Ничего не найдено. Попробуйте еще
Как выбрать рабочий формат онлайн-обучения для удалённой команды

Онлайн уже стал основным форматом обучения в компаниях — это удобно, гибко и масштабируемо. Но при этом, как показала удалёнка, важно не терять живого взаимодействия. Ведь главное в обучении не просто прослушать курс, а применить полученные знания в работе. Эксперт по корпоративному образованию Юлия Парк рассказала, какие форматы выбирают компании, чтобы онлайн-обучение действительно работало, и какую роль в нём играет креатив.
Юлия Парк — коуч, сооснователь образовательного агентства «Призма». Более 5 лет работает в сфере корпоративного образования
Ключевые вызовы удалённого обучения
Необходимость перевода всей команды на полностью удалённый формат уже позади, но перед компаниями встал новый вызов — гибридный формат. Он предполагает, что часть сотрудников работает из офиса, а часть из дома, и это усложняет коммуникацию и вовлечённость. Задача руководителя в этом случае — выстроить общее информационное пространство, где каждый чувствует себя на равных с другими. По этой причине я вижу растущую потребность у бизнеса в курсах, которые помогают выстраивать эффективные коммуникации, сохранять мотивацию, создавать общее информационное пространство для гибридных команд.
Ещё одна сложность онлайн-обучения сотрудников на удалёнке — ощущение изоляции и недостаток обратной связи. Ведь в офлайн-среде обучение — это не только знания, но и обмен взглядами, обсуждение, совместная практика. Поэтому в современных онлайн-программах всё больше внимания уделяется живым форматам: фасилитированным сессиям, групповым обсуждениям, игровым элементам и практикам, где формируется общее поле взаимодействия и можно почувствовать, что «я не один, я учусь вместе с другими».
Третья проблема, о которой говорят сотрудники многих компаний, — переизбыток созвонов и информации, которая буквально сыплется каждый день. Ответом становится поиск форматов обучения, которые органично встраиваются в рабочий ритм и не требуют отдельного времени на обучение. Это микроформаты, курсы по запросу, короткие подкасты и симуляции, которые можно изучить между рабочими задачами.
Популярные форматы обучения
Лонгриды
Самым востребованным и понятным форматом остается лонгрид. Но меняется выбор программной среды, где лонгриды верстаются. Например, часто вместо конструкторов Articulate, Course Editor или iSpring мы делаем статьи или посадочные страницы, собранные на Tilda.
Меняется и запрос на подачу информации: всё чаще компании просят выбрать нестандартную форму повествования. Например, для одной крупной производственной компании мы придумали реалистичный сторителлинг для курса по правилам работы с коммерческой тайной и персональными данными.
Так, чтобы вовлечь сотрудников и преодолеть их сопротивление (многие считали, что эта информация им никогда не пригодится), вместе с командой придумали близкие к реальности сценарии и персонажей, в которых можно узнать себя. Мы создали героя, который теряет флешку с рабочими данными в поезде во время командировки. Благодаря сюжету и погружению в настоящую детективную историю информация, казавшаяся «не про меня», превратилась в жизненную: сотрудники сопереживают героям сюжета, а заодно незаметно обучаются.
Бизнес-игры
Ещё один популярный формат, который всё больше перекладывается в онлайн. Его особенность в том, что от сотрудников требуется участие: отвечать на вопросы теста, играть в мини-игры, записывать видео и т. д.
Видеоформаты
Главный вопрос, который возникает при их использовании: в каких случаях подходит асинхронный формат (записанное видео), а в каких — онлайн-лекция, живое общение «в прямом эфире», мастер-классы? Я бы сказала, что если задача — изменить поведение сотрудников, развить навык, то без синхронных форматов не обойтись — без мастер-классов в онлайне, сессий с обратной связью. Взрослый человек обучается через практику, общение и рефлексию. Асинхронный формат хорош, когда речь идёт об информационной поддержке, справочном контенте, факультативных знаниях.
Цифровые аватары
Совсем новые инструменты, которые дополняют вышеупомянутые форматы, — цифровые аватары. Они сильно оптимизируют ресурсы на создание видео. Среди наших клиентов есть телеком-компания, в которой команда обучения самостоятельно разработала цифрового аватара и с его помощью сделала курс про искусственный интеллект для своих сотрудников.
Частые ошибки при выборе форматов
Основная ошибка — думать, что сотрудник всё успеет и что обучение — это его зона ответственности. Это наследие прежней парадигмы, где от человека требовали линейного прохождения длинных программ. В реальности же современный специалист перегружен, работает в своём ритме и нуждается в гибкости. Поэтому менеджерам по обучению важно изучать, как устроен рабочий день сотрудника, какие у него задачи и где органично может появиться обучение. Например, если оценка компетенций проходит раз в год, вы можете запустить ситуативные напоминания: зачем она нужна, как составить план развития и какие шаги предпринять.

Если нужно прокачать навык клиентского общения, предложите сотрудникам не длинный курс, а серию коротких сценариев в мессенджере перед ежедневной планёркой: «Что сказать клиенту, если…». Это займёт 1-2 минуты и органично ляжет в нужный контекст.
Менеджеру по обучению нужно быть в контакте с внутренними коммуникациями. Например, добавить короткий обучающий блок в рассылку с финансовыми итогами компании — о том, как устроены корпоративные финансы и какие показатели действительно важны. Образование должно быть частью повседневной среды — повсюду и вовремя.
Ещё одна распространённая ошибка — чрезмерное упрощение: подражание соцсетям и подача контента в стиле коротких роликов. Это снижает ценность информации и не решает задач обучения.
Креатив — это не всегда про «вау»
Нередко клиенты приходят с запросом: «Сделайте что-то необычное. Хотим вау, хотим сериал!» И действительно, иногда формат должен впечатлить. Но креатив — это не всегда про «вау». Настоящий креатив — это когда вы слышите потребность, понимаете мотивацию, когда вы можете нестандартно решить задачу, но сделать это логично и понятно для целевой аудитории. Креатив должен быть уместным, адекватным задаче и уровню зрелости аудитории.
В сложных и обязательных темах креатив — это не развлечение, а способ удержать суть. К примеру, темы, касающиеся безопасности, здоровья, управления рисками, не терпят легкомыслия. Здесь важно не переборщить с «развлекательностью». Яркая визуализация, геймификация и эмоциональные образы могут отвлечь от сути, перегрузить или даже вызвать раздражение.
Что работает:
- Чёткая структура и навигация — чтобы сотрудник мог вернуться к нужному пункту, а не искать его в ленте карточек и гифок.
- Интерактив — только если он помогает осознать последствия — например, смоделировать ошибку и увидеть, к чему она может привести.
В курсе по информационной безопасности вместо комикса с мультяшными героями — деловой кейс: сотрудник потерял флешку с данными, что ему нужно делать?
В модуле по пожарной безопасности — интерактив с практическими ситуациями, а не 3D-тур по офису, в котором видно, где располагаются огнетушители.
Сложные, часто это технические темы, которые нелегко понять новичкам, тоже не стоит заворачивать в креативную обёртку ради самой обёртки. Такую информацию следует подавать постепенно, в простой форме и со спокойным визуалом.
Креатив в таких темах — это не эффектность, а точность. Важно, чтобы сотрудник понял, запомнил и применил — а не просто «прошёл курс».
В массовых программах обучения задача креатива — не удивить, а объяснить, зачем это вообще нужно, актуализировать проблемы. Например, обучение деловой коммуникации — цифровой этикет, обратная связь, конфликтные ситуации — часто воспринимается как формальность.
«Мы же и так нормально общаемся, зачем нам курс про деловую этику?», — слышим мы от участников. Поэтому при создании курсов важно показать, как рабочая коммуникация влияет на атмосферу, эффективность и даже мотивацию команды.
Что действительно работает:
- Реалистичные сценарии — короткая переписка, в которой «вроде бы всё нормально», но на самом деле нет.
- Диалоги, где у участника есть выбор, как ответить, и возможность увидеть последствия.
- Примеры из повседневной жизни, которые вызывают не защитную реакцию, а узнавание и интерес.
Так, для одной крупной ИТ-компании мы создали курс по управлению конфликтами на основе сериала «Офис». В процессе знакомства с целевой аудиторией (глубинных интервью, изучения рабочих процессов) мы выяснили, что в компании его обожают, и решили, что ситуации и шутки из сериала можно отлично обыграть в обучении.
Узкоспециализированные темы, например, по технологии продукта, производственные, требуют креатива, который бросает вызов. Сотрудники с высокой экспертизой в теме не заинтересуются очередным набором карточек. Это может быть нестандартная практика, совместное решение задачи, любой соревновательный формат. Экспертные сотрудники ценят не только форму, но и возможность применить силу ума.
Что работает:
- Диалоговые тренажёры с разными сценариями развития событий.
- Онлайн-челлендж между подразделениями: кто быстрее решит кейс на базе новых знаний?
- Разбор кейса в прямом эфире с экспертом.
Заключение
Удалёнка не повод отказываться от живого общения. Да, большая часть обучения сегодня проходит онлайн и асинхронно, но без «живых» встреч теряется мотивация, исчезает связь между коллегами, а навыки остаются на уровне «услышал — забыл». Чтобы обучение действительно работало, важно не только дать доступ к контенту, но и создать пространство для общения, рефлексии и совместного роста. Креатив — это не «вау», а точное попадание в мотивацию, контекст и задачи аудитории. Яркие приёмы работают, только если усиливают суть. Особенно это важно в темах, где много формального знания или скепсиса со стороны сотрудников.
Если у вас есть интересная тема или кейс, которыми вы хотели бы поделиться с читателями, вы можете опубликовать свою статью в МТС Линк Медиа. Подробно о том, как это сделать, читайте в инструкции.
Подпишитесь на рассылку МТС Линк Медиа
Каждую пятницу присылаем самые интересные статьи об эффективной работе и коммуникациях в онлайне на почту