Каждая компания, которая использует программное обеспечение для корпоративных целей, хоть раз стояла перед выбором — Cloud-based или On-Premise решения. А чтобы определиться, нужно знать хотя бы в теории, чем они отличаются. Начнем с On-Premise — что это? Данный термин означает локальные частные центры обработки данных, которые компании размещают на собственных серверах и обслуживают собственными силами.
Когда люди говорят об облачных решениях, чаще всего подразумевают общедоступное облако — это многопользовательский софт и вычислительные мощности, которые совместно используются несколькими пользователями, но при этом данные защищены надежным шифрованием.
Соответственно, программы и приложения можно установить как в локальную, так и облачную инфраструктуру. В этом обзоре объясняется, какие преимущества, недостатки и последствия несет каждый из вариантов.
On-Premise и Cloud-based решения — в чём разница
Что такое Cloud-based (облачное решение)
При использовании облачного решения компания-клиент арендует сервер у другой компании, у которой большие серверные мощности и готовый софт. Компания-клиент может легко масштабировать мощности и не нуждается в каких-либо специальных знаниях и ИТ-инженерах для обслуживания.
Что такое On-Premise software (серверное решение)
С внедрением On-Premise решения компания покупает сервер и контролирует его сама. Это означает, что компания отвечает за технологии безопасности, насколько регулярно обслуживается, обновляется и стабильно работает оборудование. Кроме того, при внедрении нового программного обеспечения компания должна обеспечить наличие мощных локальных серверов. Локальный означает, что к серверу нельзя получить доступ извне.
On-Premise vs. Cloud IaaS — преимущества и недостатки
Оба решения имеют различные преимущества. 5 самых значимых описаны ниже.
Преимущества Cloud IaaS
- Масштабируемость. Софт в облаке легко масштабируется мощностью сервера. Например, при приобретении дополнительного программного обеспечения или увеличении количества сотрудников.
- Низкие затраты. Облако можно использовать сразу после регистрации, оно не требует предварительных инвестиций.
- Отсутствие прямых затрат на обслуживание. Поставщик облачных технологий отвечает за софт, обновления и обслуживания серверов. Таким образом, сервер всегда оснащен в соответствии с последними рекомендациями по безопасности.
- Независимый от устройства доступ. Не нужно каждый раз обращаться к устройству, которое подключено к локальному серверу, данные доступны через интернет независимо от устройства.
- Обновления и постоянное развитие. Модели «софт как услуга» (SaaS) постоянно обновляются и дорабатываются.
Преимущества On-Premise решения
- Полный контроль над данными. Собственные данные и данные, которые вам доверили клиенты (например, в crm), не хранятся на сервере другой компании.
- Доступ к данным без интернета. В случае сбоя сети внутренние данные будут по-прежнему в прямом доступе.
- Кастомная настройка. Обычно в качестве основы используется стандартный софт, которое потом расширяется и адаптируется под потребности компании индивидуальными настройками.
- Собственная ИТ-инфраструктура. Компания независима от постороннего оборудования и команды.
- Отсутствие регулярных затрат на ПО. Софт обычно приобретается напрямую, в то время как на облачных платформах действует подписка или лицензия.
Конечно, в каждом из вариантов есть и свои минусы. Их значимость может варьироваться в зависимости от того, какие запросы у компании.
Недостатки Cloud SaaS
- Контроль данных. В конце концов, данные находятся не в самой компании, а на серверах облачного провайдера.
- Текущие расходы. Программное обеспечение по схеме SaaS (software as a service, программное обеспечение как услуга) нельзя приобрести целиком и сразу. Компании покупают подписку или лицензирование, которые нужно постоянно продлять.
- Необходимость доступа в интернет. Облачные сервисы используются только при подключении к интернету.
- Меньше вариантов кастомизации. Программное обеспечение SaaS в основном представляет из себя стандартный набор возможностей и ограниченных модификаций.
- Зависимость от поставщика. Поставщики облачных услуг могут свою компанию с проприетарными решениями, перестать соответствовать законодательству и т.п. Это затрудняет смену поставщика.
Недостатки On-Premise
- Специальное оборудование. В зависимости от программного обеспечения требуются серверы с разной мощностью и классом производительности.
- Квалифицированная ИТ-команда. Для обеспечения надлежащей защиты данных и поддержки стабильной работы ПО и оборудования требуются специальные знания в области ИТ.
- Самостоятельное решение проблем. Сбои в работе устраняют специалисты компании, часто без гарантированных сроков.
- Отсутствие автоматических обновлений. Если вы используете стороннее облако, то регулярно получаете готовые обновления. Для решения On-Premise обновления нужно приобрести и установить вручную.
- Риск прекращения поддержки ПО. On-Premise решения часто имеют много дополнительных настроек, которые реализует разработчик ПО. Нет никакой гарантии, что он не остановит развитие продукта и обновлений.
On-Cloud или On-Premise: какой формат поставки выбрать
Как серверные, так и облачные системы эффективны для решения бизнес-задач и хранения данных. Прежде чем выбрать и внедрить одну из них, задайте себе следующие вопросы:
- Сколько капиталовложений сможет позволить компания?
- Каковы требования к безопасности и можно ли обеспечить ее самостоятельно?
- Есть ли помещение для установки серверов (при выборе On-Premise решения)?
- Что предпочтительнее: регулярные или единовременные платежи?
- Как часто потребуются услуги по запросу?
- Нужна легко масштабируемая система?
- Нужна индивидуально настраиваемая система?
Некоторые компании поставляют софт в двух версиях — и в облачном, и в серверном — к ним относится и МТС Линк (ранее Webinar). Все данные клиентов хранятся на российских серверах, а продукты компании входят в реестр отечественного ПО.
Подключить облако можно за 3 минуты, а установить и запустить полноценное коробочное On-Premise решение получится за 3 дня. Кроме того, специалисты МТС Линк помогут окончательно убедиться, какой вариант подходит вашей компании больше.