Организация и проведение тренингов

Организация и проведение тренингов стали обязательной частью развивающегося бизнеса, касается ли это обучения персонала, партнеров или клиентов. Бесчисленное количество компаний, от корпораций до университетов и стартапов, уже давно считают преимуществом практику проведения тренингов и семинаров в онлайне. Постепенно традиционные уроки с личным присутствием заменяют активным обучением через интернет-платформу.

Проводить занятия в таком формате — это значит делать программу гибкой. Здесь каждый участник получает удобство, которое не всегда доступно при традиционных методах обучения. Проведение тренингов часто помогает людям, которые живут в других регионах или странах. Онлайн-обучение подарило массу возможных вариантов повышения профессиональных компетенций или перепрофилирования для тысяч людей.

Разные сферы бизнеса экономят на организации тренингов в офлайне, не тратя деньги на транспорт и командировочные для сотрудников. А при правильном подходе подготовка тренинга становится эффективной экономически и в долгосрочной перспективе.

Создание собственного курса кажется сложной задачей, но к ее реализации приходят, соблюдая определенные шаги. Давайте разберем, как сделать тренинг успешным и результативным.

Организация и проведение тренингов | Фото 12 2

Подготовка и проектирование тренинга

Определите, зачем вам проведение тренингов

Измеряйте значимость этой задумки в целях. Какие вебинары хотите проводить: разработать серию корпоративных тренингов или организовать один из тренингов личностного роста? Имейте четкое представление о том, чему пытаетесь научить и каковы будут главные показатели эффективности.

Для этого ответьте на следующие вопросы:

  • Что нужно узнать аудитории и какую пользу это принесет?
  • Насколько эффективным это будет для личного бренда или компании?
  • Как организация тренинга поможет компании достичь целей?
  • Это обязательный тренинг, требующий строгой программы обучения, или просто образовательный?
  • Как инструменты проведения корпоративных тренингов скажутся на формировании профессиональных навыков? Повысится ли мотивация сотрудников?

На тренинговых занятиях вы поможете устранить пробелы в знаниях команды и решить сразу несколько конкретных задач.

Узнайте больше о потенциальных учениках

Говоря о целевых аудиториях, подразумевают людей с общим набором качеств и задач, которые им нужно решить. Можете ли вы дать решение на групповых занятиях? Какие выбрать методы обучения?

Потенциальные покупатели курса английского языка отличаются от тех, кто обращается ради проведения бизнес-тренинга. И другое дело — организовать обучение для собственных сотрудников. Создайте материалы, соответствующие аудитории и площадке, которую предпочитают клиенты.

Создавайте интересный контент

Как только поймете, зачем вам проведение тренингов, семинаров и других обучающих мероприятий, сможете приступить к применению практических навыков, а именно разработке контента. Нужно будет определить:

  1. Ценностное предложение
  2. Идеальный стиль и методы обучения
  3. Подходы в обучении
  4. Учебные материалы
  5. Систему оценки
  6. Цели обучения у студентов или сотрудников

Ожидаемо, что занятия и упражнения проводятся для формирования практических навыков и новых компетенций. Метод активного обучения с четкими целями позволит разработать хорошо продуманный и определенный учебный курс, который обязательно поможет учащимся добиться успеха.

Не бойтесь интересоваться ожиданиями участников, задавать вопросы и встраивать пожелания в процессы обучения. Сформируйте цели ведения тренингов на основе этих результатов. Далее следите за тем, чтобы контент соответствовал этим целям до окончания обучения. Используйте разные форматы в тренинговых программах — каждый имеет плюсы и минусы.

Организация и проведение тренингов | Фото 13 2

Текстовый контент

Всегда есть классические лекции и семинары, где главные материалы — это текст. Они представляют из себя рассказ по теме от преподавателя или внутренних тренеров и изучение текстовых материалов самостоятельно.

Конечно, в чистом виде такой формат несколько устарел. Для повышения эффективности формы обучения сегодня сочетают в себе несколько форматов контента.

Нельзя сказать, что следует полностью избегать текста — любые тренинги предполагают его использование. Но стоит подумать, как это интегрировать в другие формы проведения учебных занятий. Не потому, что текстовые материалы скучны, а потому, что обучение только чтением не отличается эффективностью.

Видео и изображения

Один из эффективных способов сделать интересный тренинг — построить модель обучения на визуально привлекательном контенте. Представляйте полезную информацию наглядно. Самым простым вариантом проведения презентаций может стать следующий алгоритм:

  • Добавьте несколько релевантных видео (а еще лучше — создайте свое собственное).
  • Добавьте соответствующие изображения, чтобы сопровождать блоки текста.
  • Проговаривайте каждый пункт с помощью хорошего микрофона и четкой артикуляции.

Сегодня видео создается с помощью качественной камеры и простой программы. Таким образом можно накладывать на собственные презентации и видеоролики голосовые комментарии и получать эффект индивидуальных лекций.

Онлайн-уроки на основе видео доступно и эффективно объясняют суть даже практических упражнений. Они просты для понимания и увлекательны, позволяют учителям формировать более тесную связь со студентами и положительно влияют на результативность тренинга.

Организация и проведение тренингов | Фото 14 1

Разработайте план обучения

Существуют разные подходы к стратегическому обучению, которые можно использовать на тренинге. Например, сторителлинг, исследовательское или ситуативное обучение. И то, что хорошо на психологическом тренинге, может не подходить для обучения персонала.

Разработку программы следует начать с мыслей о:

  1. Типе контента, который хотите использовать.
  2. Масштабе темы ваших онлайн-тренингов.
  3. Определении дедлайнов каждого из этапов.
  4. Расписании: какие дни недели и время суток удобнее для групповых дискуссий.
  5. Стиле преподавания: какие методы групповой работы будете применять.
  6. О формате аттестации.
  7. Структуре примерного плана занятий.

Создайте раскадровку перед проведением тренинга

Раскадровка — это грубый визуальный план, который помогает наметить, как текст, изображения и другие элементы будут выглядеть на тренинге. Такие шаги позволят увидеть общий путь проведения тренинга без мелких деталей и внести необходимые изменения, прежде чем вы приступите к конкретному содержанию для каждой части.

Выберите LMS (систему управления обучением)

Определиться с выбором программы для организации и проведения тренинга сегодня несложно. И стоит решить этот вопрос на самом раннем этапе планирования. Существует множество различных платформ LMS, которые помогают заниматься активным обучением из любой точки мира. Большинство из них обучены анализу результатов и предоставляют готовую статистику тренингов.

Все организаторы онлайн-курсов стоят перед выбором онлайн-сервиса, через который осуществляется организация и проведение тренингов. Он делает процессы групповой и индивидуальной практики интерактивными и увлекательными.

Чтобы определить, какие инструменты и системы управления обучением использовать, ознакомьтесь с:

  • Отзывами других тренеров.
  • Доступными функциями.
  • Тарифами.
  • Тем, насколько LMS подходит для разных форматов обучения — например, практических заданий, ведения тренингов, специальных упражнений или деловых игр.

Помните, что не существует одного инструмента, который работает для всех. Потребности варьируются от одной компании к другой. Чтобы определиться с выбором программы, нужно конкретнее определить запросы:

  • Сколько человек будет использовать платформу на занятиях одновременно? Среднее количество? Максимум?
  • Будут ли учащиеся использовать устройства компании или свои собственные?
  • Какой максимальный бюджет на проведение тренингов и платформу в частности?
  • Достаточно ли пропускной способности интернет-соединения для проведения онлайн-занятий?
  • Каков будет осуществляться резервное копирование и защита информации?
  • Как организуете техническую поддержку для пользователей?

Уже 10’000 клиентов используют Линк Вебинары для организации онлайн-обучения. Самый простой способ проверить, подходит ли платформа вам — протестировать ее бесплатно. В Линк Вебинары (ранее Webinar) есть бесплатный тариф, который не ограничен по времени, а подключение займет 3 минуты.

Организация и проведение тренингов | Фото 15 1

Проведение тренинга

Разобравшись с технической, смысловой и контентной частью, составьте список основных методов и правил проведения тренингов. Как во время обучения проходит групповое обсуждение, на что стоит обратить внимание в групповых процессах, какие правила тренинговых занятий должны соблюдать ученики. Вспомните про техники, которые использовались ранее и приносили больший результат, и адаптируйте их для создания онлайн-тренинга.

Поощряйте активное участие

Сохраняйте спокойный и информативный тон на протяжении всего обучения. Поощряйте учащихся задавать вопросы и делиться опытом — это поможет эффективному общению. Периодически выделяйте самого активного участника, это замотивирует других на развитие коммуникативных навыков.

Многие преподаватели проводят тренинги с включенными камерами, чтобы лучше установить личный контакт и для создания атмосферы профессиональной и психологической взаимовыручки.

Установите четкие цели, основные правила и ожидания

Учащиеся могут отвлекаться на другие проекты во время проведения тренингов или рабочую почту, поэтому в начале попросите всех закрыть другие программы и убрать устройства. Покажите функционал платформы:, как задать вопрос, поднять руку, пользоваться совместными инструментами, чатом. Сообщите участникам заранее, какие этапы занятия и методы оценки их ждут.

Организуйте командную работу

Определите формы групповой работы: как учащиеся будут распределяться по командам, по сколько человек, в каком виде должны быть презентованы результаты работы. Организуйте виртуальную комнату отдыха, где в перерыве обсуждаются учебные вопросы.

Используйте чат по максимуму

Пусть участники задают вопросы по ходу тренинга, а вы ответите на них в паузах. Также попросите зрителей ответить на вопрос, особенно тех, кто стесняется высказываться.

Создайте опрос

Опросы — отличный способ проводить программу с высоким вовлечениему и получать обратную связь в режиме реального времени. Создавайте опросы, чтобы проверить знания участников и их понимание темы, либо используйту для соревнований или измерения вовлеченности.

Используйте доску

Обучение посетителей с помощью иллюстраций принесет отличные результаты. Виртуальная доска — это пустой экран, на котором печатают, пишут и рисуют с помощью доступных в программе инструментов для аннотаций. Например, в начале занятия разделите участников на две команды и попросите перечислить цели обучения, поставленные на тренинге. Затем участники могут печатать на экране, чтобы обсудить идеи. Такие инструменты, как МТС Линк Доски, делают это довольно легко — функция ее совместного использования есть в МТС Линк Вебинары (ранее Webinar).

В онлайн-досках можно делать то же самое, что и на очных мероприятиях: клеить стикеры, рисовать схемы, сортировать карточки и активно взаимодействовать друг с другом. Контакт со спикером тоже есть: курсор и реакции помогают понять, на что сейчас смотрит человек и как реагирует на задание. А ещё в Доски можно добавить таблицы, картинки и ссылки на сторонние ресурсы.

Делайте перерывы

Если вы решили провести один большой тренинг или серию, разбейте их на небольшие сеансы, а между ними делайте перерывы по 10-15 минут. Участники в тренинговых группах будут меньше отвлекаться, зная, что у них есть время на себя. Возобновите урок активностью — викториной, опросом или голосованием.

Организация и проведение тренингов | Фото 16 2

Оценка результатов

Как провести оценку эффективности тренинга? В первую очередь, она отражается на успехах учащихся. Есть несколько основных методов, которые помогут вам после окончания тренинга оценить, как он прошел.

Используйте оценки

Некоторые считают, что оценки устарели, и каждому ученику нужен индивидуальный план и подход. Но они полезны для многих аспектов. Вы не только проверите, насколько хорошо студенту или сотруднику удалось усвоить информацию, но и увидите, соответствуют ли оценки материалу.

Кроме того, это позволит понять, насколько программа доступна и способствует ли формированию практических навыков. Оценки помогут выявить недостатки курса и внести улучшения.

Отслеживайте прогресс

Организация корпоративного или коммерческого тренинга через специальные онлайн-платформы позволяет отслеживать прогресс отдельных учащихся. Вы можете видеть, какие сотрудники участвуют и сколько баллов зарабатывают. Посмотрите, на каких темах возникают проблемы, и подумайте, как решить их с помощью организации дополнительных тренингов и семинаров.

Запросите обратную связь

Спросите учеников или сотрудников напрямую: помог ли тренинг в решении реальных задач и конкретных проблем? Нравится ли такая организация корпоративного обучения? Чувствуют ли они личностный рост и достигли ли уровня профессионального мастерства, которого ожидали?

В опросах задавайте вопросы о содержании тренингов и навыках, используя измеряемую шкалу оценки.

Соотнесите результаты с целями

После завершения обучения вернитесь к началу. Была ли выполнена программа так, как планировалась, насколько конкретно выполнены цели и как измерять достижения. Если, например, несколько сотрудников во время проведения корпоративных тренингов постоянно не достигают целей, это может означать, что курс неэффективен.

Организация и проведение тренингов | Фото 17 2

Убедитесь, что знания применимы

Один из лучших способов убедиться в эффективном использовании полученных знаний — применить в практических ситуациях. Хотя курс может быть основан на теории, вполне вероятно, что есть компоненты, которые полезны на практике. Попросите учеников выполнить задания вне рамок тренинга и поинтересуйтесь, насколько это удалось.

Используйте фокус-группы

Создание фокус-групп аналогично обратной связи. Если мы говорим про корпоративное обучение сотрудников, то в такие фокус-группы должны входить не только сотрудники, которые прошли обучение, но и коллеги, с кем они постоянно взаимодействуют. Получение отзывов со всех уровней бизнеса может выявить, какие этапы и аспекты курса эффективны, а какие требуют улучшения.

Следите за цифрами

Один из наиболее объективных способов оценить эффективность проведения тренингов — отслеживать результаты по рентабельности инвестиций. Общая цель курса обучения состоит в увеличении прибыли компании. Обучающие курсы должны быть направлены на улучшение качества обслуживания клиентов, позволяя сотрудникам чувствовать себя увереннее и счастливее.

Когда качество обслуживания клиентов улучшится, они потратят больше денег и порекомендуют ваш бренд. Этот процесс должен увеличить прибыль, позволяя увидеть численное отражение эффективности курса.

Можно перечислить еще множество рекомендаций, но то, как они работают в реальной жизни, вы должны узнать на своем опыте. Начинайте создание тренингов уже сегодня, и в будущем поблагодарите себя за эффективные вложения!

Как начать вести тренинги?
Для начала определитесь с целями, бюджетами на обучение и рентабельностью идеи. Ответьте на несколько ключевых вопросов: чем будут полезны новые знания для аудитории, на какие показатели повлияют. После этого приступайте к подготовке.
Как эффективно провести тренинг?
Используйте современную онлайн-платформу и ее интерактивные инструменты для онлайн-обучения. Сочетайте разные форматы контента и постоянно отслеживайте результаты.