обучения в школе позволяет проводить занятия для детей с разными типами восприятия информации. В смешанных программах есть уроки для тех, кому нужен контакт с учителем, и для тех, кто эффективно работает с заданиями сам. При этом сохраняются группы для проведения совместных уроков в режиме реального времени. С учетом использования технологий, учащиеся не чувствуют себя оторванными от класса даже с полностью дистанционным режимом.
Еще один аргумент в пользу смешанного формата — мультисенсорность обучения. Благодаря внедрению цифровых платформ, учителя могут использовать для создания учебных материалов разные формы контента: аудио, видео, текст, инфографику. Это упрощает понимание информации учениками.
На подготовку таких занятий уйдет дополнительное время, но оно окупится большей вовлеченностью участников. Накопленная база знаний, в свою очередь, станет удобным способом непрерывного обучения. На платформах можно сохранять и структурировать созданные материалы в личных кабинетах организаторов. Останется только выдать детям доступы к платформе и они смогут заниматься в любое время.
Пример дистанционных уроков на платформе Курсы от МТС Линк
Удобная обратная связь
Еще один плюс дистанционных образовательных технологий — оптимизация аттестации и обратной связи с учениками. Речь идет о платформах для онлайн-обучения. Некоторые из них автоматически отслеживают, сколько учеников посещают уроки и активно работают на занятиях онлайн, а сколько только открывают страницу с лекцией.
Это удобно в учреждениях с полностью и частично дистанционным обучением. Например, на платформе Курсы от МТС Линк учитель может оценивать внимание слушателей прямо во время проведения уроков.
Отчеты, связанные с учебными планами, посещаемостью и успеваемостью, формируются автоматически. Организатор может выгружать их в удобном формате. Дополнительно на платформе можно организовывать массовую рассылку, например, уведомлений при изменении расписания.
Кроме того, такая платформа становится одним из эффективных способов проверки знаний. С ее помощью можно проводить тестирование по темам, которые вы прошли на очных занятиях. Учителю не придется проверять каждый тест самостоятельно, система автоматически подсчитает правильные ответы. Результаты таких тестов находятся на платформе и ученики сразу узнают свою оценку.
Развитие важных цифровых гибких навыков
Еще одним преимуществом использования гибридной системы можно назвать развитие самоорганизации и навыков цифрового общения у школьников и студентов высших учебных заведений. Учащиеся становятся более самостоятельными, учатся использовать современные технологии, выстраивать индивидуальный график и путь к необходимому результату.
Гибридная модель обучения математике
Снижение затрат
Традиционное очное образование в сравнении с гибридным обучением может быть более затратным для всех участников. Школы, пришедшие к использованию дистанционных учебных ресурсов, напротив, экономят на содержании помещений и закупке расходных материалов.
Ученики и учителя гибридных школ снижают затраты на дорогу и учебные пособия. У классных руководителей и директоров школ также появляется возможность удаленно проводить совещания, что экономит время всех участников.
Охват большей аудитории
Полная или частичная удаленка выгодна образовательным системам, которые хотят привлекать больше учеников. Дистанционный режим позволяет принимать учащихся из любых населенных пунктов. Ученики и студенты получают более свободный график учебы. Они посещают занятия и сдают экзамены в удобное время.
Учителям на дистанционном режиме проще учитывать опыт слушателей, которые быстрее усваивают информацию. Для них можно заранее предусмотреть углубленные онлайн-занятия, которые они пройдут самостоятельно, не отвлекая остальную группу.
Для синхронизации класса в индивидуальных образовательных траекториях могут быть оговорены четкие дедлайны по сдаче тестов или прохождению синхронных лекций.
В гибридном режиме работают высшие, средние школы и младшие классы
Какие модели смешанного обучения существуют
Face-to-face driver
Наиболее традиционными методами гибридной среды считаются практики в формате «Лицом к лицу». Большая часть программы реализуется в контакте с преподавателем в обычном классе. С помощью цифровых образовательных технологий проводят лабораторные работы или дополнительное обучение. Эти занятия также проходят под руководством учителя.
Rotation model
В стратегиях смешанного образования выделяется модель интерактивного обучения «Ротация станций». В ней также присутствуют варианты онлайн и офлайн-занятий, но встречи в классах учителя проводят в необычном формате. Во время урока школьников делят на несколько групп по способам работы с информацией.
Одна группа совместно решает какое-либо задание онлайн, например, на интерактивной доске. Вторая — взаимодействует с преподавателем. Третья — также совместно действует в группе, но офлайн.
В процессе урока группы последовательно меняются местами, чтобы получить больше навыков за одно занятие. С этой моделью обучения можно работать в любом классе.
Гибридная форма обучения: деление на группы на платформе Вебинары от МТС Линк
Flipped classroom
К новым методам обучения также относятся «Перевернутые классы». Реализация модели заключается в том, что ученики предварительно проходят основную теорию по видеолекциям, презентациям и текстовым материалам. Затем они в интерактивном формате углубляются в тему с преподавателями на очных занятиях.
Online driver
Модель смешанного обучения для работы только в удаленном режиме. При этом чередуется синхронное и асинхронное обучение. Учителя контролируют посещаемость и успеваемость с помощью цифровой среды. Такие занятия дают больше навыков самоорганизации, чем традиционная школа.
Self-blend
Одна из гибридных моделей, позволяющих выстроить свободный график учебы. Учащийся может сам выбрать, какие занятия он посетит в классе, а какие удаленно. Школы с таким подходом создают пространство с максимальной свободой действия для учеников. Вариант этой модели школьного обучения подходит для детей с высоким уровнем мотивации.
A La Carte Model
Эта модель дает ученикам возможность построить частично-индивидуальную траекторию обучения. Основная часть материала преподается на очных занятиях, а затем в удаленном формате школьники выбирают дополнительные курсы или вебинары. Таким образом, они продолжают учиться в том направлении, которое им более интересно. Подход применяется в классах и группах, где учащиеся обладают разной мотивацией и целями.
A La Carte Model строится по принципу модульных курсов
Enriched Virtual Model
Этот инструмент для создания образовательных сред включает очный курс по программе и самостоятельные онлайн-занятия. Первая часть обучения проходит в классе при обязательном присутствии всех участников процесса. Оставшийся материал изучается удаленно — это может быть практика над курсовым проектом или дополнительные вебинары.
Преимущество Enriched Virtual Model в сохранении взаимодействия с группой и преподавателем. Для применения модели удобно использовать заранее записанные лекции и школьные порталы, на которых учитель сможет оказать дистанционную поддержку учащимся.
Как повлиять на успешность смешанного обучения
Объясните причины перехода на систему с гибридным режимом
Успех гибридной системы зависит от мотивации участников учебного процесса. Однако, с ней возникают сложности даже в дополнительном образовании, куда ученики приходят с четкой целью получить конкретные навыки. В высших учебных заведениях и школах с этим аспектом бывает еще сложнее. Поэтому гибридная система обучения в школе требует дополнительной мотивации участников образовательных процессов, в том числе она нужна для многих преподавателей.
Расскажите о целях формата:
- Зачем нужен интерактивный опыт.
- В чем польза индивидуальных образовательных траекторий.
- Какие процессы станут проще и сколько на этой уйдет времени.
Покажите пошагово внедрение новых инструментов и работу с учениками. С детьми также необходимо провести вводный урок.
Объясните участникам, зачем нужно внедрять технологию смешанного обучения
Включите в программу разные занятия
Во время очных традиционных уроков педагогу проще вовлекать учеников, потому что он находится с ними в непосредственном контакте. С образовательным процессом в смешанной форме это бывает сложнее. Реализация такого обучения требует построения гибкой системы материалов в различных формах.
Старайтесь чередовать офлайн занятия с онлайном. На полностью дистанционных курсах включайте в программу живые вебинары. Учитывайте особенности ваших учеников — могут ли они долго сосредотачиваться на тексте или видео. Совмещайте несколько видов контента на одном уроке.
Используйте все возможности интернета
Со смешанным режимом обучения тесно связано применение цифровых инструментов. Это может быть виртуальный класс на специальной платформе или сайте школы, интерактивные экраны в традиционном классе, сервисы для создания учебного контента. Всё, что позволяет преподавателям работать с гибридными формами обучения.
В виртуальных классах делают рассылку массовых уведомлений и выкладывают информацию по урокам, схемы обучения. Там же ученики получают и сдают домашние задания, поддерживают связь с учителем при возникновении какой-либо проблемы.
Такие платформы используют и для подготовки учителей к переходу на дистанционный формат. Создается обучающий курс по основным инструментам и методам работы с учениками.
Цифровая среда помогает ученикам учиться в своем ритме
Как начать смешанное обучение
1. Придумайте стратегию и решите административные вопросы
Организация образовательного процесса начинается со сбора необходимых документов и создания проекта, соответствующего требованиям современного образования. Также впоследствии директору нужно внести изменения в устав организации.
Придумайте несколько стратегий обучения — поставьте краткосрочную и долгосрочную цель. Выберите предметы, которые могут быть задействованы в гибридных моделях. Затем продумайте задачи, которые приведут к результату. При разработке проекта важно учитывать реальные ресурсы учреждения, наличие техники, техническую подготовку персонала и учеников.
На этом же этапе нужно понять, как будет оцениваться эффективность уроков при смешанном обучении. Когда черновой проект готов, можно переходить к деталям.
2. Выберите модель обучения
Из возможных вариантов гибридных форматов выберите наиболее подходящий для ваших учеников. Например, в начальных школах полностью дистанционное обучение или самостоятельный выбор предметов реализовать непросто. У детей еще нет сильной мотивации, их нельзя оставить дома заниматься без взрослых.
В таких условиях проще прийти к сочетанию традиционного образования с элементами цифровой среды. В частности, для учеников начальных классов лучшей практикой будет Face-to-face driver или Rotation Model. В старших классах уже можно эффективно использовать принципы моделей с построением гибкого графика и удаленными занятиями. В средней школы форма организации занятий может быть любой.
Гибридный график обучения
3. Обучите преподавателей
Не всегда школьный персонал обладает опытом организации гибридной среды. Объясните учителям, как они будут проводить уроки в новых реалиях и как новые инструменты могут помочь в работе. Что нужно разъяснить:
- Ваши цели и задачи.
- Этапы организации учебного перехода.
- Способы взаимодействия с классами и родителями.
В некоторых ситуациях потребуется привлечение дополнительных людей для создания команды технических сотрудников.
4. Приобретите и настройте необходимые инструменты
В качестве основных цифровых ресурсов используются внутренние сайты школ и LMS (Система управления образованием). На них выкладывают материалы курса, домашние задания, организационную информацию.
Для внедрения постоянной гибридной среды удобнее использовать платформы LMS . В таких виртуальных классах уже есть все инструменты для сдачи домашних заданий, создания и изучения материалов в разных форматах, аттестации, групповой работы. При наличии готовых уроков запустить курсы на LMS можно за день.
Многие площадки дополнительно предоставляют доступ к статистике посещений, облачное хранение и техническую поддержку.
После ухода с рынка известных платформ видеосвязи, образовательные организации перешли на российские системы управления обучением.
В качестве цифровых решений в школьных классах используют различные учебные экраны и панели для презентаций и совместной работы детей над заданиями.
Журнал курса на платформе Курсы от МТС Линк
5. Создайте учебные материалы и расписание
Чтобы создать хорошую учебную программу, включите в нее разные форматы: видео, иллюстрации, статьи, презентации. В конце теоретических блоков проводите тестирование. Добавьте дополнительный контент по выбору для школьников, которые быстрее усваивают информацию. Перед каждым блоком проговаривайте цель и задачу ученика. При составлении программы не забывайте учитывать темп обучения и каникулы.
6. Протестируйте разработанный план
Начните реализацию подготовленного проекта с тест-драйва электронной части курса. Создайте список вопросов, которые помогут проверить качество учебных планов. Попросите нескольких участников учебного процесса пройти курс как во время обычного изучения. Вопросы должны быть разбиты на несколько блоков.Например, удобство платформы, логичность модулей, смысловые ошибки.