Модели смешанного обучения: гибкая модель

Модели смешанного обучения: гибкая модель

Смешанное обучение подразумевает, что традиционные очные уроки чередуются с занятиями в онлайне. Такое чередование позволяет добиться большей вовлеченности от учеников и студентов, а также помогает сэкономить время и деньги всех сторон образовательного процесса. График и план занятий выстраиваются индивидуально. Расскажем подробно, какие бывают модели смешанного обучения и чем они различаются. Разберемся, как цифровые технологии способствуют совершенствованию учебного процесса.

h1 | Изображение 1

Какие модели смешанного обучения существуют

Для гибридного формата характерна гибкая настройка методологии, что позволяет адаптировать курс под каждого конкретного ученика. Смешанное обучение гарантирует, что учитель сможет уделять внимание каждому учащемуся без исключения. Технология смешанного обучения основана на готовых моделях. Их можно использовать по отдельности или комбинировать — на усмотрение преподавателя.

Перевернутый класс

При этой модели смешанного обучения школьники или студенты изучают теорию дома, а на очных уроках выполняют практические задания. Плюс в том, что реализовать такой подход очень просто. Педагог дает учебные материалы для самостоятельного обучения и продумывает, по какой схеме будет проводиться проверка знаний. Лучшие способы для закрепления материала в классе: ролевые игры, семинар, подготовка проекта.

У модели «Перевернутый класс» есть и недостатки. Преподаватель должен проявить творческий подход в подготовке очных уроков. Только тогда учащиеся будут максимально вовлечены в процесс. Если построить занятие по принципу «выучить дома — рассказать в классе», то у учеников будет низкий уровень заинтересованности.

Ротация станций

Другое название этой модели — смена рабочих зон. Класс делится на группы:

  • первая группа занимается с преподавателем;
  • вторая совместно работает над проектом;
  • третья выполняет тесты или проходит опросы, используя компьютер, смартфон или планшет.

Работа с преподавателем направлена на то, чтобы каждый ученик получил полноценную обратную связь. Учащихся можно разделить по степени успеваемости или по индивидуальным особенностям.

Совместная работа в группах развивает самостоятельность. У студентов и школьников есть возможность проявить свои знания, уровень самоорганизации и показать, насколько хорошо усвоена учебная программа.

Группа, которая работает с компьютером или планшетом, ориентирована на самостоятельное изучение материала или персональную проверку знаний с использованием цифровых технологий. Ученики слушают аудиолекции, смотрят видеоуроки, проходят тесты.

По ходу урока происходит ротация станций: группы меняются ролями. Состав групп не постоянный. На каждом уроке он меняется, в зависимости от задач. Модель ротации способствует повышению учебной мотивации, обеспечивает поддержку отстающим ученикам и позволяет развиваться самым активным и успешным.

Индивидуальная ротация

Индивидуальная ротация — тоже смена станций, только учащиеся перемещаются между ними по персональному расписанию, составленному программой или педагогом. Выходить за рамки графика нельзя. Такой метод преподавания позволяет учесть личные потребности и способности каждого школьника или студента.

Ротация лабораторий

Занятия в традиционном классе сочетаются с уроками в лабораториях, оснащенных компьютерами. Ученики получают доступ к электронному обучению: смотрят видео, делают контрольные работы, готовятся к олимпиадам. Ротация лабораторий тоже относится к смешанному обучению, но здесь не идет речи о дистанционном формате. Занятия проходят исключительно в пределах учебного заведения.

Модель «по запросу» (A La Carte)

Организация смешанного обучения по данной модели чаще всего используется в старших классах школы, в колледжах и в вузах. Очные занятия в классе чередуются с виртуальными уроками. Особенность этого формата гибридного обучения в том, что ученик сам выбирает, какой курс хочет пройти дополнительно и на каких предметах сделать акцент. Данный подход эффективен для сильных, успешных школьников и студентов, которые обладают хорошими навыками самоорганизации, ставят перед собой правильные цели в образовании и делают все, чтобы их достичь.

Расширенная очная модель

Это еще одна вариация смешанного образования, где традиционный формат сочетается с дистанционным обучением. Но акцент делается на очном посещении учебного заведения. К примеру, когда у школьника или студента пятидневка, то 3-4 дня он ходит в школу или вуз, а 1-2 дня посвящает «удаленке».

Противоположность данной технологии смешанного обучения — расширенная виртуальная модель. Здесь все наоборот: основную часть времени учеба проходит в онлайне, а 1-2 раза в неделю — в очном формате.

Гибкая модель

Гибкая модель смешанного обучения предполагает высокую степень самостоятельности со стороны ученика. Он сам планирует образовательный процесс, составляет расписание и распределяет соотношение онлайн-уроков и занятий в очной форме. В чем отличие гибкой модели смешанного обучения от индивидуального плана? Это тождественные понятия. Ученик сам решает, сколько времени посвятит тому или иному уроку, и работает в соответствии с собственным графиком. С помощью каких инструментов преподаватель проверяет уровень знаний, когда выбрана гибкая модель смешанного обучения: тест с ответами, опросник, доклад, презентация.

h1 | Изображение 2

Какую модель смешанного обучения выбрать

Выбор зависит от ряда факторов:

  • задачи, которые ставятся перед учеником;
  • уровень подготовки учащихся;
  • степень самостоятельности школьников и студентов;
  • потребность в контроле и обратной связи.

Когда ученик не требует постоянного контроля со стороны преподавателя, то отдайте предпочтение моделям, предполагающим высокую степень самостоятельности (гибкую или расширенную виртуальную модель). Если учащемуся сложно следовать расписанию, либо он плохо воспринимает новую информацию без дополнительных разъяснений, то лучше выбрать ротацию станций или расширенную очную модель.

Преимущества и недостатки смешанного обучения

Сама идея смешанного обучения подразумевает, что ученики смогут взять лучшее от современных и традиционных форм образования.

Преимущества смешанного образования:

  • индивидуальный подход (учитывается уровень знаний, степень подготовки, способности ученика);
  • универсальность (внедрение смешанного обучения подходит учащимся любого возраста и уровня подготовки);
  • высокая степень вовлеченности (ученики с интересом воспринимают занятия в онлайне);
  • большие образовательные возможности (неважно, где находится ученик, ему открыт доступ к различным курсам, лекциям, вебинарам);
  • удобный контроль;
  • эффективная обратная связь;
  • внедрение современных технологий в процесс проверки результатов (исключены ошибки из-за человеческого фактора).

Реализация модели смешанного обучения не всегда эффективна. Если программа составлена некорректно, в расписании не учтена персонализация, а ученик и педагог плохо владеют компьютерными технологиями, то дистанционное образование не принесет желаемого результата.

Что не обязательно для смешанного обучения? Не требуется каждый раз готовить печатные материалы для очного урока. Можно встречаться в классе для обсуждения теории, а практику задавать на дом. Ученики проходят тесты, выполняют задания в режиме онлайн, а учителю остается сделать проверку и оценить результаты работы.

Как оценить эффективность смешанного обучения

Полноценное смешанное обучение может быть реализовано только с использованием LMS-систем. LMS (Learning Management System) — это специальная онлайн-платформа, которая дает пользователям доступ к базе знаний, тестам, опросам и другим интерактивным инструментам. Если не применять в процессе обучения LMS-систему, то придется каждый раз вручную подсчитывать количество баллов, делать анализ выполненных работ, сравнивать результаты. Это займет у преподавателя много времени. Кроме того, реальная оценка успеваемости может быть искажена из-за человеческого фактора (ошибки или невнимательности педагога).

В LMS-системах все автоматизировано. Учащиеся выполняют задание, а программа беспристрастно и быстро подводит итоги. В распоряжении педагога — статистика и отчеты по каждому ученику, графики и рейтинги успеваемости, аналитические данные.

Для смешанного обучения важно выбрать такую программу, которая будет учитывать все особенности учебного процесса. Важно, чтобы ученикам и преподавателю было комфортно в ней работать. Но простой и удобный интерфейс — не главное. В первую очередь нужно обратить внимание на функционал, чтобы набор инструментов полностью соответствовал поставленным задачам и помогал добиться максимальной эффективности от дистанционных и очных уроков. Платформа Курсы от МТС Линк от МТС Линк — современное решение, идеально подходящее для реализации смешанного обучения. Проводите вебинары и лекции в режиме реального времени. Проверяйте домашние задания, отслеживайте прогресс каждого ученика и группы в целом. Оценки, полученные учащимися на очных занятиях, будут добавлены в общую статистику.

«В гимназии Сколково старшеклассники могут составить собственную траекторию обучения, выбрать интересные предметы. Программа бывает насыщенной, график — сложным. Чтобы сэкономить время преподавателей и учеников, мы запустили смешанную форму обучения. Некоторые занятия студенты посещают очно, другие проходят дома самостоятельно. В итоге мы решили не ограничиваться 10 и 11 классами и сделали на платформе Курсы от МТС Линк онлайн-курсы для 6, 7, 8, 9 классов».
Автор - «В гимназии Сколково старшек...
Автор
«В гимназии Сколково старшек...

Заключение

При смешанном обучении педагог и ученики сами распределяют время на образовательный процесс так, как им удобно. Одни лучше всего воспринимают информацию в первой половине дня, поэтому предпочитают слушать лекции и выполнять задания утром. У других продуктивность просыпается после обеда или ближе к ночи. Регулярно стороны встречаются в традиционном формате. Ученики демонстрируют, как усвоили материал, а преподаватель оценивает уровень подготовки. Смешанная форма обучения позволяет применить более гибкий подход к организации образовательного процесса и помогает развить навыки самостоятельной работы.

Что такое смешанная форма обучения?
Это образовательный процесс, при котором традиционные уроки в классе или аудитории совмещаются с занятиями в дистанционном формате.
В чем преимущества смешанного обучения?
Для смешанного обучения характерно снижение затрат. Можно сэкономить время и деньги на дорогу до школы. Также смешанное обучение обеспечивает непрерывность учебного процесса. Провести урок можно из любого уголка мира, и ученики тоже могут находиться где угодно. Доступ к учебным материалам круглосуточный.
В чем отличие дистанционного обучения от смешанного?
Дистанционное обучение подразумевает полный перенос учебных мероприятий в онлайн. При смешанном обучении уроки через интернет чередуются с традиционными очными занятиями в классе.