7 ключевых метрик успеха корпоративного обучения: на что смотрят лидеры рынка

Половина компаний в 2025 году планирует увеличить расходы на обучение персонала. И всё потому, что оно влияет на производительность команды и успех бизнеса. Но для качественного обучения мало просто организовать курсы, не менее важно правильно оценить результат. В статье рассказали, какие инструменты и метрики помогают определить эффективность корпоративного обучения, зачем анализировать вовлечённость и что важно учесть при создании образовательных программ.

Зачем оценивать эффективность корпоративного обучения

Современное корпоративное обучение требует немалых вложений: на гонорары спикеров, разработку материалов, организацию вебинаров. Бизнес оценивает эффективность обучения, чтобы понять, насколько оправданы затраты. 

Также внутреннее корпоративное обучение должно приводить к конкретным результатам: 

  • повышать квалификацию и производительность персонала
  • улучшать качество продукции или обслуживание клиентов. 

Анализ позволяет лидеру убедиться, что результаты достигнуты. Или, если показатели низкие, — оперативно внести изменения в программу корпоративного обучения сотрудников. 

Кроме того, оценка эффективности помогает снизить текучесть кадров, повысить лояльность и мотивацию команды. Когда сотрудники видят связь между пройденным курсом и результатом работы, они стремятся продолжить профессиональное развитие.

Метрики для оценки эффективности обучения

Результаты корпоративного обучения анализируют с помощью метрик и инструментов. Рассмотрим семь основных.

1. CSI

Customer Satisfaction Index — индекс удовлетворённости клиентов оценивает качество обучения сотрудников. Показатель рассчитывают как среднее значение оценок от 1 до 10 по формуле: 

Собирать оценки можно с помощью анкет и опросов сотрудников. В них следует включить любые вопросы по удобству формата обучения, его наполнению, способу подачи материала.

«Мы смотрим на индекс удовлетворённости CSI и проверяем уровень знаний сотрудников через тестирование. Средняя успеваемость по тестам держится на уровне 95%, а CSI по онбордингу — 9 из 10. Это говорит о том, что даже без очного контакта обучение проходит эффективно», — рассказал начальник управления профессиональной подготовки персонала «ОТП Банка» Николай Либин. 

2. CSAT

Показатель CSAT (Customer Satisfaction Score) помогает определить уровень удовлетворённости отдельными пунктами или этапами корпоративного обучения, а не процессом в целом.

Оценка по CSAT похожа на расчёт CSI, но в ней не нужно создавать большую анкету с несколькими вопросами. Достаточно одного вопроса, который относится к конкретному действию. 

Например:«Насколько вы удовлетворены качеством выступления спикера по шкале от 1 до 5?» 

Положительные оценки следует сначала сложить, затем разделить на общее количество ответов и умножить на 100 — чтобы получить процент. При этом положительными считаются оценки «4» и «5».

3. NPS

Net Promoter Score — индекс потребительской лояльности. Он отражает, насколько обучающиеся готовы порекомендовать курс другим. Для его определения сотрудникам предлагают ответить на вопрос: «Будете ли вы рекомендовать обучение знакомым, коллегам и друзьям? Оцените вероятность по шкале от 0 до 10».

Все ответы необходимо разделить на три группы: 

  • от 0 до 6 баллов — негативная оценка, курс не понравился
  • 7-8 баллов — нейтральная оценка
  • 9-10 баллов — положительная оценка, курс понравился, и, вероятно, пользователь порекомендует его другим. 

Далее нужно посчитать проценты положительных и отрицательных ответов от общего числа опрошенных. Например, 10 из 50 человек поставили высший балл: 10 следует разделить на 50 и умножить результат на 100 — получается 20%.

4. COR

Completion Rate — «скорость завершения», или доходимость. Метрика помогает определить количество слушателей, успешно прошедших учебную программу. 

Показатель вычисляется по формуле: 

5. Коэффициент ROI

Return оn Investment — коэффициент окупаемости инвестиций. Метрика рентабельности указывает на экономическую эффективность обучения: позволяет увидеть возврат вложений и понять, насколько окупились расходы.

Для расчёта коэффициента используется формула: 

6. Поведенческие метрики

Они дают возможность оценить практическое применение полученных навыков. В анализе можно опираться на наблюдения, оценки самих сотрудников и руководителей.

В отделе обучения «Купера» поделились, что оценивают не факт прохождения курса, а реальные изменения в работе: как сотрудники применяют знания, улучшилась ли коммуникация с клиентами или скорость обработки заказов. Для оценки специалисты используют чек-листы, аудиты качества, данные из CRM- и BI-систем.

7. Вовлечённость обучающихся

Показатель отражает интерес слушателей к программе. Вовлечённость влияет на доходимость: чем выше интерес и активнее участие, тем больше вероятность, что сотрудник продолжит учиться и достигнет цели корпоративного обучения. 

Мы смотрим, сколько человек реально участвует в обучении, сколько времени они находятся на сессии, как выполняют задания. Отдельно анализируем технические сбои, для нас это критично. Эти метрики помогают понять, что работает, а что нет, и вовремя вносить корректировки в обучение.

Автор - Михаил Сартаков
Михаил Сартаков
Архитектор образовательных систем корпоративного университета Х5

Процент вовлечённости можно оценить по реакциям, сообщениям в чате, участиям в опросах и интерактивах. Показатель менее 30% — это низкий уровень вовлечённости. Для расчёта используют формулу: 

В сервисе для онлайн-обучения и вебинаров МТС Линк Вебинары оценить вовлечённость позволяют контроль внимания, контроль присутствия и график вовлечения слушателей.

Зелёный график указывает на уровень вовлечённости зрителей

Инструменты для оценки эффективности обучения

Чтобы добиться высоких показателей вовлечённости, нужно использовать инструменты, которые помогут увлечь слушателя и легче усваивать материал. 

Мониторинг остаточных знаний

Инструмент показывает, насколько хорошо слушатели усвоили материал. Для оценки знаний подходят различные форматы тестирования. Например, чтобы проследить за ростом уровня знаний, можно предложить пройти один и тот же тест до и после обучения.

Для тестирования удобно использовать онлайн-конструкторы. В сервисе для проведения тестов, опросов и исследований МТС Линк Формы можно настроить автоматическую проверку ответов. Участники могут заполнять формы на любом устройстве и проходить интерактивные тесты прямо во время вебинаров на платформе МТС Линк.

Тест на платформе МТС Линк

Стабильность подключения, отсутствие технических сбоев

Чтобы обеспечить стабильный доступ к материалам и тестам, платформы для онлайн-обучения должны работать без технических сбоев.

«Для нас важно, чтобы онлайн-мероприятия были на уровне. Поэтому особое внимание мы уделяем качеству. С переходом на МТС Линк технические сбои резко сократились и мы перестали ограничивать число участников в эфире. Оценка вебинаров, по опросам учащихся, выросла до 9,1 из 10. Негативные отзывы свелись к нулю. Это важные показатели, которые помогают поддерживать лояльность сотрудников к обучению», — поделилась начальник отдела дистанционного обучения СК «Согласие» Ксения Петрова.

Что ещё стоит учитывать при оценке эффективности обучения

Любые способы оценить эффективность необходимо тестировать. Преимущество онлайн-формата в том, что его можно корректировать в процессе обучения. Например, дополнять и удалять контент, привлекать новых экспертов. 

Важно до внедрения корпоративного обучения сформулировать цель: что должно измениться в работе, чтобы обучение можно было назвать успешным.

По словам лидера и сооснователя сообщества Digital Learning Павла Безяева, до разработки обучающего курса компании следует определить:

  • целевую аудиторию — для кого он создан
  • задачи корпоративного обучения — зачем сотрудники будут его проходить
  • результат — что должно измениться после его прохождения
  • метрики — как измерить его эффективность.

Для анализа эффективности подойдут учебные платформы, которые позволяют отслеживать метрики. Например:

  • сервис для онлайн-обучения и вебинаров МТС Линк Вебинары, в котором доступна статистика вовлечённости и времени участия
  • сервис для проведения тестов, опросов и исследований МТС Линк Формы с возможностью сбора отзывов сотрудников — они пригодятся для анализа показателей NPS и CSAT
  • сервис для создания онлайн-курсов и организации обучения МТС Линк Курсы, в котором можно проводить тесты, отслеживать прогресс обучения. 

В сервисах есть возможность интеграции с LMS и CRM. Системы позволяют собрать отчётность автоматически.

В сервисах МТС Линк есть все инструменты аналитики, необходимые для эффективного управления обучением. Можно собирать данные о прогрессе каждого сотрудника, отслеживать посещаемость, динамику успеваемости и уровень вовлечённости. Эти возможности упрощают работу по оценке результатов и помогают улучшать образовательные программы.

Автор - Эльвина Шарафутдинова
Эльвина Шарафутдинова
Продуктовый маркетолог бизнес-юнита «Обучение» в МТС Линк

Все эксперты сходятся во мнении, что качественное корпоративное обучение — это инвестиция в развитие бизнеса. Анализ метрик позволяет не только оценить текущие успехи, но и совершенствовать учебные программы.

Подпишитесь на рассылку МТС Линк Медиа

Каждую пятницу присылаем самые интересные статьи об эффективной работе и коммуникациях в онлайне на почту