Ничего не найдено. Попробуйте еще
От чего выгорают айтишники: 5 историй и много рекомендаций

Спринты, ревью, правки, синдром самозванца… Столько давления — немудрено, что, по данным опроса, 96% айтишников сталкиваются с признаками выгорания. Почему профессиональное истощение — такое частое явление в IT-сфере, как с ним справиться и (главное) как не допустить? Разбираемся с теми, кто работает в IT.
Микроменеджмент и противоречащие правки
IT-эксперт и backend-разработчик Филипп Щербанич

Собственная история
По опыту, главные причины выгорания — это:
- плохой менеджмент
- неумение взаимодействовать с людьми
- меняющиеся правила работы.
Впервые я столкнулся с выгоранием из-за микроменеджмента. Руководители (которые не были ни айтишниками, ни опытными менеджерами) излишне контролировали весь процесс разработки, требовали объяснить каждый этап. Из-за недоверия и мелких отвлекающих задач проекты затягивались, страдал бизнес. Со стороны сотрудников работа в IT требует повышенной концентрации, если труд не получает признания, теряется мотивация и возникает выгорание.
После нескольких попыток наладить ситуацию, я сменил место работы. На новом месте я стал чувствовать себя лучше, снова заинтересовался профессией.
Второй случай произошёл из-за токсичного коллектива и плохо выстроенных процессов. В разработке важно, чтобы задание было чётким и не менялось на ходу. В IT-сфере есть долгие проекты, состоящие из серии трудоёмких задач. Когда их усложняют в процессе, могут начаться долгие споры, пересмотр сроков выполнения и топтание на месте.
На этапе ревью такое усложнение может выглядеть как придирки. Отдельная боль — это несколько ревьюеров, которые дают противоречащие правки. Договориться, объяснить свою позицию становится невозможно. Если такое происходит, я рекомендую в первую очередь обсудить ситуацию с тимлидом. Если и это не поможет — готовиться к поиску новой работы. На собеседовании важно уточнять, как устроен рабочий процесс.
Что спасёт от выгорания
Идеально, если попадётся авторитетный лидер, который обоснованно принимает решения, берёт на себя ответственность, слушает доводы и выполняет бизнес-задачи, а не тратит время на выяснение абстрактных мелочей.
Но и самому нужно держать себя в рабочем состоянии. Айтишники работают мозгом. Чтобы отдохнуть, его надо отключить: погулять, поиграть в теннис, бадминтон, заняться плаванием, бегом. А вот листать соцсети, играть в компьютерные игры после 8 часов (в лучшем случае) возле компьютера не поможет. Только офлайн — он реально снижает стресс.
Дисбаланс отдачи и потребностей
Технический директор Umbrella IT Константин Попандопуло

Собственная история
В сфере интеллектуального труда выгорание знакомо многим. Я с ним столкнулся после 10 лет успешной работы программистом. Оно же подтолкнуло меня к решению перейти в менеджмент, о чём я не жалею.
Выгорание ощущалось как:
- самокопание
- отсутствие целей
- нежелание кодить, хотя годами это приносило мне удовольствие.
Выйти из ситуации помог вызов: раз я сумел стать успешным программистом и реализовал сложнейшие проекты, то смогу повторить то же самое в другой роли. Как только я погрузился в новую область, физическая и ментальная усталость выросли, но энергии на преодоление вызовов стало в разы больше.
Откуда берётся выгорание в IT
Работа приносит не только заработок, но и закрывает психологические потребности. Одним важно признание, другим — социум, третьим — сложные вызовы, а кому-то нужна стабильность. В обмен на эти вещи сотрудник отдаёт результат интеллектуального труда, лояльность, вовлечение и т. д. Когда в «негласном контракте» нарушается баланс, случается выгорание.
Перед руководством стоит сложная задача: отслеживать меняющиеся потребности. Человек может повзрослеть, жениться или выйти замуж, сменить круг общения или хобби, а следовательно, изменятся и потребности. Инициатором изменения условий «негласного контракта» может стать и компания. У бизнеса могут смениться приоритеты, компания может войти в новый этап развития. Это меняет ожидания от сотрудников — и тоже может привести к выгоранию.
Что указывает на выгорание сотрудника
Если руководитель внимателен, он быстро подметит, что коллега стал менее или более эффективным, общительным или пунктуальным. Он может чаще или, наоборот, реже ошибаться. Но если тимлид действует по принципу «работает — не трогай», то полное выгорание и увольнение могут стать неожиданностью.
Как помочь подчинённому
Всё зависит от человека, но алгоритм такой: выявить изменения в потребностях и придумать, как их удовлетворить. Звучит просто, но всё зависит от опыта и компетенций руководителя. Например:
Руководительоднозначно должен помогать своему коллеге проходить кризис. Корпоративные психологи и коучи важны и даже необходимы, но они не выполнят работу за тимлида.
Монотонность и токсичный коллектив
Руководитель проектов в Outlines Tech Яна Шаклеина

Собственная история
В IT я семь лет: начинала с разработчика, затем стала руководителем проектов, а сейчас совмещаю эту роль с функциями линейного руководителя. С выгоранием я столкнулась, когда была исполнителем. В погоне за высокой зарплатой я сменила работодателя. Тогда я думала, что смогу преодолеть любые трудности, но быстро поняла, что атмосфера в коллективе и общая заинтересованность команды важнее денег. На новом месте этого не было. Через полгода я начала испытывать физические проблемы из-за стресса и поняла: нужно уходить.
Главные причины выгорания
Я выделяю три причины:
- Дисбаланс между ценностями и вкладом в работу. Например, если ценность человека — непрерывное обучение, то работа без регулярного потока новых задач вызовет выгорание. Или ценность — классный коллектив. Без него сотрудник выгорает, даже если задачи интересные.
- Монотонность. Даже комфортная рутина со временем может привести к ощущению «серости» и усталости.
- Физическое истощение. Переработки, недосып, игнорирование базовых потребностей.
Как бороться с выгоранием сотрудников? Я включаюсь в помощь сразу, как замечаю признаки выгорания у своих сотрудников:
- потерю интереса к проекту
- увеличение времени на задачи
- отсутствие сил на хобби.
Тогда я лично беседую, предлагаю решение: скорректировать график, взять отпуск, перейти в другой проект или команду. Бывает, что сотруднику не подходит рабочий процесс. Тогда руководителю важно:
- снизить объём или сфокусироваться только на конкретных задачах
- чётко разграничить рабочее время и время отдыха
- предложить дневной сон, прогулку и скорректировать время работы
- сместить начало или окончание рабочего дня;
- изменить формат работы — перевести на полную удалёнку или, наоборот, добавить посещение офиса.
Важно не копить негатив и не бояться говорить о проблемах. Если сотрудник «вырос» из своей роли, я делегирую ему новые задачи или привлекаю к смежным направлениям. Например, когда я сама ощутила рутину в разработке, меня повысили до руководителя — это вдохнуло новую энергию.
А вот повышение зарплаты не решает проблему. Деньги могут отсрочить уход, но не устранят физические симптомы или глубинное недовольство.
Хаотичные задачи и неопределённость
Старший продюсер IT-профессий в «Нетологии» Вероника Лобанова

Собственная история
С выгоранием я столкнулась, когда в нашей маленькой командепереработки стали нормой. Руководитель работала по выходным — это задавало тон. Так незаметно для себя я «сгорела». Помогло стечение обстоятельств: коллега вышла из декрета, а я сменила роль внутри компании — стала продюсером.
Как мы создали культуру доверия
В новой команде у нас появились встречи для рефлексии. Мы назвали их «хвалилками»: сначала — разбор ошибок, на которых часто оказывалось, что человек и не виноват в факапе, потом — разбор достижений. Наедине с собой рабочие неудачи могут угнетать. Но если обсуждать их в поддерживающей среде, напряжение спадает. Эффект закрепляется разбором успехов, работать становится легче, появляется энтузиазм. На такой почве сложно выгореть.
Для руководителя важно создать атмосферу, где ценят не только результат, но и эмоциональное состояние. Например, если сотрудник берёт слишком много задач, нужно вместе расставить приоритеты, что-то отложить или делегировать.
Когда сотрудник чувствует неравнодушие руководителя, ему легче поддерживать здоровую продуктивность.
Главные причины выгорания в IT
За всю карьеру я поняла, что у выгорания несколько причин:
- нездоровая атмосфера — отсутствие безопасного пространства для инициативы, в котором страшно ошибиться, предложить нестандартное решение
- хаотичные задачи — ASAP без чёткого плана вызывает стресс
- отсутствие обратной связи — без понимания критериев оценки работы растёт тревога
- неопределённость карьерного роста — когда нет прозрачности в повышении или развитии, мотивация падает.
Что помогает предотвратить выгорание айтишникам
Прежде всего — не молчать и обсуждать всё сразу, благо сервисов для онлайн-звонков сейчас много. Заводить разговор стоит, даже если кажется, что «все так работают» — у всех спринты, дедлайны и нарушенный work-life balance — подумаешь! Но это неверно — нужно искать компромиссы: обсудить объём задач, взять паузу, попросить поддержку.
Помните: хороший руководитель не станет искать замену, а предложит решения. Например, когда я чувствовала, что «выросла» из роли исполнителя, мне дали возможность попробовать себя на руководящей позиции.
День сурка и разряженная батарейка
Инженер ПО, разработчик Notamedia Алина Червинская

Собственная история
Меня выгорание настигло в университете, когда я параллельно работала на фрилансе. Тогда я ощущала, будто попала в день сурка: пары с утра и до вечера, рефераты, изучение тонны материалов, а потом ночь работы над заказами. Моя эмоциональная батарейка разрядилась, я не чувствовала пользы от труда — только усталость и раздражение.
Бросить работу я не могла, поэтому решила удвоить цену. И это помогло! Заказов стало меньше, но и я меньше уставала.
Оказалось, надо по-другому
Сейчас на моей работе есть коучи, они проводят тренинги по эмоциональному интеллекту, организации хоум-офиса, поиску мотивации на удалёнке, балансу жизни и работы. Оказалось, выгорания можно избежать, если понимать, как оно работает и что нужно для счастья. Важно уметь:
- качественно отдыхать
- переключать внимание
- находить досуг, отличный от работы (желательно подальше от компьютера).
Лично мне оказалось важным учиться и тестить новые технологии. Классно, что работа в IT позволяет это реализовывать: у нас есть система менторства, я могу попросить любого специалиста в подразделении помочь построить дорожную карту навыков, которым я хочу обучиться. В компании помогают оплачивать курсы повышения навыков и компетенций.
Ещё мне нравится, что мы как разработчики не остаёмся без новых задач. Например, я работаю над порталом Мэра Москвы — это постоянный поток новых идей и доработок. Скучать некогда — нужно изобретать технические решения.
Ещё важно, чтобы в команде было неформальное общение. У нас бывают созвоны, где мы просто беседуем о жизни, встречаемся на корпоративах, гуляем по интересным местам, играем в квизы, общаемся в тематических чатиках, обсуждаем еду и скидываем друг другу мемы.
Ну и конечно, отпуск и путешествия. Они нужны, чтобы отключиться от рабочих задач. Мне нравится погружаться в вязание, делать приятные подарки близким. Не обходится и без компьютерных игр, куда без них.
Вывод
Все наши герои, в том числе руководители, сталкивались с выгоранием и успешно с ним справились. Теперь они знают, как помочь себе, своим подчинённым и готовы делиться этим знанием. Это значит, что выгорание — это не приговор и выходить из сферы IT совсем не обязательно. Иногда профессиональное истощение становится даже толчком к карьерному росту, амбициозным задачам или новому дружному коллективу.
Основными причинами выгорания в IT-сфере эксперты статьи называют:
- дисбаланс между отдачей и личными потребностями
- микроменеджмент
- токсичный коллектив
- хаотичные процессы
- усталость
- неопределённость
- отсутствие обратной связи.
Самые очевидные способы справиться с проблемой (отпуск и повышение зарплаты) они единогласно называют временной мерой.
«Повышение зарплаты поможет стиснуть зубы. Но глобально выгорание исходит от управленческих решений: от того, как выстроено общение в команде, как контролируется разработка, как ставятся задачи, как относятся к сотруднику, сколько времени дают отдохнуть, как ценят инициативу», — говорит IT-эксперт и backend-разработчик Филипп Щербанич.
Борьба с выгоранием — дело индивидуальное, и ключик к работе без стресса и в удовольствие у каждого свой. Поэтому руководитель проектов в Outlines Tech Яна Шаклеина рекомендует не молчать, честно разговаривать и признаваться в дискомфорте, даже если он кажется субъективным.
«Если вы заговорили о выгорании — это не значит, что вас заменят. Ваше состояние важно не только для вас, но и для бизнеса. Лучше вовремя найти решение, чем потерять ценного специалиста. Руководитель поможет найти компромисс: сменить проект, взять паузу, перераспределить обязанности», — говорит Яна Шаклеина.
По словам Вероники Лобановой, выгорание «молодеет». На форуме для детей и подростков доклад «Нетологии» о выгорании вызвал больше интереса, чем лекции о профессиях.
Подпишитесь на рассылку МТС Линк Медиа
Каждую пятницу присылаем самые интересные статьи об эффективной работе и коммуникациях в онлайне на почту